Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:23, дипломная работа
Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует совершенствования в подготовке и переподготовке кадров.
Введение
Изменения, происходящие в
мировом экономическом
Подготовка кадров в офисной деятельности - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах. как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих. Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве. НТП порождает новые отрасли промышленности и углубляет специализацию производства. Это обуславливает возникновение новых профессий и специальностей и в то же время ведет к исчезновению профессий, связанных с отмирающим видом производства и труда. Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных систем машин, электронной и микропроцессорной техники меняет функциональное содержание труда. Все большее значение в автоматизированном производстве приобретают более сложные функции с повышенными затратами умственной энергии (расчет, контроль, управление, техническое обслуживание машин и наблюдение за их работой). Все это приводит к изменению профессионально - квалификационного состава работников. Также в условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. Влияние профессиональной подготовки рабочих на экономический рост состоит в том, что работники, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Еще одним важным моментом является характерная особенность современного производства использование ЭВМ, что требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров к овладению этой техникой. Причем важной проблемой является необходимость изыскания и использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой, освоение которой имеет существенное значение для повышения эффективности . В связи с этим изменяется и сам процесс подготовки рабочих кадров. Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в ходе всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производств.
Все это говорит о необходимости
проведения научных исследований, связанных
с разработкой направлений и
методов совершенствования
По степени разработанности проблемы, можно сделать следующие выводы. Развивающееся производство, научно-технический прогресс определили необходимость формирования концепции непрерывного профессионального образования, ее эволюции. Эти проблемы исследуются в многочисленных трудах отечественных и зарубежных ученых (А. Владиславьев, Е. Антосенков, А, Кочкина, Ю. Кокин, Т. Кидд, Т. Штульц. И д.р)
Значительно меньшее внимание в экономической литературе обращается на исследование одной из важнейших составляющих непрерывного профессионального образования – переподготовку рабочих кадров ( Ю. Богомолов, А. Косаев, Ю.Одегов и т.д.)
Анализ экономической
литературы убеждает в недостаточном
внимании исследователей к важному
звену – подготовке и переподготовке
рабочих кадров, что в существенной
мере предопределяет и неудовлетворительное
состояние практических решений
в этой области. Между тем коренные
изменения социально
Цель дипломной работы – оценка эффективности организации подготовки и переподготовки кадров в офисной деятельности в ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и разработка рекомендации по её повышению.
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятийный аппарат офисной деятельности;
- рассмотреть теоретические
аспекты организации
- выявить ключевые направления
организации подготовки и
- представить общую
- изучить зарубежный опыт
и дать рекомендации для
- разработать программу мероприятий для усовершенствования организации подготовки кадров.
Предметом исследования является организация подготовки и переподготовки кадров.
Объект исследования - анализ организации подготовки и переподготовки кадров в офисной деятельности.
Методологической основой написания данной работы послужили законодательные и нормативные документы, действующие в Российской Федерации, а так же специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов В.В. Адамчука, А.Я. Кибанова, Б.М. Генкина, Ю.Г. Одегова и т.д.
Работа состоит из трех глав. В первый главе описаны теоретические аспекты изучения организации подготовки и переподготовки кадров в офисной деятельности. Во второй главе описан анализ подготовки и переподготовки кадров в организации. В третьей описаны основные направления совершенствования организации подготовки и переподготовки кадров в организации в условиях рыночной экономики.
1.1 Понятие офисной деятельности
Существует несколько подходов к определению понятия "офис". Если рассматривать толкования, приводимые в словарях, то понятие офис может определять канцелярию, справочное бюро ( inquiry office ), редакцию ( editorial office ), издательство ( publishing office ), учреждение ( public office ), головную контору объединения или предприятия, ведомство, государственный архив ( record office ), заводоуправление, министерство (см . Foreign Office , UK , Office of Education , USA ).
В американский словаре термин "офис" определяет как "место, где совершается служба или деловые операции. Офис является рабочим местом людей, облеченных доверием и властью"[1].
На практике сложилось несколько подходов к определению понятия офиса. В широком смысле, офис- это организация, на входе и выходе которой - "бумаги", являющиеся :
- письмом или заключением (или визой), фиксирующим решение, принятое должностным лицом или организацией в целом в ответ на запрос к этой организации (письмо или заявление частного лица, распоряжение государственного органа и др.),
- договором (контракт, соглашение, дополнительное соглашение и т.п.) с некоторым юридическим или физическим лицом,
- распорядительным или учетным документом, выпущенным для фиксации и юридического оформления действий в рамках договора или свободной инициативы (заказ на покупку, счет на оплату, запрос на оказание услуги и др.), и т.п.
Более узкий подход к определению понятия офиса, заключается в следующем. Офис - это организация типа канцелярии, функция которой - получать и выпускать документы, а также - отслеживать их движение. Причем данное определение зачастую основывается на толковании понятия документ как любого сообщения, передаваемого между участниками бизнес-процесса [2].
Офисы представляют собой системы
деловых связей со сложными потоками
информации. Традиционно считается,
что главными функциями офиса
является организация документооборота
и работа канцелярии. Однако, основываясь
на том, что в общем случае офис
вырабатывает не бумаги, и не траекторию
их перемещения, но решения, имеющие
ценность для клиента офиса, далее
офис будет рассматриваться как
полнофункциональное
Для определения содержания понятия «офисная деятельность» необходимо обратиться к рассмотрению категорий, так или иначе связанных с определяемым понятием. Исходным здесь является «система управления», основными образующими понятиями - «система» и «управление». При всей их важности для современной науки до сих пор они не имеют общепринятых формальных определений. Понятие «система» широко распространено в научной литературе по различным отраслям знаний. Каждый автор, определяя это понятие, подчеркивает ту сторону, те аспекты, которые его интересуют и которые он исследует. Тем не менее можно сформулировать требования, которым должен удовлетворять объект, чтобы он рассматривался в качестве системы.
Прежде всего это целостность объекта. Любое образование, любое множество объектов может быть названо системой, если его рассмотрение как целого оправдано с какой-либо точки зрения и может помочь ответить на поставленный вопрос, решить сформулированную задачу. Естественно, что временем существования такой системы является период, в течение которого ставится и решается задача. Объект, образующий систему, продолжает существовать, но он будет образовывать уже другую систему в соответствии с новыми задачами изучения. Таким образом, всегда необходимо определить цель изучения, критерий, обусловливающий существование данного объекта как целого. Наличие такого критерия является вторым необходимым условием, рассмотрения объекта как системы.
Третье условие - рассматриваемый объект должен быть частью, подсистемой некоторой большей системы, что позволяет определить, с какими другими объектами и каким образом он взаимодействует.
Последнее, четвертое условие, необходимое для рассмотрения объекта как системы, - возможность разбиения его на части, на подсистемы. Это позволяет выяснить, какие связи и взаимодействия между составляющими объект элементами обеспечивают его единство, существование как целого.
Офисная деятельность - это определенным образом организованная в пространстве и времени совокупность действий множества людей (персонала), реализация которых обеспечивает условия эффективного выполнения управленческой деятельности для конкретной системы, управления [3]. Это определение предполагает наличие следующих структурных характеристик офисной деятельности:
- офисная деятельность осуществляется в определенных пространственных границах, определяемых совокупностью параметров размещения офиса: количеством мест локализации (одно или несколько), их иерархической соподчиненностью (центральный или филиал) и прочими показателями функционирования офиса в пространстве;
- офисная деятельность
осуществляется в течение
- офисная деятельность
реализуется людьми, для которых
она полностью или частично
является основным видом
- содержание офисной
Подход к анализу проблем офиса как к системе, перерабатывающей информацию, был исторически первым, возникшим как перенесение на эту более широкую область опыта применения ЭВМ в построении управленческих информационных систем. В общем процессе развития информационной технологии информационному подходу соответствует этап создания централизованных систем обработки данных. Несмотря на недостаточную эффективность, информационный подход был полезен на начальных этапах автоматизации и позволил приступить к внедрению автоматизированных систем в офисах.
Кадровые характеристики офисной деятельности определяются свойствами персонала, ее осуществляющего. Здесь можно выделить следующие параметры:
- количество специалистов;
- состав специалистов;
- уровень специализации;
- уровень квалификации;
- стаж работы;
- общие параметры,
Количество специалистов, осуществляющих офисную деятельность, полностью определяется объемом и масштабами управленческой деятельности, которая, в свою очередь, зависит от сложности управляемого процесса. По мере перехода от элементарных управляемых процессов к глобальным с повышением уровня сложности управляющих систем число таких специалистов увеличивается, с необходимостью ставя задачи специализации, кооперации и определения необходимой квалификации при осуществлении офисной деятельности.
Состав специалистов, выполняющих
задачи в рамках офисной деятельности,
определяется необходимым ее объемом
в конкретных пространственных и
временных конфигурациях