Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

учебник.docx

— 287.89 Кб (Скачать файл)

· Эффективность - предполагает экономичную организацию  системы управления персоналом на основе снижения доли затрат на управление в  общих затратах на единицу выпускаемой  продукции.

3. Функциональное  разделение труда и организационная  структура службы управления  персоналом

Разделение труда  в службе по персоналу происходит в соответствии с выполнением  следующих функций:

1. Наем и увольнение: анализ деятельности, разработка  критериев оценки, прогноз изменения  требований к кандидатам, отбор  кандидатов с использованием  широкого оценочного инструментария.

2. Обеспечение безопасных  условий труда и охрана здоровья: медицинское обследование, программы  страхования, инспекция труда,  эргономическая экспертиза.

3. Развитие персонала:  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации кадров, связь с  учебными заведениями, разработка  плана карьеры.

4. Организация заработной  платы и компенсаций:разработка уровней и процедур выплат, установление персональных ставок почасовой оплаты, расчет фирменного пенсионного обеспечения, единовременные выплаты, перевод денежных средств в банки, организация стимулирующих финансовых программ.

4. Обеспечение трудовых  отношений

Можно выделить две  структуры управления персоналом в  организации.Штабная структура -- специалисты отделов по управлению персоналом, занимающиеся разработкой принципов работы с персоналом организации, конкретных программ и организацией кадровых мероприятий (менеджеры по персоналу).Линейная структура -- менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения собственных управленческих функций (линейные менеджеры).Орг стр-ра - это состав и взаимосвязь (соподчиненность) взаимосвязанных звеньев упр-ия, определяется соотношение между функциями, выполняемыми сотрудниками орг-ции.

Орг структурой управления называется внутреннее устройство системы управления, кот описывается совокупностью орг единиц, взаимоотношениями этих орг единиц между собой и с объектом упр-я.

Отношения сост из вертик и гориз связей. Вертик отражают передачу инф-ции, изменяющих состояние системы, а гориз - передача исполнителей, рабочей инф-ции.Стр-ра орг-ции нужна лишь для того, чтобы упорядочить во времени, в пространстве и по другим признакам множество бизнес-процессов, необхожимых для реализации целей компании.Орг стр-ра проявляется в след формах:

· Разделение труда

· Создание специализированных подразделений

· Иерархия должностей

· Внутриорганизационные  процедуры

Звено упр-ия - это самостоятельная часть орг стр-ры на одном из ур-ней упр-ия.

Ур-нь упр-ия - это едиснтво звеньев, одинаково удаленных от верхнего звена орг стр-ры.

Структурное подразделение - самостоятельная часть звена  упр-ия (отдел, служба), выполняющие опред задачи упр-ия на основе положения о структурном подразделении.

Принципы построения орг стр-ры:

· Гибкость

· Централизация

· Специализация

· Нормоуправляемость (соблюдение рационального числа подчиненных у одного рук-ля)

· Единство прав и  отв-ти

· Разграничение  полномочий

· Экономичность

Факторы проектирования орг стр-ры:

· Внеш среда и инфраструктура, в которых действует орг-ция

· Технология работ  и тип совместной деят-ти

· Особ-ти персонала и корп культуры

· Типы существующих орг структур

Этапы проектирования:

1. определение цели  и рез-тов деятельности

2. опред связи с внеш средой

3. разделение процессов

4. группировка функций

5. установка связей

6. определение масштабов  управляемости и контроля

7. установление  иерархии и кол-ва звеньев

8. распределение  прав и отв-ти

9. определение ур-ня централизации и децентрализации

10. выбор стратегич принципа функционирования

5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение  системы управления персоналом

Кадровое обеспечение  системы УП - необходимый количественный и качественный состав работников службы УП.

Количественный  состав службы УПопределяется организационной и штатной структурами, уставом орг-ции.

Факторы, которые  участвуют при расчете количествен состава службы УП:

1. общая численность  орг-ции

2. конкретные условия  и характерные особенности орг-ции

3. соц стр-ра орг-ции

4. сложность и  комплектность решения задач

5. техническое обеспечение  управленческого труда

Качественный состав раб-ков службы УП - обобщенная хар-ка ур-ня подготовки и труд активности раб-ков, которое позволяет обеспечить адекватное индивид и количеств труда на основе эффективного новейших технологий.

Компоненты качествен состава службы УП:

· образоват подготовка

· ур-нь профессионализма и квалификации

· ур-нь общей культуры

· опыт

· нравственная надежность

Расчет численности  персонала может быть текущим, или  оперативным, и долговременным, или  перспективным. Зная нормативную (либо расчетную) трудоемкость работ, выполняемых  в течение года, например, в отделе кадров, можно расчитать численность отдела (Ч) по формуле:

Ч = Т х К/Фп

Где Т - общая трудоемкость всех работ, выполняемая за год в  отделе кадров, чел.-час.;

К - коэффициент, учитывающий  затраты времени, на выполнение работ, не предусмотренных в Т (К = 1,15 примерно);

Фп- полезный фонд рабочего времени одного работника за год, в час. (в среднем принимается равным 1840 час., но ежегодно уточняется).

Информационное  обеспечение системы УП представляет собой совокупность реализованных  решений по объему, размещению и  формам организации информации, циркулирующей  в системе управления при ее функционировании. Оно включает оперативную информацию, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации и системы документации (унифицированные  и специальные).Для того чтобы служба управления персоналом могла успешно выполнять свои функции, необходимо соблюдать следующие требования, предъявляемые к качеству информации:

Комплексность - информация должна комплексно отражать все стороны  деятельности службы: техническую, технологическую, организационную, экономическую и  социальную во взаимосвязи с внешними условиями.

Оперативность - получение  входной информации должно происходить  одновременно с протеканием процесса в управляемой системе или  совпадать с моментом ее завершения.

Систематичность - требуемая информация должна поступать  систематически и непрерывно (по возможности).

Достоверность - информация должна формироваться в ходе достаточно точных измерений.

Техническое обеспечение  системы УП. Основу технического обеспечения  системы управления персоналом составляет комплекс технических средств (КТС) - совокупность взаимосвязанных единым управлением и (или) автономных технических  средств сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и представления информации, а также средств оргтехники.

КТС должен обеспечивать решение задач управления с минимальными трудовыми и стоимостными затратами, с заданной точностью и достоверностью, в указанные сроки. (Эффективность функционирования службы управления персоналом при использовании КТС должна обеспечиваться как за счет повышения производительности труда персонала службы, так и, что значительно важнее, за счет возможности использования экономико-математических методов решения задач управления на основе более полной и точной информации.

КТС должен обладать информационной, программной и технической  совместимостью входящих в него средств; адаптируемостью к условиям функционирования службы управления персоналом; возможностью расширения с целью подключения новых устройств.

Исходными данными  для выбора технических средств  являются:

характеристики  задач, предназначенных для решения  службой управления персоналом организации;

характеристики  технологического процесса обработки  информации;

технические характеристики оборудования, которое может быть использовано как составная часть  КТС службы управления персоналом.)

Правовое обеспечение  системы УП- использование средств и форм юр воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективности в деятельности организации.

6. Анализ кадрового  потенциала. Перемещения, работа  с кадровым резервом, планирование  деловой карьеры

Анализ процессов  управления организацией дает возможность  оценить тенденции развития системы  управления и позицию персонала  по отношению к процедурам принятия управленческих решений. Так, проанализировав  данные, описывающие параметры кадровых процессов в организации, мы можем  с некоторой долей вероятности  идентифицировать тип кадровых процессов  и спрогнозировать тенденцию  развития кадрового потенциал. В  зависимости от того, в какой из малых кубиков попадает тип кадрового  процесса организации, мы можем предполагать содержание и граничные характеристики того кадрового потенциала, который  формируется в организации.

Проводя организационно-кадровый аудит, менеджер по персоналу должен решить важный вопрос, обладает ли организация  достаточным человеческим ресурсом функционирования и изменения, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной  стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав персонала, а также особенности самого персонала, наличие профессионально важных качеств и характеристик. Оценка кадрового состава должна включать:

1) оценку укомплектованности  кадрового состава в целом  и по уровням управления

2) оценку соответствия  уровня подготовленности персонала  требованиям деятельности;

3) анализ структуры  кадрового состава в соответствии  с требованиями технологии и  классификатором должностей;

4) анализ структуры  кадрового состава по социально-демографическим  характеристикам;

5) оценку текучести  кадров.

Оценка кадрового  потенциала предполагает:

1) диагностику основной  ориентации управленческого персонала -- ориентация на задачу или отношения. Ориентация руководителя на задачу связана с предположением о том, что группа сможет эффективно функционировать, если будет четко и однозначно определена цель. Ориентация на отношения связана с предположением о том, что любая задача может быть решена группой, если в ней создан оптимальный социально-психологический климат, существуют доверительные отношения, доминирует партнерство;

2) распределение  управленческих ролей. Для оценки  кадрового потенциала важно понять, какие управленческие роли доминируют  в организации, какие управленческие  роли отсутствуют, какие роли  представлены в высшем, среднем  и низовом звеньях управления. Организация будет функционировать  эффективно, если на высшем уровне  корпоративного управления в  ней будут представлены управленцы  и руководители, на среднем уровне -- администраторы и организаторы, а в низовом звене -- руководители.

3) умение проектировать.  Современная организация не может  эффективно функционировать в  изменяющейся среде, если не  будет обеспечена достаточным  количеством проектировщиков, людей  умеющих создавать технологии  реализации деятельностей и решения  проблем в конкретных ситуациях.

4) сверхнормативную  активность -- ориентация сотрудников организации на превышение задач, которые были перед ними поставлены, способность делать всегда немного больше, чем было приказано;

5) инновационный  потенциал. Способность сотрудников  организации принимать нестандартные,  нетрадиционные решения;

6) способность к  обучению. Ориентация на овладение  новыми знаниями и умение быстро  овладевать ими в процессе  самой деятельности;

7) ролевой репертуар  в групповой работе.

Управление деловой  карьерой -- это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.

Мотивация трудового  поведения работника является важнейшим  рычагом управления деловой карьерой.

При поступлении  на работу человек ставит перед собой  определенные цели, но так как и  организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.

Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Не зная рынка труда, он может поступить  на первую попавшуюся привлекательную  для него работу. Но она может  оказаться не той, что он ожидал. Тогда начинается поиск новой  работы.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной  лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются  в причине, по которой человек  хотел бы иметь именно эту работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

Цели карьеры  меняются с возрастом, а также  по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и  т.д. Формирование целей карьеры - это  процесс постоянный.

7 Профессиональная  и организационная адаптация  персонала

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"