Формирование организационной культуры в туристической фирме «ГЛОБУС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование организационной культуры и задач менеджера по ее формированию. Для этого сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
 Анализ основных определений, сущности организационной культуры, исследование основных элементов культуры.
 Оценка современного состояния организационной культуры в экономически развитых странах.
 Роль менеджера в формирования организационной культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты организационной культуры…5
1.1. Понятия и сущность организационной культуры………………………….5
1.2. Элементы организационной культуры……………………………………...9
Глава II. Формирование организационной культуры…………………………17
2.1. Мировой опыт по формированию организационной культуры…………17
2.2. Задачи менеджера по формированию организационной культуры……..19
Глава III. Формирование организационной культуры в туристической фирме «ГЛОБУС»……………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории организаии-Организационная культура как важнейшая составляющая организациитеория и практика управления..doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретико-методологические аспекты организационной культуры…5

1.1. Понятия и сущность организационной культуры………………………….5

1.2. Элементы  организационной культуры……………………………………...9

Глава II. Формирование организационной культуры…………………………17

2.1. Мировой опыт по формированию организационной культуры…………17

2.2. Задачи менеджера по формированию организационной культуры……..19

Глава III. Формирование организационной культуры в туристической фирме «ГЛОБУС»……………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………32

Список литературы………………………………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Организация - это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

    Организационная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны,  создают при её рассмотрении  определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.

    Формирование  культуры в компании важно для  успешной реализации ее стратегии, так как культура обеспечивает дух коллективизма и производственный климат, необходимые для достижения поставленных целей. Организационная культура складывается из того, почему и как организация действует, ценностей и убеждений, разделяемых старшими менеджерами, норм поведения и этики. Ожидаемых от всех работников, философии, лежащей в основе генеральной политике и традиций, поддерживаемых в организации.

    Культуры  компании весьма различны по степени  укоренения в организации и составляющим элементам. В быстро меняющейся хозяйственной обстановке происходит изменение культуры компании, если она не отвечает новым требованиям стратегии. И это одна из сложнейших управленческих задач.

    Носителями  организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся  организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может, в свою очередь, оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры.

Целью данной работы является исследование организационной культуры и задач менеджера по ее формированию. Для этого сформулированы и рассмотрены следующие задачи:

  • Анализ основных определений, сущности организационной культуры, исследование основных элементов культуры.
  • Оценка современного состояния организационной культуры в экономически развитых странах.
    • Роль менеджера в формирования организационной  культуры. 
       
       
       
       
       

Глава I. Теоретико-методологические аспекты организационной культуры.

1.1. Понятия и сущность организационной культуры.

Специалисты в области менеджмента организации  считают, что организации, как и  нации, имеют свою культуру. Процесс  формирования организационной культуры интересен для организации, в  первую очередь, возможностью регулирования поведенческих установок персонала на основании тех ценностей, которые приемлемы для организации, но не являются приоритетными, а иногда и отходят от  ценностей, сложившихся в обществе.

В современной  литературе существует довольно много определений понятия “организационная культура”.  Рассмотрим некоторые из них:

Организационная культура – это культура обеспечения  упорядоченности и согласованности  функционирования социальной организации. Система смыслов, ценностей, норм и ориентиров организационной культуры позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссий и целей организации.

Организационная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Э. Джакус “Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали “своими”.

К. Шольц  “Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения”.

Н. Лемэтр: “Культура предприятия - это система  представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами”.

Несмотря  на очевидное разнообразие определений  и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты.

Так в  большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых  предположений, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.

Ценности (или ценностные ориентации), которых  может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что “клиент всегда прав”, поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других - может быть всё наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.

Третьим общим моментом понятия организационной  культуры считается “символика”, посредством  которой ценностные ориентации “передаются” членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они  детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через “ходячие” истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они иногда оказывают большее влияние на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.

Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ. Термин “организационная культура” появился в XIX веке. Изучением организационной культуры занимаются ученые различных стран, начиная с 30х годов. В результате были созданы теоретические схемы, в которых укладываются основные подходы к изучению организационной культуры. Очень интересной в этой связи представляется схема четырех типов организационной культуры.

1.  Клановая культура. Очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату.

Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.

2.  Адхократическая культура. Динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство-предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу.

3.  Иерархическая культура. Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они рационально мыслящие координаторы и организаторы. Критически важно поддержание плавного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций. Успех определяется а терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат. Управление наемными работниками озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.

4.  Рыночная культура. Организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры - твердые руководители и суровые конкуренты. Они неколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Фокус перспективы настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и рыночной доли. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации - жестко проводимая линия на конкурентоспособность.

Так же  организационная культура классифицируется по силе, по динамике, по активности, по степени ориентированности, по доминированности ориентации на внешние и внутреннее функционирование, по открытости, по характеру отношений с другими культурами, по степени зависимости отдельных лиц, по приоритетности интересов.1

1.2. Элементы организационной культуры.

Система ценностей, стандарты  поведения

Культура  организации представляет собой как бы два организационных уровня. На верхнем уровне представлены такие видимые факторы, как одежда, символы, организационные церемонии, рабочая обстановка. Верхний уровень представляет элементы культуры, имеющие внешнее видимое представление. На более глубоком уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании. Ценности второго уровня тесно связаны с визуальными образцами (слоганами, церемониями, стилем деловой одежды и др.), они как бы вытекают из них и обозначают их внутреннюю философию. Эти ценности поддерживаются и вырабатываются сотрудниками организации, каждый работник компании должен разделять их или хотя бы показывать свою лояльность по отношению к принятым корпоративным ценностям.

Ценности  организации являются ядром организационной культуры, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.

В силу социального неравенства ценности среди людей распределяются неравномерно. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства и т.д. Распределение ценностей в социальной группе, например, среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.

Выделяют  ценности благосостояния: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность), богатство (обладание различными материальными благами и услугами), мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию). К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества. Такая ценность как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобретать любые другие ценности.

Информация о работе Формирование организационной культуры в туристической фирме «ГЛОБУС»