Финансовые методы антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является освещение проблем антикризисного управления финансами при угрозе банкротства, изложение методики, разработка программы антикризисного управления финансами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические аспекты антикризисного управления финансами при угрозе банкротства ………………………………………………………………………… 5
1.1. Политика антикризисного управления финансами при угрозе банкротства ………………………………………………………………………… 5
1.2. Диагностика банкротства ……………………………………………….. 10
1.3. Механизмы финансовой стабилизации ………………………………….18
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности …………………………. 36
2.1. Общая характеристика предприятия …………………………………… 36
2.2. Анализ финансового состояния ………………………………………… 38
2.3. Оценка имущества предприятия ………………………………………... 42
2.4. Оценка используемого капитала ………………………………………... 46
2.5. Анализ себестоимости …………………………………………………... 49
2.6. Анализ влияния налоговой политики государства ……………………. 52
2.7. Анализ эффективности ………………………………………………….. 55
2.8. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии ………………………………………………………………………. 57
3. Методика принятия антикризисных решений в условиях угрозы банкротства ……………………………………………………………………………………… 63
3.1. Устранение неплатежеспособности …………………………………….. 63
3.2. Восстановление финансовой устойчивости ……………………………. 64
3.3. Стратегическая финансовая стабилизация и экономический рост, направленный на увеличение рыночной стоимости …………………………… 64
Заключение ……………………………………………………………………….. 66
Литература ………………………………………………………………………… 68

Вложенные файлы: 1 файл

фин.менеджмнт.docx

— 157.99 Кб (Скачать файл)

 

1. Доля переменных  затрат в структуре себестоимости  (переменные затраты + постоянные  затраты) равна по годам соответственно: 83%, 81%, 81%.

2. В структуре  себестоимости существенное изменение  претерпели 2 статьи затрат: амортизация  и общехозяйственные затраты.  В 2010 году произошел рост доли амортизационных отчислений в структуре себестоимости с 1,8% до 11,5%, что явилось прямым следствием проведения индексации основных фондов.

3. Для  комплексного анализа деятельности  предприятия был проведен анализ  безубыточности.

Точка безубыточности рассчитывалась следующим образом:

ТБ=ПЗ/Дпз,                                                               (2.2)

где ТБ - точка безубыточности в тыс.руб., означающая объем реализации без учета НДС (20%)  и косвенных налогов, рассчитываемых от объема реализации без НДС ( отчисления в инновационный фонд 1%, отчисления на дорожные работы – 1,2% ),

ПЗ - сумма  постоянных затрат в тыс.руб.,

Дпз - доля постоянных затрат в безубыточной себестоимости, рассчитываемое как: 1-Дпер , где Дпер - доля переменных затрат в выручке  от реализации за вычетом НДС и  косвенных налогов.

Для перевода полученных точек безубыточности в  денежном измерении в конечную выручку  от реализации достаточно добавить косвенные  налоги.

Предел  безопасности - величина, показывающая насколько фактическая выручка от реализации, превосходит  точку безубыточности при сложившихся переменных и постоянных затрат.

Коэффициент безопасности - процентное соотношение  предела безопасности к точке  безубыточности. Общепринятое рекомендуемое  значение: более 10%. 

Как показывают проведенные расчеты, только в 2008 году предприятие работало с объемом реализации на 19% превышающем точку безубыточности.

В 2009-2010 годах наблюдается устойчивое падение объемов реализации, которое оказывается ниже точек безубыточности в 2008 году - на 4%, в 2010 году - на 32%. Следует заметить, что мероприятия по снижению постоянных затрат в 2010 году установили низкую точку безубыточности, которая значительно ниже по сравнению с 2008 и 2009 годом. Однако это не спасло предприятие от убытков. Причинами могут являться - неэффективная маркетинговая стратегия и неконкурентоспособность производимой продукции.

4. В ходе  анализа затрат был рассчитан  коэффициент операционного левериджа.  Эффект операционного левериджа  (рычага) проявляется в том, что  любое изменение выручки от  реализации всегда порождает  более сильное изменение прибыли. 

Аналитическое содержание коэффициента операционного  левериджа заключается в том, насколько процентов возрастет  прибыль предприятия в случае изменения выручки от реализации на 1%.

Расчетная формула для коэффициента финансового  рычага:

К=ВМ/Пз,                                                                   (2.3)

где К - коэффициент  операционного левериджа,

      ВМ - валовая маржа, равна разнице  между чистым доходом (выручка  от реализации - косвенные налоги) и переменными издержками за  период, тыс.руб.

     Пз - постоянные затраты за период, тыс.руб.

Расчет  коэффициентов операционного рычага дал следующие результаты для 2008 года (для 2009, 2010 годов коэффициент операционного рычага рассчитать невозможно, так продукция в 2009-2010 годах продавалась по цене ниже переменных затрат): 1.9. Это означало, что при сохранении существующей политике цен и структуре затрат рост объема производства на 1% привел бы к увеличению прибыли на 1,9 %.

По результатам  анализа себестоимости и запаса финансовой прочности (безубыточности) можно сделать следующие общие  выводы:

- на конец рассматриваемого периода предприятие было вынуждено реализовывать продукцию по цене меньшей уровня переменных затрат, что говорит о:

-  потери  вследствие большого периода  хранения готовой продукции на  складе и снижении качественных  свойств, потребительских качеств,  из-за чего предприятие было  вынуждено на уценку продукции; 

- высокая  себестоимость реализованной продукции,  которая нуждается в рационализации;

- неэффективность  стратегии маркетинга.

- объемы реализации значительно ниже предельных (безубыточных) объемов продаж (на 32%).

- в структуре себестоимости высокая доля принадлежит заработной плате и отчислениям от заработной платы основных производственных рабочих,

- за рассматриваемый период наблюдается устойчивая тенденция падения объемов реализации.

 

2.6.Анализ  влияния налоговой политики государства

 

Данные  отчетности о начисленных налоговых  платежах в 2008-2010 годах представлены в табл. 12.

                                                                                                Таблица 12

Налоговые платежи в 2008-2010 годах

Вид налога

2008

2009

2010

1

2

3

4

Налог на прибыль

26,3

0,0

0,0

НДС с реализации

118,9

135,3

51,0

НДС с импорта

0,0

0,0

0,0

Подоходный налог

30,6

46,1

0,0

Амортизация

0,6

0,0

0,0

Плата за землю

22,6

31,2

0,0

Отчисления на геолого-разведывательные .работы

0,3

18,0

0,0

Арендная плата

45,9

0,0

0,0

Плата за использование природных  ресурсов

10,7

10,3

16,0

Плата за загрязнение окружающей среды

0,0

0,0

0,0

Плата за воду

0,0

0,0

0,0

Фонд ликвидации после аварии на ЧАЭС

33,7

43,6

25,0

Разница в цене на газ

0,0

0,0

0,0

Налог с владельцев транспортных средств

0,0

1,1

0,0

Рентные платежи

0,0

0,0

0,0

Местные налоги и сборы

2,9

3,6

0,0

Прочие налоги и платежи

0,0

30,4

73,0

Экономические санкции

6,5

1,5

0,0

ИТОГО

299,0

321,1

165,0

Отсроченные и рассроченные платежи

0,0

0,0

0,0

Отчисления в Пенсионный фонд

91,4

123,3

76,0

Отчисления на соцстрахование

12,9

17,1

8,0

Отчисления в иннов. охр.труда, дорожные работы фонды

13,3

17,6

3,0

Отчисления в фонд занятости

5,2

7,5

2,0

 

ИТОГО

421,8

486,6

252,0


 

Для удобства анализа целесообразно  множество  налоговых платежей объединить на следующие  однородные группы:

1. Налоги, входящие в цену реализации (НДС,  акциз).

2. Косвенные  налоги, относимые на себестоимость (отчисления во внебюджетные фонды).

3. Налоги  от заработной платы включая  удержания из  заработной платы,  которые также следует учитывать  при приеме работников на работу, так как работников прежде  всего интересует заработная  плата, получаемая на руки (Отчисления  в Пенсионный фонд, соцстрах и  т.д.).

4.Прочие   налоги,   относимые  на себестоимость  (коммунальный  налог,

плата за использование  природных ресурсов и т.д).

5. Налог  на прибыль.

6. Экономические  санкции уплачиваемые из чистой  прибыли. 

Результаты  группировки налоговых платежей представлены в табл. 13.

Как видно  из таблицы 13  структура налоговых  платежей в течение трех лет менялась в связи с изменением финансового  положения предприятия. Сокращение налога на прибыль до нулевого значения, но при этом рост доли отчислений от заработной платы 37% до 43-44%.

Рост прочих налогов  и платежей, входящих в себестоимость  продукции вырос на 14% с 21%-35%.

                                                                                                      Таблица 13

Анализ  налоговых платежей

 

2008

2009

2010

Налоги, входящие в цену реализации (НДС)

118,9

30%

135,3

31%

51,0

20%

Косвенные налоги относимые на себестоимость 

(внебюджетные фонды)

13,3

3%

17,6

4%

3,0

1%

Налоги от заработной платы, входящие в 

себестоимость

143,2

37%

191,5

43%

111,0

44%

Прочие налоги, относимые на себестоимость

83,0

21%

94,6

21%

89,0

35%

Налог на прибыль

26,3

7%

0,0

0%

0,0

0%

Санкции, уплачиваемые из прибыли

6,5

2%

1,5

0%

0,0

0%

ИТОГО

391,2

100%

440,5

100%

254,0

100%


 

Предприятию в условиях налоговых реформ и резкого изменения  налогового законодательства удалось  избежать экономических санкции  в 2009-2010 годах.

В практике финансового менеджмента применяются  различные показатели, характеризующие  влияние налоговых платежей на деятельность предприятия и его способность  оптимизировать налоговых пресс. Основными  являются 3 показателя, характеристика которых приведена в табл. 14.

Как видно  из таблицы за 3 года значительно  возросла налогоемкость реализуемой продукции, которая достигла значения 62% по сравнению с 38-40% в 2008-2009 годах.

 В  2010 году произошло резкое увеличение налогообложения издержек главным образом за счет прочих налогов, относимых на себестоимость.

Уровень налогообложения доходов остался  на прежнем уровне 13-14%.

По результатам  анализа влияние налогового пресса на деятельность предприятия можно  сделать вывод о том, что уровень  налогообложения доходов является одним из главных факторов ухудшения  финансового положения предприятия. Конечно, на предприятии уделяется  мало внимания оптимизации налогового бремя, однако когда идет речь о том, что  63% выручки от реализации продукции  изымается из обращения в бюджет, говорить об оперативной профилактике налогообложения на предприятии для снижения налогового бремя не приходится. В условиях, когда предприятие терпит убытки, уровень налогообложения увеличивается. Чуть меньше половины общих налоговых платежей составляют начисления на заработную плату.

Таблица 14

Показатели, характеризующие уровень налогового давления

Показатель

Значение

Формула

Рекомен-дуемое значение

2008

2009

2010

Налогоемкость реализованной продукции

Показывает, какую часть занимают налоги в выручке от реализации

Налоговые платежи разделить на выручку  от реализации

Чем меньше тем лучше

38%

40%

62%

Коэффициент налогообложения издержек

Показывает в каком соотношении  находятся налоги, относимы на себестоимость  к издержкам

Налоговые платежи относимые на себестоимость  разделить на себестоимость

Чем меньше тем лучше

31%

30%

40%

Коэффициент налогообложения доходов

Показывает, какую долю в выручке  занимают косвенные налоги, входящие в цену продукции

Сумма косвенных налогов разделить  на выручку от реализации

Чем меньше тем лучше

13%

14%

13%


 

В такой  ситуации основной фактор -  отрицательное  воздействие налогообложения на жизнедеятельность предприятия.

Налогообложение издержек осуществляется в размере 40% к сумме издержек.

 

2.7. Анализ  эффективности

 

Анализ  эффективности деятельности производится с использование показателей, представленных в табл. 15.

                                                                                                         Таблица 15

Показатели  анализа эффективности

Показатель

Значение

Формула

Рекомендуемое значение

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Рентабельность основной деятельности

Показывает прибыль на 1 руб затрат на реализованную продукцию

Прибыль от реализации разделить на затраты на производство и сбыт

Чем больше тем лучше

19%

-4%

-32%

Рентабельность продукции

Показывает прибыль на 1 руб реализованной  продукции

Прибыль от реализации разделить на выручку от реализации

Чем больше тем лучше

13%

-3%

-39%

Рентабельность активов

Показывает, какую чистую прибыль  прино-сит 1руб общих активов предприятия  за год

Чистая прибыль разделить на сумму  среднегодовых активов предприятия

Чем больше тем лучше

32,4%

-5,2%

-8,9%

Рентабельность собственного капитала

Показывает, какую чис-тую прибыль  приносит 1 руб вложенных собственником  средств

Чистая прибыль разделить на собственный  капитал

Чем больше тем лучше

40,5%

-8,0%

-10,7%

Рентабельность инвестиций

Показывает, какую при-быль приносит 1 руб вложенных собствен-ником  средств и долго-срочных заемных  средств

Прибыль до уплаты налогов разделить  на сумму собственных и долгосрочных заемных финансовых средств

Чем больше тем лучше

50%

-8%

-8%

Период окупаемости собственного капитала

Показывает период времени (в годах) в течении сумма чистой прибыли  покроет вложенный собственниками капитал

Средняя величина собственного капитала разделить на чистую прибыль

Чем меньше тем лучше

3

-

-

Коэффициент чистой прибыли

Показывает, какая часть балансовой прибыли остается в распоряжении предприятия

Чистая прибыль разделить на балансовую прибыль

Чем больше тем лучше

80%

100%

133%

Коэффициент капитализации прибыли

Показывает,  какая часть чистой прибыли идет на производственное развитие

Чистая прибыль идущая на производственное развитие разделить на сумму чистой прибыли

Дифференциро-ванно в зависи-мости  от выбран-ной дивидендной политики

0%

-

-

Коэффициент дивидендных выплат

Показывает, какая часть чистой прибыли  идет на выплату дивидендов

Сумма выплаченных дивидендов разделить  на сумму чистой прибыли

Дифференциро-ванно в зависи-мости  от выбран-ной дивидендной политики

0%

-

-

Информация о работе Финансовые методы антикризисного управления предприятием