Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель работы заключается в обосновании целесообразности и разработке механизма управления информационно-коммуникационной деятельностью в организации на примере ИП «Шалаев».
Достижение поставленной цели предполагает решение в ходе работы следующих основных задач:
• выявить сущность информационно-коммуникационной деятельности в организации, ее ключевые формы, определить роль и значение ИКД в системе управления организацией;
• выделить типы конкурентных отношений в информационной среде организации по аналогии с конкурентными отношениями на рынке товаров;
• разработать модель управления информационно-коммуникационной деятельностью организации, усовершенствовать механизмы контроля и коррекции эффективности коммуникаций организации с целевыми группами.
Введение…………………………………………………………………………
6
1
Организация как открытая социально-экономическая система и ее взаимодействие с внешней информационной средой………………………….
9
1.1
Социально-экономические системы и организация как их разновидность….
9
1.2
Организация как открытая социально-экономическая система и ее информационная среда…………………………………………………………
16
1.3
Информация и коммуникация в организации: классификация, функции, роль и значение в системе организационных процессов………………………
20
2
Формы и модели управления информационно-коммуникационной деятельностью (ИКД) организации как открытой социально-экономической системы……………………………………………………………………………
36
2.1
Связи с общественностью (publicrelations - PR) и реклама как формы информационно-коммуникационной деятельности, обеспечивающие адаптацию организации к динамичному окружению………………………….
36
2.2
Место и роль ИКД в системе управления организацией………………………
42
2.3
Модели управления информационно-коммуникационной деятельностью организации……………………………………………………………………….
46
2.4
Адаптационная модель управления ИКД ИП «Шалаев»"……………………..
48
Заключение……………………………………………………………………….
61
Список использованных источников….…………………
1.3 Информация
и коммуникация в организации:
классификация, функции, роль
и значение в системе
Дать однозначное определение
понятию «информация» представляется
достаточно сложным, поскольку в
зависимости от конкретной практической
сферы использования данная категория
приобретает некоторые
В самом общем виде информация, согласно определению Н. Винера - «это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему…»[13,стр.28];
Приведем еще несколько примеров определения информации, характеризующие многообразие ее проявлений:
«Информация - коммуникация и связь, в процессе которых устраняется неопределенность» (Шеннон).
«Ценность информации - приращение вероятности достижения цели в результате использования данной информации»[14,стр.44].
«Информация - это данные, которые были определенным образом организованы и использованы».
«Информация - положительное
приращение знаний относительно отражаемого
объекта у определенного
«Информация - это те продукты или услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме»[15,стр.49].
Впервые на федеральном законодательном уровне понятие "информация" было дано в законе «Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 года. "Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления».
Информации уделялось особое внимание и в экономической науке, и в теории ожидаемой полезности. В рамках неоклассического течения экономической теории Эрроу К. трактовал информацию как «самостоятельное благо, полезность, которого состоит в уменьшении неопределенности». В теории ожидаемой полезности имеющаяся у субъекта информация проявлялась в знании вероятности, с которой им будет получена та или иная полезность.
С позиций управления под
информацией понимаются сведения о
системе, объекте управления и внешней
среде, используемые для постановки
и реализации управленческих задач,
включающих адаптацию и выживание
объекта управления. Из этого определения
следует, что понятие «информация»
предполагает полезность сведений. Полезность
в данном контексте можно трактовать
как получение новых
Наиболее развитыми
В информационной экономике хозяйственная деятельность - «это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства».
Среди ученых нет однозначной трактовки места информационной экономики. Одни выделяют ее в качестве нового типа экономики, имеющей собственную базу, другие - связывают с более высокой ступенью развития индустриального общества, третьи - считают переходной экономикой, которая лишь к концу первой трети 21 века сможет стать самостоятельным оригинальным типом экономики.
До последнего времени информация не рассматривалась экономической наукой в качестве производственного ресурса, не включалась в экономический потенциал общества и не учитывалась при оценке национального богатства государств.
Обычно под фактором производства
понимают производственный ресурс, становящийся
элементом процесса производства. Традиционно
исследователи выделяют четыре фактора
производства: землю, труд, капитал
и предпринимательскую
Со временем одни факторы производства уступали место новым. Так произошло с землей и трудом, уступившим место капиталу. Этот процесс может быть связан с уменьшающейся предельной отдачей от использования «старых» факторов. В связи с этим возникает вопрос, будет ли информационный фактор определять будущее развитие экономической системы.
В настоящее время, когда количество только научно-технической информации, циркулирующей в обществе, удваивается каждые двадцать месяцев, большинство исследователей склонны считать, что информация становится одним из стратегических производственных факторов.
На это же указывают в своих трудах многие классики теории информационного общества: «С сокращением рабочего времени и с уменьшением роли производственного рабочего становится ясно, что знание и способы его практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. В этом смысле как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания стали решающими переменными информационного общества».
К сожалению, до сих пор
не разработаны общепризнанные модели,
адекватно описывающие работу систем
производства и распределения информации.
Также отсутствуют четкие однозначные
определения большинства
Говоря о феномене информации применительно к организации и управленческим процессам, следует понимать ее как сведения о значимых фактах (лицах, действиях, событиях), которые служат основой для принятия организационных решений, а также для подготовки предложений и рекомендаций. Информация - основа управления организацией, связующее звено всех управленческих процессов: планирования, реализации, координирования, оценки, контроля, корректировки и т.д. Кроме этого, информация является полноценным рыночным механизмом, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояния организации как экономической системы, при этом становясь одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе.
Основные функции информации в организации:
•Экономическая - обеспечивает менеджеров различного уровня сведениями о многообразных экономических процессах, происходящих в организации: производстве, сбыте, стимулировании спроса и т.д.
• Управленческая - информация позволяет принимать решения управляющей подсистеме, таким образом, не допускает значительных отклонений объекта от нормального функционирования.
• Коммуникационная - поддерживается как прямая, так и обратная связь с рынком, потребителем с помощью инструментов PR, рекламы, BTL, стимулирования сбыта и т.д.
• Контролирующая и корректирующая - это функция тесно связана с управленческой функцией. Отчетная информация позволяет оценить происходящие бизнес-процессы в организации на предмет их соответствия достижению поставленных целей и задач, а также в случае необходимости изменять и совершенствовать методы и формы управления.
• Функция управления спросом - стимулирует сбыт и продажи, активизируется при использовании возможностей коммуникаций направленно воздействовать на потребителей.
•Имиджевая - информация об организации, ее деятельности, принципах ведения бизнеса, продуктах, услугах, финансовых показателях - весь этот массив информации создает определенный образ (имидж) организации как экономического субъекта в глазах потребителей и общественности. В любой организации циркулирует огромный массив информации, в связи с этим, вопрос ее классификации становится ключевым.
Классификация с большой долей условности может быть следующей:
по форме планирования:
- оперативная - срочная информация, используемая в операционном планировании; ее разновидностью является предупреждающая или сигнальная информация, вид краткосрочного прогноза.
- стратегическая - используемая в среднесрочном и долгосрочном планировании (отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом).
По источнику формирования:
- внутренняя - циркулирующая между управленческим аппаратом и объектом управления. Внутренняя информация возникает в самой системе управления, формируется в пределах организации. Она отражает различные временные интервалы развития объекта управления, содержит сведения о целях, задачах деятельности структурных подразделений, о ходе производственного процесса. Характер, объем и степень детализации этой информации различны. Такая информация, как правило, предназначена для использования внутри самой компании.
- внешняя - информация
о внешней среде организации,
под которой
понимаются, как отмечалось ранее, экономические
и политические субъекты, действующие
за пределами компании и отношения с ними.
К внешней также можно отнести информацию,
собираемую и разрабатываемую статистическими
агентствами, различными государственными
и общественными организациями, информацию,
публикуемую в СМИ; информацию рекламного
и коммерческого характера других фирм.
По цели использования:
-отчетно-статистическая - информация,
отражающая результаты
-плановая — для построения тактического и стратегического плана деятельности организации;
-экономическая - это информация,
которая возникает и
-рекламная — для продвижения, стимулирования спроса на товары и услуги компании;
-имиджевая - для создания благоприятного образа компании у широкой общественности и ее ключевых групп;
- управленческая - для принятия управленческих решений, это потоки сообщений (данных), характеризующие состояние экономической системы и обеспечивающие управление в соответствии с заданными целями.
По направлению потока:
- восходящая - от более низкого к более высокому организационному уровню;
- нисходящая - коммуникативный поток перемещается от одного уровня в организации к более низкому;
- горизонтальная - между равнозначными организационными уровнями.
По месту использования (по предназначению):
- информация для внутреннего
использования - чаще всего отражает
финансово-хозяйственное
- информация для внешнего использования — это любая информация для распространения в СМИ, среди действующих и потенциальных клиентов, конкурентов, отраслевого сообщества и для широкой общественности (публики), а также в качестве отчетности для надзорных и контролирующих органов. Информация для внешней среды зачастую подвергается неоднократному согласованию. Это могут быть комментарии руководства компании по проблемам рынка, отрасли, транслируемые в СМИ, информация о новом продукте, услуге, сообщаемая потребителям и широкой общественности (публике). Информация для внешнего использования передается по каналам СМИ, через рекламные материалы (брошюры, листовки, ролики), Интернет-сеть и т.д[16,стр.37].
Вообще категорией «внешняя информация» может называться двоякая информация: та, которую организация, направляет своим целевым группам и широкой общественности, и та, которую, наоборот, организация получает извне и на которую она должна быть готова реагировать. Эти два процесса параллельны и неотделимы друг от друга.
Организация не всегда может контролировать содержание и распространение информации о своей деятельности. В основном, контролируется та информация, которая готовится внутри организации. Ключевые источники и средства информации с точки зрения возможности их контроля организацией:
неконтролируемые:
- независимые статьи;
- аналитические обзоры в СМИ;
- репортажи с места событий;
- информация на Интернет-сайтах (за исключением корпоративного сайта компании).