Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 19:41, курсовая работа
В рыночной экономике существенно изменились внутренние и внешние среды функционирования экономических систем, и объективно возросла необходимость в научном обосновании современного состояния и прогнозов развития теорий и методологий управления социально-экономическими организациями.
Разработка и реализация стратегии развития социально-экономической организации, как экономической системы стали актуальны, а стратегическое управление - важнейшей закономерностью ее эффективного функционирования. На современном этапе развития рыночной экономики России возникло реальное противоречие между объективной необходимостью стратегического управления организацией и его практической реализацией в хозяйственной практике.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретические основы управления социально-экономическими организациями …………………………………………………………………….6
1.1 Сущность и особенности социально-экономических организаций ……….6
1.2 Управление социально-экономическими организациями ………………….7
2. Теоретические и методологические аспекты организации
управления МДОУ………………………………………………………………..13
2.1. Статус и направление деятельности МДОУ…………………………….....13
2.2. Современные подходы, методы и модели управления МДОУ…………...15
2.3. Отечественный и зарубежный опыт организации управления МДОУ…..19
3. Разработка рекомендаций по выбору модели управления МДОУ…….…...22
3.1. Рекомендации по выбору модели управления МДОУ…………….………22
3.2. Модель управления МДОУ……………………………………….…………29
Заключение……………………………………………………………….………..35
Список использованной литературы…………………………………………....37
6.Этап. "Контроль". На предприятии специально разрабатывают различные системы контроля. Различают: контроль над процессом управления и контроль над качеством продукции.
7.Этап. "Анализ". Сравнение плана (нормы) с результатом и выявление отклонений - это и есть процесс анализа.
8.Этап. "Управление". После сравнения результатов финансово-хозяйственной деятельности и определения отклонений от запланированных и выяснения причин этих отклонений, руководитель предприятия или структурного подразделения совместно со специалистами разрабатывает варианты решений направленных на ликвидацию отклонений и причин их породивших. Управление осуществляется в виде приказов, распоряжений или прямых указаний как действовать тому или иному лицу, или целому подразделению.
Таким образом, управление социально-экономическими организациями можно осуществлять путем воздействия на вход и выход, на структуры и подструктуры, на системы и подсистемы, на элементы и компоненты, из которых состоит объект управления - конкретная организация, предприятие или фирма.
Человек может иметь большую сумму материальных благ, в том случае, когда он будет более профессионален и будет занимать соответствующее положение в организации, и если сама система будет иметь лучшие конечные результаты этого труда. Интеллектуальное развитие человека дает преимущественное право на доход организации, а в нем конечно существенное значение играет профессиональное развитие. Что в конечном итоге улучшает параметры организации в целом.
Выделяют четыре основных традиционных типа структур управления: линейную; линейно-штабную; функциональную; линейно-функциональную (комбинированную).
Социально-экономическая организация имеет структуру, состав и свою технологию управления. Основным инструментом управления является управленческое решение. Системными компонентами в любой модели управления персоналом являются:
-Иерархическая структура управления;
-Штатное расписание;
-Должностные обязанности;
-Принятая технология управления.
Процесс управления осуществляется с помощью принимаемых решений, которые имеют свою технологическую последовательность реализации.
В практике деятельности организаций применяют следующие методы управления персоналом:
1. Административные методы управления - это методы административного управления основываются на регулировании деятельности с помощью законодательных и нормативно-правовых актов на уровне государства, регионов страны и местного управления. Эта нормативно-правовая база формирует мотивы поведения населения страны в целом и трудового населения в частности, а также регламентирует деятельность госучреждений, организаций, предприятий, фирм и других политических и не политических объединений.
Методы административного управления условно можно разделить на:
-Методы административного регулирования;
-Методы организационного воздействия;
-Методы распорядительства и координации.
2. Экономические методы управления:
-Планирование на всех уровнях в организациях;
-Технико-экономическое обоснование принимаемых решений;
-Технико-экономический анализ;
-Системы экономического стимулирования;
-Материальное стимулирование персонала;
-Кредитная и налоговая политика;
-Система налогообложения хозяйствующих субъектов;
-Установление экономических норм и нормативов;
-Страхование персонала и рисков;
-Установление системы санкций и поощрений.
Конкурентные условия заставляют организации производить экономически выгодную и конкурентно-способную продукцию. Все выше перечисленные методы направлены на экономически выгодную работу организаций.
Социально-психологические методы управления, это методы управления, регулирования мотивационного воздействия на поведения людей. Эти методы основаны на использовании влияния социального механизма управления. Механизм управления строится на системе взаимоотношений в коллективе и на формировании и удовлетворении социальных потребностей, как коллектива в целом, так и индивидуума в частности.
Конкурентные условия заставляют организации производить исследования и анализ социального поведения людей и искать методы управления трудовыми коллективами, направляя их деятельность на высокопроизводительный труд. Все выше перечисленные методы направлены на обоюдную взаимно выгодную работу самих организаций, их трудовых коллективов и личности - носителя конкретного труда.
Организационный метод управления развитием персонала, применение этого метода административно - организационного управления основывается на системе организационных мер и системе воздействий на коллектив и на личность в частности. Для реализации этого метода управления организации создают автоматизированную систему АСУ "Управление развитием персонала", которая состоит из систем и подсистем:
-Организация и управление обучением персонала;
-Оценка профессиональной пригодности персонала;
-Подбор, наем и расстановка кадров;
-Формирование резерва на замещение персонала;
-Аттестация и ротация персонала.
Таким образом, процесс управления социально-экономическими организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.
2. Теоретические и методологические аспекты организации управления МДОУ
2.1. Статус и направление деятельности МДОУ
Дошкольные учреждения всех типов создаются в целях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Они действуют в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (от 12 сентября 2008 г. N 666) и «Уставом МДОУ», а также программно-методическими, инструктивными и нормативными документами Министерства образования РФ.
Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
-Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
-Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
-Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
-Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
-Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий [1, c. 9]..
В каждом дошкольном учреждении должна быть создана деловая атмосфера, направленная на творческое решение задач, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Квалификация его педагогических кадров, степень их ответственности и добросовестности в выполнении своих обязанностей определяют эффективность и качество всей проводимой работы.
Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами [1, c. 10].
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
-детский сад;
-детский сад для детей раннего возраста;
-детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
-детский сад присмотра и оздоровления;
-детский сад компенсирующего
вида (реализует программу
-детский сад комбинированного
вида (реализует программу
-детский сад общеразвивающего
вида с приоритетным
-центр развития ребенка - детский сад (коммерческая структура) [3, c. 29].
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.
В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Итак, дошкольные учреждения всех типов создаются в целях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
2.2. Современные подходы, методы и модели управления МДОУ
В качестве одного из современных подходов управления МДОУ рассмотрим управление по результатам. Само понятие «управления по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами дошкольного учреждения. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива [6, c. 23].
Управление по результатам так же может являться направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.
Стратегическое мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, то есть время, технологии и другие ресурсы.
Результат – есть реализованная цель. Но сама по себе она может быть реальной и идеальной. В нашем случае, предполагается цели реальные, то есть обеспеченные всеми ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии Цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать как результативные.
Необходимо выделить три уровня управления по результатам:
Первый уровень определяется умением видеть миссию дошкольного учреждения. На этом уровне важно обеспечить эффективность его деятельности.
Второй уровень предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции.
Третий уровень предполагает рассматривать результат с позиции потребителей (родителей и детей), исходя из удовлетворения их запросов [4, c. 123].
Важный момент – выделение ключевых результатов. Чем ближе к третьему уровню, тем более глубоко осознание целей деятельности организации.
Для образовательной деятельности ключевыми результатами являются:
1. здоровье и здоровый образ жизни;
2. воспитанность на основе
общечеловеческих и
3. образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом;
4. адаптивность образовательной
среды для удовлетворения
Определив результаты, переходят к поиску средств, с помощью которых их можно достичь.
В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Но использование такого ресурса зависит от личностных качеств руководителя. Он должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.
В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий в условиях управления по результатам должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Управление в современных условиях – это содействие, поддержка исполнителя в успешном выполнении задания. Контроль состоит в профессиональной оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.
Информация о работе Управление социально-экономическими организациями