Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 19:41, курсовая работа
В рыночной экономике существенно изменились внутренние и внешние среды функционирования экономических систем, и объективно возросла необходимость в научном обосновании современного состояния и прогнозов развития теорий и методологий управления социально-экономическими организациями.
Разработка и реализация стратегии развития социально-экономической организации, как экономической системы стали актуальны, а стратегическое управление - важнейшей закономерностью ее эффективного функционирования. На современном этапе развития рыночной экономики России возникло реальное противоречие между объективной необходимостью стратегического управления организацией и его практической реализацией в хозяйственной практике.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретические основы управления социально-экономическими организациями …………………………………………………………………….6
1.1 Сущность и особенности социально-экономических организаций ……….6
1.2 Управление социально-экономическими организациями ………………….7
2. Теоретические и методологические аспекты организации
управления МДОУ………………………………………………………………..13
2.1. Статус и направление деятельности МДОУ…………………………….....13
2.2. Современные подходы, методы и модели управления МДОУ…………...15
2.3. Отечественный и зарубежный опыт организации управления МДОУ…..19
3. Разработка рекомендаций по выбору модели управления МДОУ…….…...22
3.1. Рекомендации по выбору модели управления МДОУ…………….………22
3.2. Модель управления МДОУ……………………………………….…………29
Заключение……………………………………………………………….………..35
Список использованной литературы…………………………………………....37
Достижение каждого ключевого результата в практике оценивается отдельно, на основе чего делаются выводы, основополагающие для оперативного и долгосрочного планирования. Выводы полезно разделить по срокам исполнения и периодам (подготовительный, организационный, внедренческий).
Успех перехода к новой системе управления – управление по результатам - находится в прямой зависимости от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы. Она должна охватывать все стороны деятельности образовательного учреждения или уровня управления (село, район, город, область и т.д.) [14, c.96].
Обновление управления дошкольным учреждением связано с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. В несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главную информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.
Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания.
Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного воспитания.
К внутренней информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую [8, c. 165].
Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники (кто обобщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.
Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов. Управление по результатам является направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.
2.3. Отечественный и зарубежный опыт организации управления МДОУ
Главная задача МДОУ – организация воспитательной работы с детьми. В своей работе детские сады уже вышли за рамки системы образования. Приобрело новое содержание традиционное сотрудничество с органами здравоохранения, внутренних дел, учреждениями культуры, спортивными организациями, школами. Появились партнеры, рожденные в новых рыночных условиях: спонсоры, юридические и физические благотворители.
Многое изменилось в образовании за последние годы. Сегодняшние воспитатели могут не только творчески работать, но и им дано выбрать самим из множества программ для дошкольников ту программу, которую они считают приемлемым для детей и для себя лично.
Основной программой, реализуемой в МДОУ, обеспечивающий целостность воспитательно-образовательного процесса, является программа «Развитие» – программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений НОУ «учебный центр им. Л. А. Венгера «Развитие». В основе программы лежит раскрытие личности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободное, без нажима со стороны взрослого, основанное на принципах сотрудничества, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений на основе самовыражения ребенка, его саморазвития.
Вместе с коллективом МДОУ можно разработать свою собственную образовательную программу, определили свою концепцию, задачи, пути реализации программы и принципы управления учреждением. Воспитание в детском саду призвано помочь ребенку установить собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития, создаст сам себя по своему же образу и подобию. Основные идеи концепции МДОУ – гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства [13, c. 120].
Своей главной задачей является не только максимальное развитие личности каждого воспитанника в данных условиях, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию.
В дошкольном образовательном учреждении могут быть созданы коррекционные группы, в которых дети, имеющие проблемы в развитии речи получат всю необходимую квалифицированную помощь.
Можно также организовать группу кратковременного пребывания «Ясли с мамой» для детей от 10 месяцев до двух лет, где дети активно работают с педагогами, контактируют с детьми и другими родителями лишь в присутствии мамы.
МДОУ является некоммерческой организацией. Финансирование, только бюджетное. Не выделяются деньги на игрушки, игровое оборудование, на ремонт. Но, как и другие предприятия, МДОУ является субъектами рыночной экономики, и поэтому должны заботиться о собственных доходах. Обычно находят благотворителей из числа родителей, знакомых, тех, которым не безразличны дети. Начинают организовать дополнительные платные образовательные услуги.
Детский сад несет ответственность за качество предоставляемых услуг – за качество образовательного процесса, выполнения стандарта дошкольного образования, в соответствии с имеющимися условиями и учетом запросов и потребностей родителей.
МДОУ пользуются спросом в любом районе любого города. Это связано с большей занятостью родителей, которые испытывают необходимость в помощи по уходу, присмотру и всестороннему развитию их ребенка. МДОУ предоставляет широкий спектр услуг, в соответствии с заявленным спросом родителей – желание получать квалифицированную помощь в творческом и интеллектуальном развитии детей на месте, без перемещения ребенка в течение дня в коммерческие студии, спортивные секции и т.п.
Рыночный подход к ценообразованию на ОУ делает явно недостаточными традиционные расчеты цены, исходящие из себестоимости услуг и нормативного (фиксированного) процента прибыли.
Реклама – самая известная форма организации коммуникации. Известны ее классические инструменты: газетные объявления, плакаты, листовки, журналы, телевидение и т.д. МДОУ может использовать газетные публикации; объявления и листовки на столбах; проводить традиционные Дни открытых дверей; рекламу сада можно увидеть по местному каналу телевидения. Кроме того, для рекламирования детский сад может использовать различные праздники, досуги, конкурсы, памятные даты.
Немаловажно в управлении и сознательная дисциплина, которую необходимо создавать и поддерживать в коллективе. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к деятельности, воспитанием, хорошим отношением к людям, личным примером [5, c. 103].
В коллективе сотрудников не место конфликтам. Отношение педагогов между собой и отношение к детям проецируются и на отношение детей к другим – взрослым и детям.
Таким образом, для успешного руководства деятельностью дошкольного образовательного учреждения, для достижения им высокого качества результата воспитательно-образовательного процесса, для качественной реализации образовательных услуг и выполнения социального заказа совершенствовать необходимо все приведенные пути, учитывая их положительные и корректируя их отрицательные стороны, так как все пути совершенствования взаимосвязаны между собой.
3. Разработка рекомендаций по выбору модели управления МДОУ
3.1. Рекомендации по выбору модели управления МДОУ
В качестве объекта исследования выступает Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка», находящееся по адресу г. Набережные Челны, ул. Маршала Жукова, д. 16.
Организационная форма собственности: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Краткая информационная справка:
МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка»
Юридический адрес: 423803, Республика Татарстан, г. Наб.Челны, ул. М. Жукова, д.16. Телефон: 8(8552)46-50-04;
Часы работы: с 6-00ч. до 18-00ч. Выходные: суббота, воскресенье
Этапы развития:
1981 г. – функционирует 14 групп, 1 зал для музыкальных занятий.
1987 г. – функционирует 13 групп, одна группа переоборудована под физкультурный зал, методический кабинет и костюмерная.
1993 г. – функционирует 12 групп, одна группа переоборудована под кабинет психолога, кабинет татарского языка, кабинет экологии.
2007 г. – переоборудован медицинский кабинет, кабинет делопроизводителя
2012 г. – функционирует 13 групп, открыта еще одна группа.
На декабрь 2013 года детский сад имеет вид:
Функционирует 13 групп – дошкольного возраста.
Численный состав воспитанников –312 детей.
Работает: 37 педагогов. С высшей категорией - 13 человек (35 %), с 1 категорией - 15 человек (41 %), со 2 категорией – 5 человек (13 %), без категории - 4 человека (11%).
Из них: 28 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, 1 руководитель физического воспитания, 3 логопеда, 2 преподавателя татарского языка,1 педагог – психолог.
Имеют высшее образование 27 человек (73 %), н/высшее – 1 (3 %), среднее – специальное – 9 (24 %).
В детском саду работает родительский комитет.
Место ДОУ в социуме:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» находится в пос. ЗЯБ города Набережные Челны. Социально-культурное окружение благоприятное: центр раннего развития «АБВГДейка», музыкальная школа, спорткомплекс, волейбольная спортивная школа, дом детского творчества КБК, спортивный клуб КБК. Возможности данных учреждений ДОУ использует в своей работе для дополнительного образования дошкольников.
Данное предприятие по своим масштабам относится к средней организации (не менее 50 человек и не более 500), так как в этой организации работают 79 человек.
Основные виды деятельности:
- Основная общеобразовательная
программа дошкольного
- Дополнительное образование
детей: программы художественно-
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и Уставом.
В настоящее время в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» система набора и подбора кадров как таковая отсутствует. Прием работников осуществляется традиционными способами, такими как объявления в периодической печати. Некоторая часть работников принимается по рекомендации уже работающих в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка».
Списочный состав работников детского сада включает 79 человек. Комплектование работников МАДОУ осуществляется в соответствии со структурой и штатным расписанием МАДОУ. Работники МАДОУ принимаются на работу по трудовому договору. Для осуществления дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, могут привлекаться лица на основе гражданско-правовых договоров. На лиц, работающих в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка», распространяется законодательство о труде Российской Федерации.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
Порядок оплаты труда работников МАДОУ определяется мэром города Набережные Челны. Минимальный размер заработной платы должен быть не менее установленного законодательством Российской Федерации.
Работники МАДОУ имеют право пользоваться льготами и исполнять обязанности в соответствии с действующим законодательством, трудовым договором, локальными нормативными правовыми актами. Работники МАДОУ имеют право на длительный (до 1 года) отпуск.
Аттестация сотрудников МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка» проводится в соответствии с общим порядком, предусмотренным для проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.
Меры по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и гигиены применяются в соответствии с нормативами и порядком, установленным законами Российской Федерации, а также локальными нормативами.
Работники МАДОУ поощряются за добросовестный и безупречный труд, а также несут материальную и дисциплинарную ответственность за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка» ведет бухгалтерскую, статистическую отчетность и осуществляет учет Финансово-хозяйственной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Анализ организационно-управленческой структуры МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка»:
Информация о работе Управление социально-экономическими организациями