Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"
Профессиональная
и организационная адаптация
персонала - взаимное приспособление работника
и организации, основывающееся на постепенном
включении работника в процесс
производства в новых для него
профессиональных, психофизиологических,
социально-психологических, организационно-
Выделяют два направления трудовой адаптации:
· первичную
· вторичную.
В условиях функционирования
рынка труда возрастает роль вторичной
адаптации. При этом необходимо внимательно
изучать опыт зарубежных фирм, которые
уделяют повышенное внимание первичной
адаптации молодых работников. Данная
категория персонала нуждается
в особой заботе со стороны администрации
организаций. Чаще всего профессиональная
адаптация рассматривается как
процесс приобщения человека к труду
в рамках определенной профессии, включения
его в производственную деятельность,
усвоения им условий и достижения
нормативов эффективности труда. Однако
адаптацию нельзя рассматривать
только как овладение специальностью.
Она предусматривает также
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
· уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
· снижение степени
озабоченности и
· сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
· экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
· развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Отметим, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
1. структурного
закрепления функций
2. организации технологии процесса адаптации;
3. организации информационного
обеспечения процесса
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
1. Выделение соответствующего
подразделения (бюро, отдела) в структуре
системы управления персоналом.
Чаще всего функции по
2. Распределение
специалистов, занимающихся управлением,
адаптацией, по производственным
подразделениям организации,
3. Развитие наставничества,
которое в последние годы в
отечественных организациях
Задачами подразделения
или специалиста по управлению адаптацией
в области организации
Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.
8. Оценка эффективности управления персоналом
Оценка деятельности
подразделений по управлению персоналом
- это систематический, четко организованный
процесс, нацеленный на интенсификацию
управленческого труда, организацию
здоровой конкуренции между
Оценка деятельности подразделений аппарата УП направлена на соизмерение затрат и результатов, связанных с их деятельностью, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами деятельности других организаций. В процессе такой оценки менеджмент фирмы может получить сведения по экономической и социальной эффективности деятельности отдела УП, повлиявших как на работу этого отдела, так и производства в целом.
1. Экономическая эффективность:
· Функции управления - снижение затрат на осуществление функций
· Совершенствование оргструктуры управления, повышение согласованности работы функциональных подразделений (снижение затрат на управление по отдельным функциональным подразделениям и уровням управления)
· Повышение производительности труда
· Улучшение использования
ЭВМ, улучшение использования
· Снижение трудоемкости обработки информации, удешевление разработки документации, уменьшение ошибок в документации
· Снижение затрат на оргпроектирование, повышение роли экономических методов управления
· Снижение трудоемкости осуществления процедур (операций), снижение стоимости разработки технологических процессов управления, повышение уровня регламентации труда
· Сокращение цикла обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений
· Сокращение потерь рабочего времени, сокращение времени на сверхурочные работы
· Совершенствование
организационной структуры
· Высвобождение рабочих, улучшение использования рабочих кадров, повышение производительности труда рабочих, повышение культуры производства, повышение уровня квалификации, повышение уровня трудовой дисциплины, снижение текучести кадров, улучшение качества трудовых норм
· Улучшение использования машин, оборудования, транспортных средств и производственных площадей, повышение уровня механизации и автоматизации производства
· Снижение сверхнормативных запасов материальных ресурсов, улучшение использования мат.ресурсов, снижение затрат на хранение мат.ценностей, ускорение оборачиваемости оборотных средств, улучшение качества материальных норм
· Сокращение длительности производственного цикла
· Повышение уровня
прогрессивности применяемой
· Повышение качества продукции и услуг, рост объема производства продукции и услуг, снижение трудоемкости изготовления продукции, снижение материалоемкости продукции
2. Социальная эффективность
· Обеспечение полной реализации потенциала работников организации
· Обеспечение соответствия содержания труда квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников
· Обеспечение возможности занятости для ищущих работу в регионе
· Обеспечение возможности снижения негативных последствий высвобождения работников
· Обеспечение стабильности персонала
· Формирование благоприятного имиджа организации
· Обеспечение использования персонала в соответствии с индивидуальными интересами, способностями и возможностями
· Обеспечение соблюдения этических норм
· Обеспечение принятия
решений в случаях
· Формирование благоприятного имиджа организации
· Наличие механизмов координации работ по решению проблем социально-трудовых отношений
· Обеспечение условий для адаптации персонала
· Повышение содержательности труда
· Реализация и развитие индивидуальных способностей работников
· Повышение
· Обеспечение согласования целей работников и администрации при управлении карьерой
· Обеспечение овладения социокультурными нормами огранизации
· Обеспечение связи
между результативностью и
Виды инноваций и их классификация
Управление инновационной
деятельностью может быть успешным
при условии длительного
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на
входе в предприятие (
2. Инновации на
выходе с предприятия (изделия,
3. Инновации системной
структуры предприятия (
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
1. По распространенности: единичные, диффузные.
Диффузия - это распространение
уже однажды освоенного новшества
в новых условиях или на новых
объектах внедрения. Именно благодаря
диффузии происходит переход от единичного
внедрения новшества к
2. По месту в
производственном цикле:
3. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.
По охвату: локальные, системные, стратегические
5. По инновационному
потенциалу и степени новизны:
радикальные, комбинаторные,
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
Оригинальное инновационное
наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым
в 20-х годах, который обнаружил
существование так называемых "больших
циклов" или, как их называют за рубежом,
"длинных волн". Н. Д. Кондратьев
указал на наличие взаимосвязи длинных
волн с техническим развитием
производства, привлекая к анализу
данные о научно-технических
Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.
1. Типы инновационных стратегий
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.
2. Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе.