Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 11:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
1.Предмет и методы
Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследование законов и закономерностей жизнедеятельности, организационные, управленческие и межличностные отношения между работающими в процессе производства
Метод менеджмента - это научный метод целенаправленного воздействия на поведение человека в организации или на трудовой коллектив с целью достижения поставленных целей
Основные методологические подходы:
1. Комплексный подход - способ
решения проблем управления, при
котором объект, проблема или
задача рассматриваются с
2. Системный подход:
o общенаучный метод
o метод решения сложных
управленческих проблем, в котором
учитываются взаимосвязи между
проблемой в целом и
3. Методы групповых решений
- подходы, используемые группой
на стадии формулирования
4. Методы оптимизации
5. Методы принятия
6. Ретроспективный подход.
Следует отметить, что данный
подход мало изучен не только
в менеджменте, но и в других
науках, часто его путают с
историческим подходом. Ретроспективный
подход призван давать
7. Методы прогнозирования
позволяют сформировать наши
представления о возможных
8. Социологические методы,
используя различные способы
изучения общественного мнения,
позволяют нам говорить о
9. Сравнительный анализ (метод
аналогии) призван выявлять характерные
особенности конкретной
10. Метод моделирования. Данный
подход также необходим для
возможного предотвращения
11. Метод экспериментирования.
Этот подход расширяет базу
использования метода
12. Инновационный подход
представляет собой
2.Сущность и содержание
Можно выделить некоторые особенности современного российского менеджмента, а именно:
- преобладание в организациях вертикальных, формальных связей и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур;
- наличие командной системы во многих организациях. Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных;
- стремление менеджмента
к контролю за всем своим
бизнесом, подчинение сбыта (свой
торговый дом), расчетов (карманный
банк), поставок (вплоть до всех
предыдущих переделов и
- менеджеры высшего звена
избегают делегировать
недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное - неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров.
Исследования показывают, что наилучший способ подобной мотивации - приобщение к делу, наделение долей в бизнесе менеджерским пакетом акций, а там, где это невозможно, - бонусы, выплата процентов от прибыли;
- крайне мало привлекает
сотрудников менеджерами к
- слепое копирование западных методов ведения бизнеса и управления организацией;
- отсутствие гибкости у высшего менеджмента;
- перекладывание
- слабое знание и учет менеджерами в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;
- отсутствие необходимых
сложившихся норм деловой
- отсутствие у менеджеров
всех рангов глубоких знаний
о рынке, экономике и о самом
менеджменте как о науке
- значительная зависимость
условий и оплаты труда
- неуважение к людям
и игнорирование этики
- низкий уровень механизации,
автоматизации и
3. Эволюция парадигм менеджмента:
Эволюция управленческих парадигм. Новая управленческая парадигма.
Как было показано выше, взгляды на научные основы управления подвержены изменению. Современная система взглядов на управления (ее называют новой управленческой парадигмой) сложилась в 70-80 годы XX столетия. Под управленческой парадигмой понимается система взглядов на управление, вытекающая из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых и воспринятая основной массой исследователей и практиков-управленцев. Питер Друкер рассматривает парадигму как принятую в данной науке систему понятий.
Старая парадигма управления связана с Ф. Тейлором, А. Файолем, Э. Мейо, А. Маслоу и др. Ее основные положения заключались в следующем:
1. Предприятие представляет
собой закрытую систему, цели, задачи
и условия деятельности
2. Рост масштабов производства
и услуг – это главный фактор
успеха и
3. Рациональная организация
производства, эффективное использование
всех видов ресурсов и
4. Главным источником
5. Система управления должна быть построена на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы.
Авторами новой парадигмы управления являются Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др. Основные положения новой парадигмы управления можно представить следующим образом:
1. Предприятие представляет
собой открытую систему, основанную
на единстве факторов
2. Организации следует
ориентироваться не столько на
объемы выпуска, сколько на качество
продукции и услуг, на удовлетворение
ожиданий и ценностей
3. Ситуационный подход
к управлению, признание важности
быстроты и адекватности
4. Главным источником прибыли являются люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала.
5. Система управления должна
быть ориентирована на
Новой парадигме соответствуют сформулированные в 90-е годы XX века новые принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. К новым принципам управления относятся:
1. Лояльность к работающим;
2. Ответственность как
обязательное условие
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу-вверх, сверху вниз, по горизонтали;
4. Атмосфера в организации,
способствующая раскрытию
5. Обязательное установление
долевого участия каждого
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, постановщиков, исполнителей, руководителей и т. п.;
10. Этика бизнеса;
11. Честность и доверие к людям;
12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль, ресурсов, персонал;
13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть;
14. Качество личной работы
и ее постоянное
Новая система взглядов на управления известна в литературе как "тихая управленческая революция", так как, несмотря на радикальность предлагаемых изменений, они могут вводится постепенно, не приводя к немедленной ломке и разрушению уже сложившихся систем.
Глобальный и крутой поворот в истории развития России от социалистической модели к рыночно-предпринимательской обусловил изменения в отечественной парадигме управления. Старая парадигма управления базировалась на марксистской трактовке социально-экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства. Экономическая теория социализма обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса. В соответствии с этим управление экономикой строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами.