Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:47, курсовая работа
Эффективность функционирования предприятий во многом определяется сложившейся системой управления, способами и методами принятия управленческих решений руководителями различных предприятий.
Как показывает практика, большинство руководителей не знакомы с исследованиями в области методологии управления, рекомендациями ведущих специалистов по маркетингу, сбыту и продвижению на рынке товаров и услуг. Кроме того, у них отсутствуют навыки в организации собственного бизнеса на основе прогрессивных управленческих решений.
Введение……………………………………………………………………3
Текучесть кадров………………………………………………………….4
Причины излишней текучести кадров…………………………………..6
Управление текучестью персонала……………………………………...11
Методы управления и минимизации текучести персонала…………....11
Последовательность действий по сокращению текучести кадров на предприятии.………………………………………………………………13
Управление текучестью кадров за рубежом……………………………20
Борьба с текучестью кадров на примере ОАО «Газпром»………….26
Заключение……………………………………………………………….29
Литература…………………
Административные
(организационно-
Социально-психологические методы заключаются в создании таких отношений в коллективе, при которых выбор желательного руководителю поведения осуществляется добровольным подчинением, в соответствии с ценностями и нормами коллектива. Важнейшим элементом социально-психологического метода является убеждение. Все три способа воздействия – принуждение, убеждение и просьба – имеют равное право на существование в деятельности руководителя коллектива, и трудно сказать, какой из них является наиболее эффективным.
Учитывая конкретные условия, форму деятельности коллектива, индивидуальность работника руководитель должен выбирать наиболее эффективные методы воздействия. Различные методы управления тесно взаимосвязаны. Методы руководства нельзя противопоставлять друг другу.
Функции, методы
и стиль руководства в
Стиль руководства
– это совокупность
Можно выделить три стиля руководства: директивный, товарищеский и попустительский.
В практике российских
малых предприятий часто
Постепенно в
российском малом бизнесе начинает
приобретать вес
Тон общения руководителя с подчиненными дружеский, располагающий к сотрудничеству.
Этот руководитель
находится в товарищеских отношениях
с подчиненными, хотя и соблюдает
необходимую дистанцию. Руководитель
отдает предпочтение методам убеждения
и стимулирования. Он применяет главным
образом экономические и
Руководитель попустительского (пассивного) стиля – среди людей на руководящих должностях встречается редко, а, если и встречается, то в тех случаях, когда управление малой фирмой передается кому-то на родственных началах или «по дружбе». Руководитель такого стиля характеризуется нерешительностью, колебаниями при принятии решений. Задачи ставятся им в самой общей форме. Пассивно относится к ходу работы. Он как будто выполняет неинтересную работу, делая кому-то одолжение. Иногда стремится передать решение вопросов своей компетенции подчиненным, самоустраняется от решений. Контроль выполнения слабый.
Выбор стиля руководства во многом зависит от вида деятельности предприятия, квалификации подчиненных, сплоченности коллектива.
Кстати, на практике каждый из указанных стилей руководства в чистом виде встречается редко. В деятельности конкретного руководителя обычно присутствуют элементы разных стилей.
По мнению автора работы, на малых предприятиях России в настоящий момент в практике среднего руководителя, с незначительным перевесом, по отношению к другим стилям вместе взятым, преобладает директивный стиль. Предпочтение следует отдавать демократическому (товарищескому) стилю. Директивный и попустительский стиль не имеют перспективы. Руководители директивного стиля часто конфликтуют с подчиненными, ухудшают морально-психологический климат коллектива и часто терпят неудачи. Наиболее успешные предприниматели чаще всего прибегают к воздействию, в котором сочетается поощрение инициативы с контролем. Директивный стиль часто как раз характерен для руководителей, не уверенных в своем моральном или деловом авторитете (или слишком самоуверенным).
2.2. Взаимодействие
предпринимателя (руководителя
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.
В рамках таких
взаимоотношений
Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:
• подготовка таких кадров на собственной информационной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффективен по понятным причинам);
• привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах, для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных.
Другой проблемой
выступает необходимость
• вовлечение наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры;
• вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.
Первая форма
свойственна европейской
Вторая форма характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки зрения общества.
Форма вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда. На сегодняшний различают следующие:
Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению работника лишь в производственный (но не в коммерческий) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации главное — выполнить надлежащим образом свои обязанности, а каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.
Для вовлечения
работника в коммерческий интерес
фирмы важно создать такую
ситуацию, когда работник одновременно
будет заинтересован как в своих личных
результатах, так и в результатах коллективной
деятельности. Такой двоякий интерес работника
можно стимулировать только одним-единственным
средством — установлением приемлемого
уровня заработной платы. Например, замотивировать
менеджеров по продажам тем, что каждое
последующее заключение контракта (в пределах
периода) повышает выплаты на определенное
число процентов от сумм предыдущих заключенных
контрактов (за этот же отчетный период).
То есть хорошо продуманная схема мотивации,
служит своеобразным мостом между интересами
фирмы и наемного работника.
Вообще, правильно
подобранная рабочая группа и
подобранное собственником
Взаимоотношения руководителя малого предприятия с персоналом
Особенностью малого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом. Все работодатели хотят иметь нормальные деловые отношения с персоналом. Чтобы этого достичь, необходимо постоянное деловое общение с работниками, их стимулирование, решение их проблем, устранение конфликтов в коллективе.
Общение должно быть двусторонним процессом между работодателем и его работниками. Руководитель должен предоставлять работникам следующую информацию: инструкции по работе, изменения в положениях и условиях, правилах и процедурах производственного процесса, в развитии предприятия. В то же время руководитель должен прислушиваться к сообщениям работников, их мнениям, предложениям и жалобам.
Обратная связь обеспечит на предприятии:
Общение на малом предприятии обычно осуществляется через:
Чтобы добиться сплоченности коллектива, руководитель малого предприятия должен стимулировать работников. Руководитель может использовать следующие факторы мотивации: