Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа
Прежде чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.
1.УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ…………………………..
1.1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО РАСМОТРЕНИЮ………………………...............
1.2 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ…………………
1.3 КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ …
1.4 БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ…………………………………………..
1.5 УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ…………………………...
2. ИСЛЕДОВАНИЕ……………………………………………
2.1 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………..
2.2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………
3.РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ …………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
БИЮЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..
Способы тайного принуждения людей
в различных куль турах широко
применяются в разнообразных
сферах социального взаимодействия.
В самом общем виде традиционными
областями их использования выступают
дипломатия, военное искусство, тайная
деятельность спецслужб (особенно интенсивно
в деятельности разведки и контрразведки),
конкурентная борьба в экономической
сфере, политическая борьба. Деятельность
соответствующих
Использование тайного принуждения
людей в этих сферах характеризуется
некоторыми специфическими особенностями,
которые отличают использование
способов скрытого психологического принуждения
в повседневной жизни большинства
людей. Во-первых, это наличие и
использование специальных
При рассмотрении способов тайного принуждения человека можно выделить две основных группы ситуаций, различающихся по специфичности условий и используемым технологиям психологического воздействия. Во-первых, ситуации, в которых человек является объектом воздействия коллективных социальных субъектов, например, общественных, политических и религиозных организаций, органов государственной власти и управления, финансово-экономических и коммерческих структур, применяющих комплексные технологии скрытого психологического принуждения, в основном, с использованием средств массовой коммуникации. Во-вторых, ситуации, в которых человек становится объектом воз действия и использования способов скрытого психологического принуждения на межличностном уровне в повседневной жизни. Процесс использования способов тайного принуждения человека в этих двух группах ситуаций в связи с их определенной специфичностью и в соответствии с разными подходами к формированию системы защиты требует относительно самостоятельного рассмотрения.
Отношение к манипулированию в научной литературе и общественном сознании остается неоднозначным. Знаменитый американец Дейл Карнеги, популяризатор манипулятивных социальных технологий, стремился избавить их от негативного смысла. Он постоянно настаивал: «Воздействуя на кого-либо, необходимо думать не о своих целях, а о целях того, на кого воздействуешь». Однако, строго говоря, это уже не манипулирование. Другие авторы оценивают манипулирование как аморальную форму управления, говорят о деструктивности манипулирования.
Действительно, в основании этого процесса нередко лежит апелляция к низменным или примитивным влечениям человека. В результате человек искусственно задерживается в своем личностном и духовном развитии. Вместе с тем, как считают многие психологи и социологи, не следует преувеличивать деструктивность манипуляции, поскольку собственно разрушения (а именно в этом смысле понимается деструкции) здесь нет. К тому же не каждый человек позволит манипулятору играть на своих примитивных потребностях.
Не следует преувеличивать и
опасность роботизации
По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:
1.Если
осуществление этапов
2.Если
при выполнении какого-либо
3.Когда
нет возможности выделить
4.Если
цель формируется в условиях
неопределенности как
5. Если
приходится непрерывно
Все отмеченные типы процессов управления используются в определенных условиях, названные этапы взаимосвязаны и предопределяют механизм разработки управленческого решения. Главное условие – это время как ресурс управления.
Типы
процессов управления выделяются по
напряженности воздействия
Напряженность
воздействия – это степень
социально-организационной
- Последовательное быстрое нарастание на начальных этапах напряженности воздействия. Цель резко и быстро переходит в управленческое решение.
- Быстрое нарастание на начальных этапах напряженности воздействия с последующим резким увеличением объема работ по выбору управленческих решений.
- Замедленное на начальных этапах нарастание напряженности воздействия, сменяющееся ее резким возрастанием на этапе решения.
- Изменение (возрастание или, напротив, падение) напряженности на начальных этапах процесса управления в связи с поиском реальной, достижимой и значительной цели в существующих условиях управления.
- Последовательное
снижение напряженности
В практике
управления знания типологии процессов
помогают сделать обоснованный и
эффективный выбор
На принятие управленческих решений большое влияние оказывают задачи, стоящие внутри организации. Их обычно называют управленческими задачами. Лицом, ответственным за решение задач организации, является руководитель. Основное содержание деятельности руководителя реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В психологическом понимании слова задача – это цель, данная в определенных условиях, которая достигается путем определенного преобразования этих условий. Задача включает в себя: требования (цель); условия (известное); искомое – неизвестное, которое формулируется в вопросе.
Когда употребляется термин «задача», то имеется в виду проблема, которую надо осмыслить. Решение задачи есть процедура разрешения проблемной ситуации. Управленческие задачи – это чаще творческие задачи, и их можно рассматривать как развитие решения и как развитие самой проблемы. Необходимой предпосылкой успешного решения задач является рефлексия, т.е. осознание ее значимых аспектов, зависящих, как правило, от личности руководителя.
В процессе решения управленческих задач реализуются интеллектуальные и личностные возможности руководителей. Можно выделить наиболее типичные стили мышления руководителя:
1)системный
стиль, при котором упор
2)интуитивный
стиль, когда осознается
3)рецептивный
стиль, для которого
4)перцептивный
стиль, которому свойственно
Управленческие задачи имеют свои характерные черты: могут содержать неопределенные или противоречивые условия; может не быть информации о возможных средствах ее решения; не наработано четких алгоритмов решения таких задач; управленческие задачи чаще решаются в условиях дефицита времени. Исходя из этого, можно выделить:
- задачи
концептуального плана (
- задачи,
связанные с технико-
- задачи, связанные с действием человеческого фактора (кадры, психологический климат, мотивация и др.).
Чтобы классифицировать управленческие задачи, чаще всего выберают следующие критерии: содержательность, выполнимость, компетентность, сложность, но могут быть и другие.
Согласно содержательному критерию все управленческие задачи могут быть разделены на значимые и малозначимые.
Критерий выполнимости задач предполагает, что все управленческие задачи могут быть разделены на решаемые и нерешаемые.
Критерий знаний руководителя делит все управленческие задачи на входящие в сферу компетенции руководителя и не входящие в эту сферу.
Критерий оценки степени функциональных затрат предполагает, что управленческие задачи по этому критерию могут быть легкие и трудные.
В решении управленческих задач каждый руководитель имеет свою субъективную систему оценок относительно сути и иерархии решения задач, определяя какие управленческие задачи нужно решать в обязательном порядке, или в исключительных случаях можно не решать, а какие управленческие задачи можно полностью проигнорировать.
Исходя из этого, есть две экстремальные зоны значимости управленческих задач: чрезвычайно значимые управленческие задачи; задачи второстепенной важности (они могут перейти из 1-й зоны во 2-ю, если вовремя не решены, и наоборот).
Для каждого
руководителя организации очень
важным является установка степени
значимости управленческих задач на
конкретный период, однако некоторые
руководители все управленческие задачи
считают значимыми – это
Неправильный
выбор стратегии решения
В процессе
решения различных
Выбор управленческой стратегии всегда предлагает ответ на следующие вопросы:
1.Правомерно ли в данной ситуации ставить эту управленческую задачу и нужно ли ее решать.
2.Имеются
ли условия для реализации
поставленной управленческой
3.Что будет, если задачу не решать.
Важное значение имеет правильная оценка значимости задачи, ее сложности, чтобы субъективно задача не была отнесена в разряд неактуальных, второстепенных. Чем больше субъективные оценки руководителя будут совпадать с объективной важностью задач, тем выше вероятность выбора им наиболее эффективных стратегий их решения.
Под тактикой понимается выбор способа или средств достижения цели (решения задачи). В тактике, заложено соотношение желаемого и действительного – противоречие между тем, что хотел бы сделать руководитель, и тем, что он в действительности может сделать. При выборе тактики рассматриваются средства достижения цели и корректировка самой цели. Выбирая тактику в решении конкретных управленческих задач, руководитель исходит из необходимости правильной оценки: значимости задач; времени для их решения; соотношения перспективных и текущих задач; степени сложности задач. Выбор определенной тактики избирателен. Индивидуальная управленческая концепция руководителя складывается в зависимости от занимаемой им должности, уровня компетентности, субъективных возможностей. Важным фактором, определяющим психологический механизм выбора тактики, является понимание руководителем важности управленческих задач.
При решении одной и той же управленческой задачи разные руководители выбирают разные тактики. Можно сформулировать иерархию наиболее предпочтительных тактик в решении определенных управленческих задач: