Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:19, курсовая работа
Развитие рыночной экономики и стремление предприятий к росту благосостояния в условиях полной хозяйственной самостоятельности способствует все большей концентрации внимания на управлении источниками финансирования коммерческой деятельности, особенно такой их важной составляющей как собственный капитал. Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно использование капитала приносит доход и прибыль. Все это обуславливает особую значимость процесса грамотного управления капиталом предприятия на различных этапах его существования.
Введение
Глава 1. Теоретический аспект управления собственным капиталом предприятия.
Определение, сущность и значение управления собственным капиталом предприятия
Методы и механизмы управления собственным капиталом.
Глава 2. Практический аспект управления собственным капиталом компании на примере ОАО «ТатСтрой»
Характеристика предприятия
Анализ структуры управления собственным капиталом
Анализ практических показателей.
Глава 3. Совершенствование управления структурой капитала ОАО «ТатСтрой»
Заключение
Список литературы
г) конверсия заемных средств в собственные (например, обмен корпоративных облигаций на акции);
д) средства целевого финансирования, поступившие на инвестиционные цели;
е) прочие внешние финансовые источники (эмиссионный доход, образуемый при повторной продаже акций).
Основу управления собственным капиталом предприятия в процессе его развития составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.
Управление собственным капиталом включает в себя прежде всего формирование уставного капитала и распределение его между акционерами. Распределение уставного капитала между акционерами влияет на получение прибыли доли дивидендов, как правило, пропорционально доле уставного капитала по обыкновенным и привилегированным акциям, а также дает право на участие в управлении предприятием и доступ к реальным финансовым потокам.
В процессе реализации своих основных целей, управление формированием собственного капитала направлено на решение следующих основных задач14:
Таким образом, роль собственного капитала в экономическом развитии фирмы определяет его как главный объект финансового управления организацией.
Управление
собственным капиталом
Эффективная система управления формированием капитала, организованная с учетом изложенных принципов, создает основу высоких темпов наращения ресурсного потенциала предприятия, обеспечения необходимой финансовой его устойчивости в процессе развития, постоянного роста его рыночной стоимости. Способность собственного капитала к самовозрастанию является следствием роста уровня прибыли, ее эффективного распределения, обеспечения финансового равновесия за счет внутренних источников. Снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности.
Таким образом, управление собственным капиталом предполагает под собой управление процессами его формирования в первую очередь. В его основе лежит стремление оптимизировать структуру капитала таким образом, чтобы в перспективе максимизировать стоимость всего бизнеса в целом.
Данная цель достигается путем обеспечения соответствия объема привлекаемого капитала необходимому объему активов с учетом стратегических целей функционирования организации; формирования оптимальной структуры капитала с позиций эффективного его функционирования; минимизации затрат по формированию капитала из различных источников.
К
основным методам привлечения
Экономическая и практическая роль создания уставного капитала путем размещения акций заключается в возможности привлечения финансовых средств, необходимых как для начала, так и для продолжения хозяйственной деятельности в течение всего жизненного цикла компании.
В настоящее время
Как известно, в соответствии с законом о рынке ценных бумаг размещение акций может осуществляться в форме закрытого (частного) или публичного предложений ценных бумаг. Закрытая эмиссия (частное предложение ценных бумаг) – это размещение ценных бумаг компании среди заранее определенного круга лиц. Публичная эмиссия предполагает размещение ценных бумаг среди неопределенного круга лиц на биржевом и внебиржевом рынках.
Важным видом публичного размещения является первичное размещение ценных бумаг (IPO). Как правило, под первичным размещением акций подразумевается процедура размещения на организованном рынке ценных бумаг. Принятие решения о проведении первичного размещения акций является важнейшим элементом эмиссионной политики предприятия и преследует одновременно две цели: привлечение дополнительного финансирования и создание высокой ликвидности торгуемых акций16.
Понятие «дополнительная эмиссия акций», которое означает увеличение уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций, пришло на смену понятия «вторичная эмиссия» и окончательно закреплено в Законе об акционерных обществах17. Дополнительная эмиссия представляется привлекательным методом финансирования. Это обусловлено свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, заинтересованностью инвесторов в реальном доступе к управлению капиталом. Данный механизм привлечения средств, в первую очередь, дает возможность перераспределения прав между различными группами акционеров путем изменения финансовой структуры капитала.
Можно выделить следующие обобщенные типы эмиссий корпоративных ценных бумаг, отличающихся своими основными задачами, источниками средств и способами размещения выпуска для формирования уставного капитала организации:
Рассмотрим подробнее каждый из указанных типов эмиссий.
Распространенным типом эмиссий в настоящее время являются выпуски ценных бумаг в связи с переоценкой основных фондов. Проводя переоценку основных фондов, организация-эмитент, как правило, увеличивает их балансовую стоимость, что в системе бухгалтерского учета и отчетности отражается как увеличение добавочного капитала. За счет средств от увеличения добавочного капитала может быть произведена эмиссия акций общества. Например, на приватизированном предприятии, как правило, из-за значительного занижения размеров уставных капиталов по планам приватизации последующие эмиссии в связи с переоценкой основных фондов обеспечивают рост уставного капитала в сотни, а иногда и в тысячи раз.
Наиболее
простым типовым вариантом
Один из вариантов эмиссий корпоративных ценных бумаг – эмиссия, проводимая с целью изменения структуры акционерного капитала. Она обусловлена стремлением к получению или сохранению контроля над предприятием. Определение необходимого количества объявленных акций объясняется желанием акционеров прогнозировать деятельность общества, повысить ее эффективность
Таким образом, эмиссия акций – это мощный, но явно недооцененный хозяйственными субъектами инструмент решения множества финансовых и управленческих задач, включая привлечение ресурсов на развитие предприятий, изменение структуры акционерного капитала или преодоление нежелательных для руководства предприятия тенденций ее изменения. Однако применение данного инструмента предполагает проведение тщательно спланированной и хорошо подготовленной эмиссионной политики и текущей работы по поддержанию ликвидности уже выпущенных ценных бумаг.
Нераспределенная прибыль является одним из наиболее важных источников собственного капитала. Но она представляет собою также остаток, который возникает после выделения из прибыли средств для выплаты дивидендов. Акционеры обычно ожидают доход от своих капиталовложений либо в виде дивидендов, либо в виде увеличения размера капитала.
Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. В широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия19.
Дивиденд – та часть прибыли компании, которая направляется акционерам в форме прямых денежных выплат. Это основная часть дохода от вложений в акции. С экономической точки зрения он является платой за предоставленный ресурс – капитал. При этом часть прибыли, не выплачиваемая акционерам, также является их доходом, но доходом, реинвестируемым в бизнес. Собственно, стоимость компании есть (в теории) капитализированная сумма ожидаемых доходов от вложения средств в эту компанию. Соответственно, дивидендные выплаты всегда остаются основным предметом контроля со стороны акционеров при принятии ими решений по управлению фирмой. И деятельность менеджмента компании оценивается обычно в зависимости от размеров дивиденда.