Управленческое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.

Содержание

1.УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ…………………………..
1.1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО РАСМОТРЕНИЮ………………………...............
1.2 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ…………………
1.3 КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ …
1.4 БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ…………………………………………..
1.5 УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ…………………………...
2. ИСЛЕДОВАНИЕ……………………………………………
2.1 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………..
2.2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………
3.РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ …………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
БИЮЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая222 (3).docx

— 94.82 Кб (Скачать файл)

1.Тактика  риска с повышенной ответственностью.

2.Тактика  длительного периода решения  с целью снятия с себя части  ответственности.

3.Тактика  самостоятельного решения задачи  с риском.

4.Тактика  минимума самостоятельности и  ухода от ответственности за  возможное не решение задачи.

Психологические причины, лежащие в выборе различных  тактик, могут быть следующие: ориентация на достижение успеха в деятельности, высокая самооценка, положительные  социальные установки, стремление «выделиться».

Стратегия поведения руководителя в условиях конфликтной деятельности может  определяться как:

1)стратегия  противоборства, когда руководитель  берет на себя командную роль, воздействует на мнения других  и игнорирует интересы другой  стороны;

2)стратегия  сотрудничества, в основе которой  лежит стремление достигнуть  успеха, учитывая интересы других;

3)стратегия  компромисса, основанная на выборе  «средней» позиции между противоборством  и сотрудничеством;

4)стратегия  «ухода» от ответственности за  реализацию управленческих задач,  возникающая из-за некомпетентности  руководителя, боязни ответственности  и наказания;

5)стратегия  приспособления, когда руководитель  не проявляет ни активности, ни  заинтересованности в достижении  положительных результатов при  осуществлении цели.

Таким образом, выбор той или иной стратегии  и тактики в решении управленческих задач зависит и от типологии  самих руководителей. Руководитель с явно выраженными лидерскими качествами не будет выбирать стратегию ухода  или приспособления, а выберет  скорее стратегию противоборства или  сотрудничества. Зная характер руководителя, можно делать прогноз относительно выбора им определенной стратегии в  решении управленческих задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСЛЕДОВАНИЕ

2.1 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

         Оценка коммуникабельности

Чтобы оценить свою коммуникабельность, полезно задать себе следующие вопросы: (Добрович А.А. «Общение: наука и искусство»)

Умеете ли вы так поздороваться  или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?

Способны ли вы вызвать интерес  и чувство доверия?

Если с вами грубы, находите ли вы ответную реакцию помимо собственной  грубости? Есть ли у вас способность  спокойно осадить грубияна, сделать  его по неволе вежливее?

Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?

Умеете ли вы прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?

Умеете ли вы отказать в чьей-то просьбе, но не вызывать при этом враждебности?

Умеете ли вы попрощаться, но так, чтобы  вас хотели видеть еще раз?

Следует проанализировать, в каких  ситуациях вы чувствуете себя скованно, неуверенно: при публичном выступлении, попадании в общество малознакомых людей, беседах с начальством, при  знакомстве с представителем другого  пола и т. д. Что в этих ситуациях  вас смущает: отсутствие ли общей  темы разговора, косноязычие, тягостные  паузы, боязнь покраснеть или показаться неумным и т. д.

 

 

 

 

 

ТЕСТ «Общительность»

На вопросы, приведенные ниже, дайте  ответы: «да» (2 балла), «нет» (0 баллов), «иногда» (1 балл) и сосчитайте сумму  набранных баллов.

1)Вам предстоит деловая встреча.  Выбивает ли вас ее ожидание  из колеи?

2)Откладываете ли вы визит  к врачу до тех пор, пока  станет невмоготу?

3)Вызывает ли у вас неудовольствие и даже смятение поручение выступить с докладом, сообщением на каком-либо собрании, совещании?

4)Вам предлагают выехать в  командировку, в город, где вы  никогда не бывали. Приложите  ли вы максимум усилий, чтобы  избежать этой командировки?

5)Любите ли вы делиться своими  переживаниями с кем бы то  ни было?

6)Раздражаетесь ли вы, если незнакомый  человек просит вас о поручении?

7)Верите ли вы, что существует  проблема «отцов» и «детей»  и что людям разных поколений  трудно понимать друга?

8)Постесняетесь ли вы напомнить  знакомому, что он забыл вернуть  вам 10 тыс. руб., которые он занял  несколько месяцев назад?

9)В ресторане или в столовой, если вам подали явно некачественное  блюдо, вы промолчите, лишь рассержено  тарелку?

10)Оказавшись один на один  с незнакомым человеком, вы  не вступите с ним в беседу  и будете тяготиться, если первым  заговорит он. Так ли это?

11)Вас приводит в ужас любая  длинная очередь -- в магазине, кинотеатре... Предпочитаете ли вы скорее отказаться от своего намерения, нежели чем встать в хвост и томиться в ожидании?

12)Боитесь ли вы участвовать  в комиссии по каким-либо конфликтным  ситуациям?

13)У вас есть собственные,  сугубо индивидуальные критерии  оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких  чужих мнений на этот счет  вы не приемлете? это так?

14)Услышав в «кулуарах» явно  ошибочное высказывание по хорошо  известному вам вопросу, предпочитаете и вы промолчать и не вступать в спор?

15)Вызывает ли у вас досаду  просьба помочь кому-то разобраться  в служебном вопросе, учебной  теме?

16)Охотнее ли вы излагаете  свою точку зрения в письменной  форме, чем устной?

А теперь подсчитайте сумму балов:

30...32 -- вы явно некоммуникабельны,  и это беда, от которой страдаете  больше вы сами.

25...29 -- вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому  у вас мало друзей.

19...24 -- вы достаточно общительны, в незнакомой ситуации чувствуете  себя вполне уверенно. В ваших  высказываниях может быть порой  слишком много сарказма, причем, без веских оснований. Но эти  недостатки исправимы.

14...18 -- у вас нормальная коммуникабельность. Без неприятных переживаний начинаете  новое дело, идете на встречу  с новыми людьми. Хотя, вероятно, не любите шумных компаний, многословие  вас раздражает.

6...15 -- Вы, должно быть, «рубаха-парень»,  всюду чувствуете себя в своей  тарелке, охотно высказываетесь  по любому вопросу, даже если  имеете о нем поверхностное  представление. Беретесь за любое  дело, хотя не всегда можете  успешно довести его до конца.  Задумайтесь над этим.

5 и менее -- ваша общительность явно чрезмерна, вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Вспыльчивы, нередко необъективны. Людям трудно с вами.

 

 

 

ТЕСТ «Уровень коммуникативного контроля в общении»

Оцените каждое из предложений, описывающих  реакции на некоторые ситуации: верное (В) или неверное (Н) применительно  к вам.

Мне кажется трудным искусство  подражать манере поведения других людей.

Я бы, пожалуй, мог валять дурака, чтобы  привлечь внимание или позабавить окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям иногда кажется, что  я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в  центре внимания.

В разных ситуациях и в общении  с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чем  искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и  отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10.Я не всегда такой, каким  кажусь.

По одному баллу начисляется  за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и  за ответ В на все остальные.

Ключ: 0...3 -- низкий коммуникативный  контроль 4...6 -- средний коммуникативный  контроль 7...10 -- высокий коммуникативный  контроль

 

 

 

 

 

Тест "Ваш стиль общения"

У каждого человека существует излюбленная  манера общения — то, что обычно называют стилем общения. Ваш стиль  общения поможет определить данный тест. На каждый из 20 вопросов даны три  варианта ответов: отметьте тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не подходит, переходите к следующему вопросу.

I . Склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?

1. Всегда.

2. Иногда.

3. Никогда. 

II . Как вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне «кипите».

2. Сохраняете полное спокойствие. 

3. Теряете самообладание. 

III. Каким считают вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым. 

2. Дружелюбным. 

3. Спокойным и независимым. 

IV. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми  опасениями.

2. Согласитесь без колебаний. 

3. Откажетесь от нее ради собственного  спокойствия. 

V. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему «по первое  число».

2. Заставите вернуть. 

3. Спросите, не нужно ли ему  еще что-нибудь.

VI. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?

1. Что тебя так задержало? 

2. Где ты торчишь допоздна?

3. Я уже начал(а) волноваться.

VII. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь обогнать машину, которая  «показала вам хвост».

2. Вам все равно, сколько автомобилей  вас обогнало.

3. Помчитесь с такой скоростью,  чтобы никто не догнал вас. 

VIII. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными. 

2. Легкомысленными. 

3. Крайне «жесткими».

IX. Что вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на  другого.

2. Смиряетесь.

3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как вы реагируете на фельетон о случаях распущенности в среде современной молодежи?

1. Пора бы уже запретить молодежи  такие развлечения. 

2. Надо создать ей возможность  организованно и культурно отдыхать.

3. И чего мы с ней возимся? 

XI. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?

1. И зачем только я на это  нервы тратил(а)?

2. Видно, этот человек начальнику  приятнее.

3. Может быть, мне это удастся  в другой раз. 

XII. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?

1. Чувство страха.

2. Скучаете.

3. Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Как вы будете себя вести, если образовалась «дорожная пробка» и вы опоздали на важное совещание?

1. Будете нервничать во время  заседания. 

2. Попытаетесь вызвать снисходительность  партнеров. 

3. Огорчитесь.

XIV. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать  себя вновь молодым. 

3. Очень сердитесь, если проигрываете,

XV. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовете метрдотеля и сделаете  ему замечание. 

3. Отправитесь с жалобой к  директору ресторана. 

XVI. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям. 

3. Посоветуете ребенку дать сдачи. 

XVII. Какой вы человек?

1. Средний. 

2. Самоуверенный. 

3. Пробивной. 

XVIII. Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?

1. Простите, это моя вина.

2. Ничего, пустяки. 

3. А повнимательнее вы не можете быть?

XIX. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи?

1. Когда же, наконец, будут приняты  конкретные меры?

2. Надо бы ввести суровые наказания! 

3. Нельзя же все валить на  молодежь, виноваты и воспитатели! 

XX. Какое животное вы любите?

1. Тигра. 

2. Домашнюю кошку. 

3. Медведя.  

 

Результат

Напротив вопроса (пронумерованного римскими цифрами) в вертикальной колонке  находится тот ответ, который  вы подчеркнули. Определите его оценку в баллах. Баллы просуммируйте.

Если вы не выбрали ответ из предложенных вариантов, то по данному вопросу  вы набрали 0 баллов.

35 — 44 балла. Вы умеренно агрессивны, вам сопутствует успех в жизни, поскольку у вас достаточно здорового честолюбия. К критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Надеетесь дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успеха в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику «сверху» принимаете, а критику «снизу» воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критиков «снизу».

34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы греетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает! К критике «снизу» относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики «сверху».

 

 

 

Вариант ответов 

БАЛЛЫ ЗА ОТВЕТЫ

ВОПРОСЫ

I

II

III

IV

V

1

1

2

3

2

3

2

2

1

2

3

2

3

3

3

1

1

1

Вариант ответов 

БАЛЛЫ ЗА ОТВЕТЫ

ВОПРОСЫ

VI

VII

VIII

IX

X

1

2

2

2

3

3

2

3

1

1

2

1

3

1

3

3

1

2

Вариант ответов 

БАЛЛЫ ЗА ОТВЕТЫ

ВОПРОСЫ

XI

XII

XIII

XIV

X  V

1

1

3

1

2

1

2

2

2

3

3

3

3

3

1

2

1

2

Вариант ответов 

БАЛЛЫ ЗА ОТВЕТЫ

ВОПРОСЫ

XVI

XVII

XVIII

XIX

X X

1

1

1

1

2

3

2

2

3

3

1

2

3

3

2

2

3

1

Информация о работе Управленческое общение