Управление собственным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночной экономики и стремление предприятий к росту благосостояния в условиях полной хозяйственной самостоятельности способствует все большей концентрации внимания на управлении источниками финансирования коммерческой деятельности, особенно такой их важной составляющей как собственный капитал. Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно использование капитала приносит доход и прибыль. Все это обуславливает особую значимость процесса грамотного управления капиталом предприятия на различных этапах его существования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический аспект управления собственным капиталом предприятия.
Определение, сущность и значение управления собственным капиталом предприятия
Методы и механизмы управления собственным капиталом.
Глава 2. Практический аспект управления собственным капиталом компании на примере ОАО «ТатСтрой»
Характеристика предприятия
Анализ структуры управления собственным капиталом
Анализ практических показателей.
Глава 3. Совершенствование управления структурой капитала ОАО «ТатСтрой»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Управление собственным капиталом.doc

— 432.50 Кб (Скачать файл)

     г) конверсия заемных средств в  собственные (например, обмен корпоративных облигаций на акции);

     д) средства целевого финансирования, поступившие  на инвестиционные цели;

     е) прочие внешние финансовые источники (эмиссионный доход, образуемый при повторной продаже акций).

     Основу  управления собственным капиталом  предприятия в процессе его развития составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

      Управление  собственным капиталом включает в себя прежде всего формирование уставного капитала и распределение  его между акционерами. Распределение уставного капитала между акционерами влияет на получение прибыли доли дивидендов, как правило, пропорционально доле уставного капитала по обыкновенным и привилегированным акциям, а также дает право на участие в управлении предприятием и доступ к реальным финансовым потокам.

     В процессе реализации своих основных целей, управление формированием собственного капитала направлено на решение следующих основных задач14:

  1. Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в капитале для финансирования необходимых предприятию активов, формирования схем финансирования оборотных и внеоборотных активов, разработки системы мероприятий по привлечению различных форм капитала из предусматриваемых источников.
  2. Обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимальная доходность (рентабельность) капитала может быть обеспечена на стадии его формирования за счет оптимизации соотношения собственного и заемного видов привлекаемого капитала, привлечения таких его форм, которые в конкретных условиях хозяйственной деятельности предприятия генерируют наиболее высокий уровень прибыли.
  3. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и его авансированием в необходимых объемах в высоколиквидные виды активов.
  4. Обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей. Такой финансовый контроль обеспечивается контрольным пакетом акций в руках первоначальных учредителей предприятия. На стадии последующего формирования капитала необходимо следить за тем, чтобы привлечение собственного капитала из внешних источников не привело бы к утрате финансового контроля и поглощению предприятия сторонними инвесторами.
  5. Обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия. Она характеризуется способностью предприятия быстро формировать необходимый объем дополнительного капитала при неожиданном появлении высокодоходных инвестиционных предложений или новых возможностей ускорения экономического роста. Необходимая финансовая гибкость обеспечивается в процессе формирования капитала за счет оптимизации соотношения собственных и заемных его видов, долгосрочных и краткосрочных форм его привлечения, снижения уровня финансовых рисков.

     Таким образом, роль собственного капитала в  экономическом развитии фирмы определяет его как главный объект финансового  управления организацией.

     Управление  собственным капиталом придерживается ряда общепринятых в экономике принципов15:

  1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. Управление формированием капитала непосредственно связано со всеми иными направлениями  менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности управления формированием капитала с другими функциональными системами управления и с общей системой управления предприятием.
  2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования объема и структуры капитала теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на последующую эффективность его использования и результаты финансовой деятельности предприятия в целом. Поэтому управление формированием капитала должно рассматриваться как комплексная функциональная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность деятельности предприятия.
  3. Высокий динамизм управления. Системе управления формированием капитала должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, потенциала формирования собственных финансовых ресурсов, темпов экономического развития, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.
  4. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования объема и структуры капитала, выбора источников и форм его привлечения предприятием должна учитывать имеющиеся альтернативы действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений в этой области их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкретную финансовую политику предприятия.
  5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными не казались проекты управленческих решений в области формирования объема и структуры капитала, выбора схем финансирования отдельных видов деятельности и хозяйственных операций в текущем периоде, они должны быть заменены, если они вступают в противоречие с миссией предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают основу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников и эффективного использования капитала в предстоящем периоде.

     Эффективная система управления формированием  капитала, организованная с учетом изложенных принципов, создает основу высоких темпов наращения ресурсного потенциала предприятия, обеспечения необходимой финансовой его устойчивости в процессе развития, постоянного роста его рыночной стоимости. Способность собственного капитала к самовозрастанию является следствием роста уровня прибыли, ее эффективного распределения, обеспечения финансового равновесия за счет внутренних источников. Снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности.

     Таким образом, управление собственным капиталом  предполагает под собой управление процессами его формирования в первую очередь. В его основе лежит стремление оптимизировать структуру капитала таким образом, чтобы в перспективе  максимизировать стоимость всего бизнеса в целом.

     Данная  цель достигается путем обеспечения  соответствия объема привлекаемого  капитала необходимому объему активов  с учетом стратегических целей функционирования организации; формирования оптимальной  структуры капитала с позиций эффективного его функционирования; минимизации затрат по формированию капитала из различных источников.

     К основным методам привлечения собственного капитала относится привлечение  капитала в виде долевых ценных бумаг. Это определяется эмиссионной политикой предприятия.

     

  • Эмиссионная политика предприятия направлена на выпуск ценных бумаг и последующее  их размещение на фондовом рынке с  целью привлечения дополнительных внешних финансовых ресурсов. Цель эмиссионной политики предприятия  заключается в поиске внешних источников финансирования. Другими направлениями эмиссионной политики выступают передел собственности, увеличение уставного капитала, в том числе путем привлечения новых акционеров, расширение рынка своих акций. Задачей эмиссионной политики является финансовое обеспечение развития предприятия.
  •      Экономическая и практическая роль создания уставного  капитала путем размещения акций заключается в возможности привлечения финансовых средств, необходимых как для начала, так и для продолжения хозяйственной деятельности в течение всего жизненного цикла компании.

           В настоящее время сформировалась  устойчивая тенденция повышения  интереса российских компаний  к финансированию своей деятельности  за счет новых эмиссий акций,  а так же дополнительной эмиссии. 

         Как известно, в соответствии с законом о рынке ценных бумаг размещение акций может осуществляться в форме закрытого (частного) или публичного предложений ценных бумаг. Закрытая эмиссия (частное предложение ценных бумаг) – это размещение ценных бумаг компании среди заранее определенного круга лиц. Публичная эмиссия предполагает размещение ценных бумаг среди неопределенного круга лиц на биржевом и внебиржевом рынках.

         Важным  видом публичного размещения является первичное размещение ценных бумаг (IPO). Как правило, под первичным размещением акций подразумевается процедура размещения на организованном рынке ценных бумаг. Принятие решения о проведении первичного размещения акций является важнейшим элементом эмиссионной политики предприятия и преследует одновременно две цели: привлечение дополнительного финансирования и создание высокой ликвидности торгуемых акций16.

         Понятие «дополнительная эмиссия акций», которое означает увеличение уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций, пришло на смену понятия «вторичная эмиссия» и окончательно закреплено в Законе об акционерных обществах17. Дополнительная эмиссия представляется привлекательным методом финансирования. Это обусловлено свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, заинтересованностью инвесторов в реальном доступе к управлению капиталом. Данный механизм привлечения средств, в первую очередь, дает возможность перераспределения прав между различными группами акционеров путем изменения финансовой структуры капитала.

         Можно выделить следующие обобщенные типы эмиссий корпоративных ценных бумаг, отличающихся своими основными задачами, источниками средств и способами размещения выпуска для формирования уставного капитала организации:

    1. эмиссии ценных бумаг в связи с переоценкой основных фондов организаций;
    2. выпуски ценных бумаг, проводимые для увеличения уставного капитала акционерных обществ;
    3. эмиссии с целью изменения структуры акционерного капитала общества-эмитента18.

         Рассмотрим  подробнее каждый из указанных типов  эмиссий.

         Распространенным типом эмиссий в настоящее время являются выпуски ценных бумаг в связи с переоценкой основных фондов. Проводя переоценку основных фондов, организация-эмитент, как правило, увеличивает их балансовую стоимость, что в системе бухгалтерского учета и отчетности отражается как увеличение добавочного капитала. За счет средств от увеличения добавочного капитала может быть произведена эмиссия акций общества. Например, на приватизированном предприятии, как правило, из-за значительного занижения размеров уставных капиталов по планам приватизации последующие эмиссии в связи с переоценкой основных фондов обеспечивают рост уставного капитала в сотни, а иногда и в тысячи раз.

         Наиболее  простым типовым вариантом эмиссий  является выпуск акций для увеличения уставного капитала акционерного общества. Очевидно, эмиссия обыкновенных либо привилегированных акций – это единственный путь увеличения уставного капитала акционерного общества-эмитента. При этом неважно, за счет каких источников происходит такое увеличение: за счет привлечения внешних инвестиций, остатков нераспределенной прибыли, средств от переоценки основных фондов или других. Главное – выбрать такой из них, чтобы осуществить увеличение уставного капитала быстрее, в больших объемах и с меньшими затратами.

         Один  из вариантов эмиссий корпоративных ценных бумаг – эмиссия, проводимая с целью изменения структуры акционерного капитала. Она обусловлена стремлением к получению или сохранению контроля над предприятием. Определение необходимого количества объявленных акций объясняется желанием акционеров прогнозировать деятельность общества, повысить ее эффективность

         Таким образом, эмиссия акций – это  мощный, но явно недооцененный хозяйственными субъектами инструмент решения множества  финансовых и управленческих задач, включая привлечение ресурсов на развитие предприятий, изменение структуры акционерного капитала или преодоление нежелательных для руководства предприятия тенденций ее изменения. Однако применение данного инструмента предполагает проведение тщательно спланированной и хорошо подготовленной эмиссионной политики и текущей работы по поддержанию ликвидности уже выпущенных ценных бумаг.

         Нераспределенная  прибыль является одним из наиболее важных источников собственного капитала. Но она представляет собою также остаток, который возникает после выделения из прибыли средств для выплаты дивидендов. Акционеры обычно ожидают доход от своих капиталовложений либо в виде дивидендов, либо в виде увеличения размера капитала.

           Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. В широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия19.

         Дивиденд – та часть прибыли компании, которая направляется акционерам в форме прямых денежных выплат. Это основная часть дохода от вложений в акции. С экономической точки зрения он является платой за предоставленный ресурс – капитал. При этом часть прибыли, не выплачиваемая акционерам, также является их доходом, но доходом, реинвестируемым в бизнес. Собственно, стоимость компании есть (в теории) капитализированная сумма ожидаемых доходов от вложения средств в эту компанию. Соответственно, дивидендные выплаты всегда остаются основным предметом контроля со стороны акционеров при принятии ими решений по управлению фирмой. И деятельность менеджмента компании оценивается обычно в зависимости от размеров дивиденда.

    Информация о работе Управление собственным капиталом