Управленческое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.

Содержание

1.УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ…………………………..
1.1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО РАСМОТРЕНИЮ………………………...............
1.2 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ…………………
1.3 КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ …
1.4 БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ…………………………………………..
1.5 УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ…………………………...
2. ИСЛЕДОВАНИЕ……………………………………………
2.1 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………..
2.2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………
3.РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ …………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
БИЮЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая222 (3).docx

— 94.82 Кб (Скачать файл)

Способы тайного принуждения людей  в различных куль турах широко применяются в разнообразных  сферах социального взаимодействия. В самом общем виде традиционными  областями их использования выступают  дипломатия, военное искусство, тайная деятельность спецслужб (особенно интенсивно в деятельности разведки и контрразведки), конкурентная борьба в экономической  сфере, политическая борьба. Деятельность соответствующих организационных  структур в этих сферах как бы пронизана  сетью человеческих взаимоотношений  и контактов. От решений конкретных людей с их личностными характеристиками, индивидуально-психологическими особенностями, собственным жизнен ным и профессиональным опытом, от их симпатий и антипатий, привычек, взглядов, привязанностей и т.п. зависят судьбы и благополучие или неблагополучие множества других людей, важные социальные, экономические и политические изменения в обществе.

Использование тайного принуждения  людей в этих сферах характеризуется  некоторыми специфическими особенностями, которые отличают использование  способов скрытого психологического принуждения  в повседневной жизни большинства  людей. Во-первых, это наличие и  использование специальных процедур выбора объектов и технологий воз  действия (способы, средства, временная  последовательность и территориальное  распределение и т.д.). В качестве объектов могут выступать конкретные лица, социальные группы и организации, население определенных регионов и  стран. Во-вторых, наличие организационных  структур (управлений, отделов, департаментов, частей, подразделений и т.п.) и специалистов по применению методов скрытого психологического принуждения людей. В-третьих, наличие специальных структур и процедур выявления признаков использования способов скрытого психологического воздействия и защиты от них.

При рассмотрении способов тайного принуждения человека можно выделить две основных группы ситуаций, различающихся по специфичности условий и используемым технологиям психологического воздействия. Во-первых, ситуации, в которых человек является объектом воздействия коллективных социальных субъектов, например, общественных, политических и религиозных организаций, органов государственной власти и управления, финансово-экономических и коммерческих структур, применяющих комплексные технологии скрытого психологического принуждения, в основном, с использованием средств массовой коммуникации. Во-вторых, ситуации, в которых человек становится объектом воз действия и использования способов скрытого психологического принуждения на межличностном уровне в повседневной жизни. Процесс использования способов тайного принуждения человека в этих двух группах ситуаций в связи с их определенной специфичностью и в соответствии с разными подходами к формированию системы защиты требует относительно самостоятельного рассмотрения.

Отношение к манипулированию в  научной литературе и общественном сознании остается неоднозначным. Знаменитый американец Дейл Карнеги, популяризатор  манипулятивных социальных технологий, стремился избавить их от негативного смысла. Он постоянно настаивал: «Воздействуя на кого-либо, необходимо думать не о своих целях, а о целях того, на кого воздействуешь». Однако, строго говоря, это уже не манипулирование. Другие авторы оценивают манипулирование как аморальную форму управления, говорят о деструктивности манипулирования.

Действительно, в основании этого  процесса нередко лежит апелляция  к низменным или примитивным  влечениям человека. В результате человек искусственно задерживается  в своем личностном и духовном развитии. Вместе с тем, как считают  многие психологи и социологи, не следует преувеличивать деструктивность манипуляции, поскольку собственно разрушения (а именно в этом смысле понимается деструкции) здесь нет. К тому же не каждый человек позволит манипулятору играть на своих примитивных потребностях.

Не следует преувеличивать и  опасность роботизации человека, превращения его в руках манипулятора в «послушное средство». Действительно, регулярное использование одних  и тех же механизмов ведет к  стереотипизации поведенческого репертуара адресата. В результате создается как минимум психологическая установка. Однако такую же динамику изменений предусматривает подавляющее большинство воспитательных систем, берущихся «сформировать», »привить», «воспитать», «обучить» и т.п. Среди них педагогические, политические, религиозные и прочие системы. В общественном мнении существует определенное представление о допустимости пределов манипулятивного воздействия. Если же субъект управления переступает такие границы, это встречает осуждение.

По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:         

1.Если  осуществление этапов происходит  в строгой последовательности  и есть достаточная определенность  по всем этапам процесса управления  и уверенность в их осуществлении,  то такой процесс управления  относится к линейному типу.           

2.Если  при выполнении какого-либо этапа  предыдущий нуждается в корректировке,  и она вносится, то процесс  управления называется корректирующим.         

3.Когда  нет возможности выделить главную  проблему и принять единственное  решение, тип процесса управления  характеризуется как разветвленный.          

4.Если  цель формируется в условиях  неопределенности как предварительная,  на первое место выходит задача  анализа ситуации, процесс в этом  случае носит название ситуационного.         

5. Если  приходится непрерывно уточнять  ситуацию и корректировать проблему, процесс может быть назван  поисковым.        

Все отмеченные типы процессов управления используются в определенных условиях, названные  этапы взаимосвязаны и предопределяют механизм разработки управленческого решения. Главное условие – это время как ресурс управления.

Типы  процессов управления выделяются по напряженности воздействия управленческого  решения.

Напряженность воздействия – это степень  социально-организационной потребности  в управленческом решении, которое  характеризует остроту возникшей  проблемы, динамику ее развития и особенности  формирования воздействия в цикле  процесса управления. Выделяют различные  типы в цикле процесса управления:

-  Последовательное быстрое нарастание на начальных этапах напряженности воздействия.  Цель резко и быстро переходит в управленческое решение.

- Быстрое нарастание на начальных этапах напряженности воздействия с последующим резким увеличением объема работ по выбору управленческих решений.       

- Замедленное на начальных этапах нарастание напряженности воздействия, сменяющееся ее резким возрастанием на этапе решения.

- Изменение (возрастание или, напротив, падение) напряженности на начальных этапах процесса управления в связи с поиском реальной, достижимой и значительной цели в существующих условиях управления.       

- Последовательное  снижение напряженности воздействия  вследствие неправильно выбранной,  нереальной, несвоевременно поставленной  цели. 

В практике управления знания типологии процессов  помогают сделать обоснованный и  эффективный выбор технологической  схемы разработки и принятия управленческого  решения.

На принятие управленческих решений большое  влияние оказывают задачи, стоящие  внутри организации. Их обычно называют управленческими задачами. Лицом, ответственным  за решение задач организации, является руководитель. Основное содержание деятельности руководителя реализуется через  решение управленческих  задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В психологическом понимании слова задача – это цель, данная в определенных условиях, которая достигается путем определенного преобразования этих условий. Задача включает в себя: требования (цель); условия (известное); искомое – неизвестное, которое формулируется в вопросе. 

Когда употребляется термин «задача», то имеется в виду проблема, которую  надо осмыслить. Решение задачи есть процедура разрешения проблемной ситуации. Управленческие задачи – это чаще творческие задачи, и их можно рассматривать  как развитие решения и как  развитие самой проблемы. Необходимой  предпосылкой успешного решения  задач является рефлексия, т.е. осознание  ее значимых аспектов, зависящих, как  правило, от личности руководителя.     

В процессе решения управленческих задач  реализуются интеллектуальные и личностные  возможности руководителей.  Можно выделить наиболее типичные стили мышления руководителя:        

1)системный  стиль, при котором упор делается  на определение метода решения  задачи (проблемы), – в этом случае  проблема чаще разделяется на  отдельные компоненты;      

2)интуитивный  стиль, когда осознается проблема  в целом и рассматриваются  возможные методы ее разрешения;      

3)рецептивный  стиль, для которого характерно  сосредоточение на отдельных  деталях проблемы;     

4)перцептивный  стиль, которому свойственно стремление  к установлению отношений между  различными компонентами проблемы.

Управленческие  задачи имеют свои характерные черты: могут содержать неопределенные или противоречивые условия; может  не быть информации о возможных средствах  ее решения; не наработано четких алгоритмов решения таких задач; управленческие задачи чаще решаются в условиях дефицита времени. Исходя из этого, можно выделить:

- задачи  концептуального плана (стратегические, связанные с долгосрочным планированием,  прогнозированием);

- задачи, связанные с технико-технологической  стороной функционирования организации;

- задачи, связанные с действием  человеческого фактора (кадры, психологический климат, мотивация и др.).

Чтобы классифицировать управленческие задачи, чаще всего выберают  следующие критерии: содержательность, выполнимость, компетентность, сложность, но  могут быть и другие.

Согласно  содержательному критерию все управленческие задачи могут быть разделены на значимые и малозначимые.

Критерий  выполнимости задач предполагает, что  все управленческие задачи могут  быть разделены на решаемые и нерешаемые.

Критерий  знаний руководителя делит все управленческие задачи на входящие в сферу компетенции  руководителя и не входящие в эту  сферу.

Критерий  оценки степени функциональных затрат предполагает, что управленческие задачи по этому критерию могут быть легкие и трудные.

В решении  управленческих задач каждый руководитель имеет свою субъективную систему  оценок относительно сути и иерархии решения задач, определяя какие  управленческие задачи нужно решать в обязательном порядке, или в исключительных случаях можно не решать, а какие управленческие задачи можно полностью проигнорировать.

Исходя  из этого, есть две экстремальные  зоны значимости управленческих задач: чрезвычайно значимые управленческие задачи; задачи второстепенной важности (они могут перейти из 1-й зоны во 2-ю, если вовремя не решены, и наоборот).

Для каждого  руководителя организации очень  важным является установка степени  значимости управленческих задач на конкретный период, однако некоторые  руководители все управленческие задачи считают значимыми – это зависит  от уровня управления, – значит, надо уметь выбрать стратегию решения  управленческих задач.

Неправильный  выбор стратегии решения задачбывает связан:  во-первых, с недооценкой или переоценкой их сложности; во-вторых, с неправильной оценкой возможных последствий своих решений; в-третьих, с получением сверху управленческих задач, совершенно несвойственных организации.

В процессе решения различных управленческих задач руководитель выбирает те или  иные стратегии и тактики. У каждого  руководителя в его управленческом труде формируется: субъективное понимание  задач; собственное понимание проблемы. Для нормального функционирования организации руководитель должен принимать  эффективные решения, т.е. выбирать стратегии и тактики, адекватные управленческой ситуации.

Выбор управленческой стратегии всегда предлагает ответ на следующие вопросы:

1.Правомерно  ли в данной ситуации ставить  эту управленческую задачу и  нужно ли ее решать.

2.Имеются  ли условия для реализации  поставленной управленческой задачи.

3.Что  будет, если задачу не решать.

Важное  значение имеет правильная оценка значимости задачи, ее сложности, чтобы субъективно  задача не была отнесена в разряд неактуальных, второстепенных. Чем больше субъективные оценки руководителя будут совпадать с объективной важностью задач, тем выше вероятность выбора им наиболее эффективных стратегий их решения.

Под тактикой понимается выбор способа или  средств достижения цели (решения  задачи). В тактике, заложено соотношение  желаемого и действительного  – противоречие между тем, что  хотел бы сделать руководитель, и  тем, что он в действительности может  сделать. При выборе тактики рассматриваются  средства достижения цели и корректировка  самой цели. Выбирая тактику в  решении конкретных управленческих задач, руководитель исходит из необходимости  правильной оценки: значимости задач; времени для их решения; соотношения  перспективных и текущих задач; степени сложности задач. Выбор  определенной тактики избирателен. Индивидуальная управленческая концепция  руководителя складывается в зависимости  от занимаемой им должности, уровня компетентности, субъективных возможностей. Важным фактором, определяющим психологический механизм выбора тактики, является понимание  руководителем важности управленческих задач.

При решении  одной и той же управленческой задачи разные руководители выбирают разные тактики. Можно сформулировать иерархию наиболее предпочтительных тактик в решении определенных управленческих задач:

Информация о работе Управленческое общение