Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Стратегический менеджмент».
зрения: а) принятия или непринятия изменения; б) характера демонстрации
отношения к изменению – открытой или скрытой. Руководство, используя
беседы, анкеты, интервью, анкетирование и другие формы сбора информа-
ции, должно представить себе распределение сотрудников организации по
значениям указанных признаков, уяснить их распределение в так называе-
мой матрице «изменение – сопротивление» Анализ такого распределения позволяет выявить отдельных членов
организации или их группы,
которые будут оказывать
нить мотивы неприятия изменений. Один из вариантов, позволяющих
«смягчить» сопротивление, – организация творческих групп, которые бу-
дут способствовать проведению изменений, привлечение к выработке про-
граммы изменений достаточно широкого круга работников, проведение
разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить их в необхо-
димости изменений.
Неотъемлемой частью эффективной реализации стратегии является
ответственность за поиск лучших методов выполнения работы. Выявление, изучение и реализация лучших методов работы предполагает разработку
комплексной программы управления качеством.
Разработка таких программ не противоречит реинжинирингу – это
два подхода к более совершенному выполнению операций в цепочке цен-
ностей для достижения поставленных перед организацией (подразделени- ем) задач
30 Система поощрения
Число подходов к мотивации
и поощрению персонала
велико. Это может быть и предоставление возможности персоналу почув-
ствовать себя частью чего-то значительного или получить большую лич-
ную удовлетворенность от результатов работы. Это могут быть награды,
обеспечение признания, конструктивная критика, большая (или меньшая)
ответственность, ужесточение (или смягчение) контроля за работой, пре-
доставление права самостоятельно принимать решения, направление в бо-
лее привлекательные регионы, дополнительные выплаты за итоги работы
всего коллектива, рост зарплаты, премии, участие в прибылях компании.
Все это далеко не полный перечень вариантов мотивации. Основная слож-
ность, которая возникает при создании механизма мотивации стратегиче-
ски эффективных действий, решений связана с тем, что поощрение носит,
как правило, текущий характер,
в то время как результат
решений проявляется в будущем, когда работники, имеющие к нему отно-
шение, могут выполнять другие функции в компании или даже работать в
другой компании. Отсюда возникает задача построения системы поощре-
ния, мотивации, ориентированной на достижение не высоких текущих
(и, как правило, финансовых),
а перспективных
Первым шагом в создании
системы материального
держивающей стратегию, является увязка занимаемой должности не с обя-
занностями и функциями, вытекающими из должностной структуры, а с
достигнутыми результатами. Акцент делается не на том, как надо работать,
а на том, что нужно достигнуть.
Поскольку достигнутый
сравнить с поставленными целями, то обеспечивается определенная согла-
сованность: целевой характер стратегического управления требует и целе-
вого _______характера вознаграждения. Если детали стратегического плана хоро- шо проработаны и доведены до уровня рабочего места, до всех работни-
ков, то выполнение зафиксированных в нем финансовых и стратегических
целей обеспечивает согласование
выполнения рабочих функций и
страте-
31 Формирование организационной культуры поддерживающей стратегии Каждая компания имеет свой неповторимый стиль, свою филосо-
фию, методы решения проблем и принятия решений, свой кодекс, систему
ценностей, свою систему взаимоотношений. Все это образует так называе-
мую организационную культуру. Организационная культура компании
связана с ценностями организации. Поскольку организационная культура
проявляется в системе ценностей и принципах ведения дела, определяемых
руководством компаний, в этических нормах и политике по отношению к
работникам, покупателям и т.д., то она имеет непосредственное отношение
к социальным силам.
Как и внутренняя среда организации в целом, организационная куль-
тура не является стабильной. Кризисы и перемены, происходящие в других
сферах, например в экономике, приводят к поиску новых методов решения
задач, новым поведенческим стандартам.
Между стратегией и организационной культурой существует тесная
связь. Убеждения, принципы организационной культуры могут совпадать
со стратегией фирмы или противоречить ей. В первом случае есть возмож-
ность повысить эффективность реализации стратегии, а во втором органи-
зационная культура является тормозом на этом пути. При возникновении
указанного противоречия его надо устранить путем внесения изменений в
культуру.
Организационная культура может быть сильной и слабой. В первом
случае она оказывает достаточно сильное влияние на деятельность компа-
нии, которая осуществляется в соответствии с четко определенными прин-
ципами. Менеджеры значительное время посвящают объяснению этих
принципов персоналу. Этому могут способствовать такие факторы, как на-
личие сильного лидера, устанавливающего эти принципы и нормы поведе-
ния; твердое намерение руководства действовать в названном направле-
нии; постоянная забота о покупателях, сотрудниках компании, ее акционе-
рах. Следствием слабой, как правило, разобщенной культуры является, то, что работники не принимают близко к сердцу заботы компании. Они могут
быть лояльны по отношению к ней, но ее миссия и задачи не вызывают у
них душевного подъема.
Практика свидетельствует, что организационная культура может
быть нездоровой, что
часто связано с
настороженным, а иногда и враждебным отношением к любым инноваци-
ям. Одной из причин возникновения такой ситуации является выдвижение
на руководящие посты менеджеров, придающих большее значение органи-
зационной структуре компании, бюджету, системе контроля над персона-
лом, нежели видению, стратегиям,
мерам поощрения и
созданию организационной культуры. Такой стиль руководства может
привести к утрате конкурентных преимуществ компании. Наконец, причи-
ной нездоровой культуры может быть нежелание заимствовать и приме-
нять чужой опыт.
32 Стратегический контроль Выработка стратегии позволяет организации определить направле-
ние и способ ее движения к целям, выполнение стратегии создает условия
для того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию. Может
показаться, что если стратегия была выбрана правильно и были созданы
необходимые условия для ее выполнения, то дальше на стадии ее реализа-
ции не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Возможно, это
было бы так, если бы внешняя и внутренняя среда организации были неиз-
менны или же полностью предсказуемы. На самом деле бизнес протекает в
очень изменчивой среде. Поэтому перед управлением стоит весьма серьез-
ная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется
организация к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их
достичь, и если нет, то что она должна изменить в своем поведении.
Стратегический контроль не направлен на выяснение того, правиль-
но или неправильно осуществляется реализация стратегии. Его задачей яв-
ляется уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению по-
ставленных целей. Эта задача и определяет то, как строится система стра-
тегического контроля.
Требования к информации
Для того чтобы система стратегического контроля была эффектив-
ной, она должна удовлетворять целому ряду требований. Наиболее суще-
ственными требованиями к поступающей из системы контроля информа-
ции являются следующие:
– информация должна поступать своевременно, чтобы можно было
принять необходимые решения по корректировке стратегии;
– информация должна содержать правильные данные, адекватно от-
ражающие состояние контролируемых процессов;
– на информации должно быть указано точное время ее получения и
точное время, к которому она относится.
Может показаться, что в этих требованиях нет ничего особенного,
что они являются самыми обычными требованиями к любой системе кон- троля. Это было бы так, если бы практика очень большого числа организа-
ций не говорила о том, что эти требования либо полностью, либо в значи-
тельной степени не реализуются в процессе контроля.
Установление показателей
Система стратегического контроля включает в себя четыре основных
элемента. Первое – это установление тех показателей, по которым будет
проводиться оценка реализации стратегии. Обычно эти показатели напря-
мую связаны с той стратегией, которую реализует организация. Считается,
что существует несколько вполне определенных групп показателей, по ко-
торым фиксируется состояние организации. Такими группами показателей
являются:
–показатели эффективности;
–показатели использования человеческих ресурсов;
–показатели, характеризующие состояние внешней среды;
–показатели, характеризующие
внутриорганизационные
Выбор показателей для стратегического контроля является сам по
себе задачей стратегического значения, так как от этого будет зависеть
оценка успешности выполнения
стратегии.
34 Инструменты стратегического контроллинга
Практика стратегического
В практике стратегического управления
предприятиями широкое
- анализ конкуренции и рынков (матрицы конкуренции);
- жизненного цикла продуктов;
- слабых и сильных мест
- стратегический баланс;
- различные концепции порт-
Любая стратегия, в конечном итоге, должна базироваться на сроках ее реализации и бюджете, т.е. сформулирована количественно. Проблема заключается в том, что стратегические цели, планы и мероприятия могут формулироваться как в количественном выражении, так и качественно. Кроме того, очевидно, что, например, количественное значение рентабельности или доли рынка зависит от такого фактора как "рост имиджа компании", который количественно выразить сложно. Его можно измерять и оценивать вербально: "высокий-средний-низкий и т.п.".
Конечно, каждое предприятие вольно выбирать или отклонять предлагаемый инструментарий. Нам представляется позитивным тот факт, что стратегический контроллинг , благодаря предлагаемой идее и методологии получает возможность оперировать с данными как числовой, так и нечисловой природы. Кроме того, инструментарий может быть
35 Инструменты оперативного контроллинга
Инструментом реализации
концепции оперативного контроллинга ,
который дает управленческую информацию
для планирования, контроля, оценки и непрерывного
совершенствования организации, является
система управленческого учета (СУУ). СУУ
- это синтез организационной структуры
и выполняемых ею функций по обеспечению
процесса выявления, измерения, накапливания,
анализа, подготовки, интерпретации и
передачи информации, необходимой руководству
компании для принятия управленческих
решений, а собственникам - для контроля
бизнеса.
Рассмотрим ситуацию, когда компания сформулировала
для себя вывод, что существующие проблемы
как-то связаны с отсутствием должной
организации менеджмента, и обращается
за помощью к внешним консультантам. Здесь
очень важным для консультанта становится
четкая идентификация проблем, с которыми
столкнулось предприятие, и понимание
того, что решение этих проблем действительно
лежит в сфере внедрения СУУ. Конкретная
специфика внутренних и внешних условий,
в которой работает каждая компания, накладывает
отпечаток на выбор тех альтернатив, которые
наилучшим образом позволяют достичь
целей организации СУУ в сложившейся ситуации.
Перед консультантом возникает сложная
дилемма: с одной стороны, разработка,
организация и внедрение СУУ достаточно
сложный и длительный процесс, с другой,-
заказчик требует решения конкретных
проблем и достаточно быстро. В этой ситуации
цели формирования СУУ должны ставиться
достаточно узко. Предлагается процедуру
формирования целей разработки СУУ для
каждого конкретного заказчика сводить
к процедуре подбора наиболее подходящего
инструмента из портфеля инструментов,
предлагаемых СУУ.
36 Этапы контроллинга
Основные этапы
развития контроллинга : историческая
справка
Знание исторического развития идеи, философии
и форм воплощения в практику контроллинга ,
на наш взгляд, помогает лучше понять сегодняшнее
состояние концепции контроллинга ,
перспективы его развития, осознать, насколько
важна его роль в современной практике
российских предприятий для их успешного
функционирования.
XV в.- введение должности "countrollour"
(Великобритания) - первая попытка решать
задачи государственного управления с
помощью идей контроллинга .
1778 г. - законодательно учреждено ведомство
"Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts"
(США). Его задачи - управление государственным
хозяйством и контроль за использованием
средств.
1880 г. - создана система "Atchison, Topeka &
Santa Fe Railway System" (США). Впервые контроллинг
использован на предприятии преимущественно
для решения финансово-экономических
задач, управления финансовыми вложениями
и основным капиталом.
1892 г. - компания "General Electric Company" (США)
- первая из индустриальных предприятий
- вводит должность контроллера.
Информация о работе Шпаргалка по «Стратегический менеджмент »