Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Стратегический менеджмент».
целей. Следует отметить, что если в ходе разработки стратегии можно ис-
пользовать конкретные модельные технологии, то выполнение стратегии –
это наименее формализованная
часть стратегического
ветственно способы руководства выполнением стратегии – множество
способов, используемых менеджерами, зависящих от опыта, взаимоотно-
шений, навыков власти, стиля, видения своей роли.
Основные задачи реализации стратегии – создание организации,
пересмотр бюджетов, установление курсов и процедур, соответствующих
стратегии, обеспечение постоянного совершенствования, формирование
поддерживающих подсистем, увязка системы стимулирования с выполне-
нием стратегии и организационной культурой, обеспечение внутреннего
руководства для реализации стратегии. Это типовой перечень задач, при-
оритетность которых в конкретных условиях может быть различной.
В некоторых случаях задачи реализации стратегии формулируют в
более общем виде. Так, например, выделяют:
– необходимость доведения до работников целей стратегий для во-
влечения их в процесс ее выполнения;
– своевременное обеспечение всеми необходимыми ресурсами;
– наличие плана реализации стратегии.
Несложно заметить, что расхождения между приведенными опреде-
лениями задач выполнения стратегии касаются степени детализации, но не
существа.
Очень многое в успешной реализации стратегии зависит от позиции
руководства. Роль лидера
заключается в поддержании
культуры, поддержании организации в состоянии инновации, обеспечении
консенсуса, поддержке этических норм, проведении коррекции.
24 Создание организационной структуры управления стратегией Эффективная реализация стратегии в значительной степени зависит
от компетентности персонала,
организационной структуры
компанией в целом и стратегией в частности.
Можно выделить три основных момента создания организационной
структуры: подбор кадров управления; проверка наличия соответствующе-
го опыта, главных достоинств, технологии, конкурентных возможностей;
организация бизнеса и процесса управления таким образом, чтобы это спо-
собствовало успешной реализации стратегии.
Подбор дееспособной команды – одна из первых задач построения
организации. Исполнители стратегии должны четко определить ядро
управленческой команды, которое нужно для выполнения стратегии, а за-
тем найти соответствующих людей. В ряде случаев для этой цели вполне
подходит существующая управленческая команда, в некоторых случаях ее
надо расширить, укрепить, используя работников организации или привле-
кая их со стороны.
Подбор дееспособной управленческой команды требует учета мно-
гих факторов, как сугубо индивидуальных (уровень подготовки, опыт, зна-
ния, ноу-хау, стиль руководства, ценности, убеждения, личные свойства),
так и связанных с умением работать в коллективе. Более подробно эти во-
просы рассматриваются в дисциплине «Управление персоналом».
Другой не менее важный фактор – это создание главных достоинств
(все то, что компания и ее подразделения делают лучше других; то, что
обеспечивает конкурентное преимущество). Дело в том, что превзойти
конкурентов в принципе можно, разработав более совершенную стратегию
или используя превосходство в реализации стратегии (если у конкурентов
они достаточно близки), а также в том случае, если конкуренты готовы ко-
пировать стратегические маневры друг друга. Не обсуждая сейчас первую
возможность, подчеркнем, что создание главных достоинств и организаци-
онных возможностей – это один из путей к лидерству в отрасли, предпола-
гающий использование превосходства именно в реализации стратегии.
Главные достоинства могут
иметь отношение к любым
ски значимым сферам деятельности, например, опыт в развитии продук-
ции, производственные ноу-хау, более качественное послепродажное об-
служивание, способность быстро реагировать на изменения требований
клиентов, достижения в области минимизации затрат, способность прово-
дить реинжиниринг, способность быстрее конкурентов переходить на вы__ пуск новой продукции, совершенные системы управления запасами, мар-
кетинговые технологии, производственные технологии, эффективное
внутрифирменное управление.
Выделим главные достоинства:
1) редко определяются
совершенством выполнения
операции или функционирования одного подразделения, чаще включают
виды деятельности в
различных звеньях цепочки
2) обычно являются плодом
совместных усилий рабочих
подразделений, что не позволяет вменять в обязанности их руководителям
создавать такие достоинства в масштабах корпорации в целом;
3) могут быть превращены в долгосрочное конкурентное преимуще-
ство, однако ориентация на него требует больших усилий, чем конкурен-
ция, основанная на усилении этих достоинств;
4) должны быть достаточно гибки и широки, чтобы обеспечить
адаптацию в неопределенной будущей ситуации, связанной с изменением
предпочтений потребителей.
25 Приведение структуры в соответствие со стратегией
Организационная структура любой организации, с одной стороны,
имеет свои специфические особенности, отражает в определенной степени
предшествующие ей организационные структуры, кадровую политику ру-
ководства и другие внутренние факторы. С другой стороны, каждая стра- тегия базируется на конкретном наборе ключевых факторов успеха и видах
деятельности. Соответственно существующая организационная структура
должна быть приведена в соответствие со стратегией.
Приведение организационной структуры в соответствие со стра-
тегией – определение стратегически значимых видов деятельности, фор-
мирование системы связи и межфункциональной координации, определе-
ние объема власти менеджеров и степени независимости подразделений.
Определение стратегически значимых видов деятельности связано с
тем, что в любом бизнесе некоторые виды деятельности в цепочке ценно-
стей являются относительно более важными для успешной реализации
стратегии. Например, мотель должен обеспечить быстрое оформление гос-
тей при въезде и выезде, хорошее содержание комнат, качественное пита-
ние, приятную атмосферу.
Для выявления тех видов деятельности, которые особенно важны для
реализации стратегии организации, полезно провести исследование на те-
му: «Какие функции должны быть выполнены особенно хорошо, чтобы
добиться существенного
конкурентного преимущества?»
тивоположная постановка вопроса: «Плохое выполнение какого вида дея-
тельности в цепочке ценностей создает угрозу стратегическому успеху?»
Результаты таких исследований позволяют обычно определить критичные
виды деятельности, на которых и надо сосредоточить внимание.
Рассмотренная
схема подобна расчету
в частности резервов времени событий и работ, который позволяет выде-
лить имеющие наименьшие резервы времени события, работы и пути. Им
и уделяется основное внимание при выполнении комплекса работ.
Выделение стратегически значимых видов деятельности позволяет
сформировать основные блоки организационной структуры. В противном
случае, когда важные функции поставлены на один уровень с менее важ-
ными, первые не
обеспечиваются необходимыми ресурсами,
сила их влия-.
26 Стратегические преимущества и недостатки вариантов структуры Существуют пять формальных подходов к приведению структуры
в соответствие со стратегией: функциональная специализация, организа-
ция по географическому признаку, децентрализованные хозяйственные
подразделения (линейная структура управления), стратегические бизнес-
единицы (дивизиональная структура управления), матричные структуры.
Каждый из типов организационных структур управления имеет стратеги-
ческие преимущества и недостатки.
Функциональная структура построена на основе функционально
специализированных отделов и распространена среди предприятий с од-
ним видом деятельности
отделами, требует добавления
к структуре некоторых
механизмов. В качестве такого механизма может выступать междисципли-
нарная команда, выполняющая функции координации процессов и страте-
гически важных действий. Такие междисциплинарные команды могут соз-
даваться как на постоянной, так и на временной основе.
27. Реинжиниринг бизнес-процессов
К реализации стратегии, как и к бизнесу вообще, надо подходить как
к непрерывному процессу. В связи с этим следует остановиться на исполь-
зуемой обычно терминологии. Инжинирингом бизнеса называют общее
управление деловыми или бизнес-процессами, включающее постоянное
проектирование процессов в рамках бизнес-единицы. Реинжинирингом
бизнеса называют перестройку деловых процессов, фундаментальное пе-
реосмысление и радикальное изменение решений по деловым процессам с
целью улучшения решающих показателей деятельности, таких как издерж-
ки, качество, обслуживание.
Реинжиниринг определяют также как перестройку (перепроектирова-
ние) деловых процессов для достижения очень значительных, скачкообраз-
ных улучшений деятельности фирмы. К числу основных ситуаций, в которых
необходимо проводить реинжиниринг, следует отнести следующие.
Во-первых, ситуацию, когда фирма находится в кризисе. Во-вторых,
когда текущее положение фирмы может быть признано удовлетворитель-
ным, но прогнозы ее деятельности неблагоприятны. Наконец, в-третьих,
реинжинирингом занимаются вполне благополучные фирмы, проводящие
активную, агрессивную стратегию. В более узком смысле реинжиниринг бизнес-процессов может
быть определен как перестройка стратегически важного бизнеса с целью
координации деятельности различных отделов и сокращения раздроблен-
ности функций между ними, а также для сокращения расходов на содер-
жание управленческого аппарата. Проведение выбранной стратегии осу-
ществляется значительно эффективнее, если деятельность отделов, между
которыми распределена работа по выполнению стратегически значимых и
ключевых видов деятельности,
хорошо скоординирована и
Например, перестройка бизнес-процесса часто приводит к объединению
ранее независимых операций и задач в единое задание, поручаемое одному
сотруднику, к интегрированию заданий для передачи их командам испол-
нителей.
28 Увязка бюджетов со стратегией Реализация стратегии требует составления бюджета. Исполнитель
стратегии должен заботиться не только о том, чтобы она была выполнена,
но и стремиться к максимизации отдачи тех средств, которые затрачены.
Организационные единицы для выполнения стратегии нуждаются в
определенных средствах, ресурсах для той части стратегического плана,
которая им поручена. Кроме того, организационные единицы должны под-
готовить детальные пошаговые программы действий, построить графики,
установить крайние сроки выполнения, назначить ответственных. Обеспе-
чение определенного соответствия распределения бюджета потребностям
стратегий, несомненно, способствует выполнению последней. Недостаточ-
ное финансирование препятствует этому. Излишнее финансирование при-
водит к неэффективному использованию ресурсов компании, снижает от-
дачу средств. В каждом из двух последних случаев исполнитель стратегии
должен принять участие,
выступить инициатором
бюджета.
Исполнители должны допускать
мысль о возможности
ния ситуации, когда потребуется передача ресурсов из одной сферы в дру-
гую для поддержки новых инициатив или приоритетов.
Изменения в стратегии почти всегда приводят к перераспределению
бюджета. Исполнитель стратегии должен смело и решительно распреде-
лять бюджет, снижая долю одних и повышая долю других областей, обес-
печивая достаточное поступление средств в наиболее важные сферы дея-
тельности.
На практике это происходит далеко не всегда, что снижает эффек-
тивность стратегического управления организацией.
29 Поддерживающие подсистемы Изменения стратегии неизбежно приводят к определенным измене-
ниям приемов и методов работы и управления. Этот процесс должен нахо-
диться под контролем, быть управляемым. Изменение налаженных, отра- ботанных процедур, сложившихся стереотипов поведения неизбежно вы-
зывает определенное сопротивление, возникновение сомнений, вопросов,
особенно если это может повлиять на сотрудников, число рабочих мест.
Поэтому для проведения изменений необходимо: 1) предсказать характер
сопротивления, которое может встретить планируемое изменение;
2) уменьшить по возможности масштаб этого сопротивления; 3) устано-
вить, зафиксировать сложившееся новое состояние.
Отношение людей к изменениям может быть рассмотрено с точки
Информация о работе Шпаргалка по «Стратегический менеджмент »