Управление социально-экономическими организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике существенно изменились внутренние и внешние среды функционирования экономических систем, и объективно возросла необходимость в научном обосновании современного состояния и прогнозов развития теорий и методологий управления социально-экономическими организациями.
Разработка и реализация стратегии развития социально-экономической организации, как экономической системы стали актуальны, а стратегическое управление - важнейшей закономерностью ее эффективного функционирования. На современном этапе развития рыночной экономики России возникло реальное противоречие между объективной необходимостью стратегического управления организацией и его практической реализацией в хозяйственной практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретические основы управления социально-экономическими организациями …………………………………………………………………….6
1.1 Сущность и особенности социально-экономических организаций ……….6
1.2 Управление социально-экономическими организациями ………………….7
2. Теоретические и методологические аспекты организации
управления МДОУ………………………………………………………………..13
2.1. Статус и направление деятельности МДОУ…………………………….....13
2.2. Современные подходы, методы и модели управления МДОУ…………...15
2.3. Отечественный и зарубежный опыт организации управления МДОУ…..19
3. Разработка рекомендаций по выбору модели управления МДОУ…….…...22
3.1. Рекомендации по выбору модели управления МДОУ…………….………22
3.2. Модель управления МДОУ……………………………………….…………29
Заключение……………………………………………………………….………..35
Список использованной литературы…………………………………………....37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО.docx

— 192.60 Кб (Скачать файл)

Структура управления МАДОУ «Детский сад комбинированного вида  № 32 «Чайка» очень проста, она представлена ниже (рисунок 3.1.1).

Это связано, прежде всего, с многолетним применением наработанной программой оказания услуг. Такая структура предполагает не большую численность аппарата управления, это можно увидеть в таблице 3.1.1.

                                                                                               Таблица 3.1.1.                                                                                  

Численность АУП и фонд оплаты труда

Категория служащих

Штатная численность

Средний ФОТ с персональными надбавками, тыс. руб.

АУП

79

1400


 


 



 





 


                

 

 

 

 

Рис. 3.1.1. Организационная структура МАДОУ «Детский       сад №32 «Чайка»

 

Рассмотренная структура относится к линейному типу.

Учреждение возглавляет заведующий, прошедший соответствующую аттестацию. Заведующий ДОУ осуществляет свою деятельность на основе принципа единоначалия и обеспечивает выполнение возложенных на Учреждение задач, несет персональную ответственность за деятельность Учреждения.

Заведующий действует на основании заключенного с ним трудового договора, настоящего Устава, законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, а также других обязательных для него нормативных правовых актов. Заведующий осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения, он подотчетен в своей деятельности Учредителю и начальнику Департамента образования администрации города Набережные Челны. Заведующий ДОУ является председателем Совета педагогов Учреждения.

Формами самоуправления в Учреждении являются Совет педагогов, методический совет, родительский комитет, общее собрание трудового коллектива.

В целях рассмотрения сложных педагогических и методических вопросов, вопросов организации образовательного процесса, изучения и рассмотрения передового педагогического опыта в Учреждении действует Совет педагогов.

Членами Совета педагогов являются все педагоги, а также председатель родительского комитета Учреждения.

Председателем Совета педагогов Учреждения является заведующий МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка», который своим приказом назначает на учебный год секретаря Совета.

Родительский комитет Учреждения представляет интересы родителей воспитанников и других физических и юридических лиц перед администрацией Учреждения.

Родительский комитет Учреждения избирается сроком на один год. В состав родительского комитета входят родители учащихся по 1 человеку от группы. Выборы представителей в родительский комитет Учреждения проходят открытым голосованием на групповых родительских собраниях. Родительский комитет Учреждения избирает из своего состава председателя, который руководит работой родительского комитета.

Заседания родительского комитета Учреждения проводятся по мере необходимости в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал.

Существующая организационно-управленческая структура МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» является линейно – функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. При такой структуре управления учреждением каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса. По сути, это - конвейер, и каждое подразделение четко знает свою роль в функционировании этого конвейера: воспитатель по реализации программ развития разрабатывают, воспитатели преподают и т.п. Подобная структура является оптимальной для: компаний малого и среднего размера; для предприятий с ограниченной номенклатурой продукции.

Эта структура хорошо работает при стабильной экономической ситуации и предназначена для выполнения однотипных повторяющихся операций. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» благополучно работал по такой схеме при стабильном рынке, в соответствии с утверждаемыми разнарядками города Набережные Челны.

При указанных условиях (и только при них) система имеет следующие преимущества: внутренние организационные связи ясно очерчены; система позволяет повышать профессиональный уровень воспитателей; система управления и контроля относительно проста; относительно низкие накладные расходы при условии полной загрузки производственных мощностей.

Функциональная административно-командная структура управления не соответствует тем экономическим реалиям, в которых оказалось учреждение. Она не обеспечивает выполнения задач, стоящих перед ним, а именно: выход на современные условия труда; создание условий для развития активности и ответственности руководителей отдельных производственных подразделений за конкретные результаты своей работы.

Функциональная структура несет в себе недостатки, которые ранее не являлись определяющими, но в изменившихся экономических условиях стали серьезными и требующими немедленного устранения.

Основными из них можно назвать:

- ответственность за результаты  работы предприятия в целом  несет исключительно руководитель  предприятия, а критерием оценки  деятельности руководителей структурных  подразделений является качество  оказанных услуг, решение общеразвивающих  задач и т.п. При этом они  стремятся дистанцироваться от  ответственности за финансово-экономические  результаты деятельности подразделения, и, кроме того, традиционная система  внутрифирменного учета просто  не позволяет эти результаты  объективно оценивать;

- структура "сопротивляется" расширению профильности предоставления современных образовательных услуг;

- руководители специализированных  подразделений ориентированы на  рутинную текущую работу.

Таким образом, действующая структура управления в условиях постоянной рутинной работы по оказанию услуг, полной или частичной загруженности отдельных подразделений стала морально устаревшей и не отвечающей современным требованиям.

3.2. Модель управления МДОУ

Структура управления МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка», просуществовавшая долгие годы, являлась наиболее типичной для многих дошкольных учреждений России. Она вполне соответствовала тем задачам, которые стояли перед учреждением в условиях плановой централизованной экономики, и вполне адекватно функционировала.

Изменение внешней среды потребовало соответствующей корректировки структуры. Поэтому существующую систему управления муниципального дошкольного учреждением необходимо преобразовывать в смешанную. При которой каждое структурное подразделение наделяется той или иной степенью самостоятельности, ориентируется на потребности определенного рынка и становится бизнес - единицей в составе компании.

 В определенной степени недостатки линейных и функциональных организационных структур уменьшаются в смешанных линейно-функциональных структурах управления, предусматривающих функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней и сочетание линейного и функционального принципов управления. В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения либо через линейных руководителей, либо в пределах специальных полномочий.

Решение задачи по оптимизации структуры управления предлагается построить на увеличении скорости всех процедур сбора и обработки информации и создании такой организационной модели информационных потоков, которая позволит классифицировать сведения по различным параметрам, обеспечивая всю полноту информационного пространства (от дошкольного учреждения в целом до отдельного воспитанника). При этом важным условием существования такого единого информационного пространства является своевременность обновления его содержания.

Самый оптимально-перспективный вариант  организационной структуры управления МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» - это смешанный тип оргструктуры внутреннего дошкольного управления (Рисунок 3.2.1).

Структура управления МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» в значительной степени не усложняется.

Выявляется тенденция к проектированию оргструктуры интегрально-дифференцированного вида, которая формируется по линейно-функциональному и матричному принципу, выявляя новое подразделение труда.

 

 

 


      


    


      


     


     





   


  


    


  


   


 

 

Рис. 3.2.1. Смешанная структура управления МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка»

 

Информатизация дошкольного образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. Она основана на использовании компьютерных средств, хранения, переработки и представления информации в разнообразном виде.

 Именно информационные технологии открывают широкую перспективу для наиболее адекватной реализации моделей мониторинга в дошкольном учреждении и путь к построению всё более полных моделей деятельности руководителя и специалистов дошкольного учреждения.

Организационная структура учреждения с развивающейся информационной средой подразумевает включение в качестве обязательных блоков оргструктуру функционально-ориентированных зон [10; с.120]. Из-за внедрения в информсреду детского сада информационно-коммуникативной зоны: медиацентра, ТВ-центра, узла интернет – необходимо соответственно включить в организационную структуру образовательного учреждения такие дополнительные единицы, как руководитель медиацентра, методист медиатеки, видеоинженер, инженер узла Интернет. Таким образом, в организационной структуре появляется блок, связанный с координацией действий и взаимодействий оргструктур каждой функционально-ориентированной зоны в отдельности и всех их, вместе взятых, - блок информационной службы (Рисунок 3.2.2).






 

 

Рис. 3.2.2. Блок информационной службы

 

С одной стороны, системная интеграция блока информационной службы в образовательный процесс требует значительного расширения горизонтали, укрепления горизонтальных связей, усиления развивающихся интеграционных процессов в создаваемой оргструктуре. С другой же стороны, учитывая возрастающую при этом роль координационно-контролирующей функции управления, необходимо отметить увеличение числа уровней в иерархии оргструктуры, расширение управленческой вертикали.

Итак, после совершенствования, структура управления детским садом содержит следующие звенья:

1 уровень – заведующий; совет педагогов, попечительский  совет, родительский комитет, трудовой  коллектив;

2 уровень – экспертно-консультативная  служба определения стратегии  развития личностно-ориентированной  педагогической системы и информсреды; заместители заведующего по направлениям; главный бухгалтер;

3 уровень – координационно-методический  совет, регулирующий управление  образовательным процессом в  информационной среде детского  сада, включающий в себя координаторов  базового и профильного образования, воспитательной и научно-методической  работы, руководитель информационной  службы;

4 уровень – руководители  служб по обеспечению системной  интеграции интернета в образовательный  процесс и эффективного функционирования  педагогической системы: руководители  звеньев оргструктуры информационной  службы: руководитель медиацентра, администратор сети, диспетчер образовательного  процесса, инженер базы данных; руководитель  психолого-педагогической службы, организаторы  воспитательной работы;

5 уровень – руководители  лабораторий: лаборатории мультимедиа  и компьютерного видео, методист  медиацентра, библиотечная служба, инженер узла Интернет, web-мастер, инженер кабельного ТВ-центра, психологи, логопед, социальный педагог, медицинская  служба, воспитатели и т.д. Проектные и другие творческие группы имеют свою оргструктуру, свои оргсвязи, согласно требованиям к организации и самоуправляемости, предъявляемым к объектам. Их сферы ответственности разграничены. В качестве руководителей творческих групп или команд выдвигаются лидирующие в профессиональном и организационно-педагогическом плане руководители.

Таким образом, действующая структура управления в условиях постоянной рутинной работы по оказанию услуг, полной или частичной загруженности отдельных подразделений стала морально устаревшей и не отвечающей современным требованиям. Необходимо ввести новое подразделение по информационным технологиям, принять специалистов по новым информационным технологиям. Подводя итоги можно отметить, случаи проведения реструктуризации МДОУ довольно редки. Возникает масса управленческих, психологических, этических трудностей. Реформы при этом, как правило, осуществляются осторожно, поэтапно. Руководство, в свою очередь, должно быть морально готово к появлению оппозиции и к долгой, кропотливой работе с ней, требующей терпения и выдержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Управление социально-экономическими организациями