Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 11:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

bilety.docx

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Во-вторых, ресурсы интересны с точки зрения обеспечения и развития конкурентоспособности организации. В этом направлении ресурсная теория призвана выявить связи и объяснить факторы конкурентных преимуществ, их динамику в категориях ресурсов организации. Существуют различия между организациями, вызванные различиями в ресурсах, которыми они владеют и управляют. Ресурсная теория предполагает, что ресурсы неравномерно распределены между организациями, что и является причиной либо конкурентного преимущества, либо уязвимости компании. Если конкурентное преимущество организации основано на владении каким – либо ресурсом, то другие организации предпринимают попытки блокировать или замедлять применение таких ресурсов, создавая различные барьеры.

В-третьих, анализ использования ресурсов интересен с точки зрения минимизации организационных потерь, которые, как известно, способны создать в любой компании так называемое «невидимое предприятие». «Невидимое» предприятие может потреблять огромное количество ресурсов, не создавая никакой продукции и никаких ценностей для клиентов. Выявляя и устраняя организационные потери и минимизируя эффект «невидимого предприятия» организация может существенно улучшить свою деятельность.

35. Виды организаций.

Существует несколько классификаций организаций. Организации (называемые предприятиями) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (называемые государственными учреждениями) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (называемые общественными) являются средством выражения наших взглядов и интересов.

По характеру продукта организации принято делить на:

· хозяйственные; 

· социальные. 

Организации, которые производят продукт и предлагают его обществу называются хозяйственными. Организации, взаимодействующие с обществом через информацию, называются социальными. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Это частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п.

По количеству целей организации принято разделять на:

· простые (характерно наличие одной цели);

· сложные (имеют набор взаимосвязанных целей).

Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель.

По институциональному признаку организации делят на:

· формальные;

· неформальные.

Формальная организация имеет стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена. Формальная организация создается по воле руководства. Но как только организация создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация.

Неформальные организации представляют собой группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных, за исключением самых маленьких. У такой организации отсутствуют единые цели, но она тем не менее достигает важных результатов, поскольку взаимодействие людей, основанное на их личных целях и симпатиях, наиболее устойчиво. У неформальных организаций нет руководителей.

В большинстве формальных организаций существует не одна неформальная организация. Большинство из них объединены в своего рода сеть. Для образования таких групп благоприятна трудовая среда: люди, которые в других условиях вряд ли встретились, собираются вместе каждый день иногда на протяжении нескольких лет, больше времени проводят в кругу коллег, чем в собственной семье.

К главным функциям неформальной организации относятся: коммуникация, поддержание сплоченности, укрепление чувства личного тождества, самоуважения, независимости выбора.

У неформальных организаций много общего с формальными организациями (иерархия, лидеры, задачи), имеются неписаные правила- нормы, которые служат для членов организации эталоном поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций.

Специфика формальной организации в том, что она создана по заранее продуманному плану.

Неформальная организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Образовательные учреждения являются формальными организациями, т.к. они действуют в соответствии с законом РФ “Об образовании”, Устава ОУ, имеются четкие правила внутреннего распорядка, соответствующую структуру, должностные обязанности сотрудников и т.д. Но в рамках образовательных учреждений (школ, институтов, ДОУ и др.) существуют неформальные, возникшие на основе симпатии, общих интересов.

Задача руководителя в данном случае способствовать тому, чтобы действия неформальной организации не препятствовали, а помогали развитию формальной организации.

По отраслевой принадлежности:

· транспорт;

· промышленность;

· торговля;

· производство;

· сельское хозяйство и др.

По типу решаемых социальных задач:

· экономические;

· финансовые;

· политические;

· медицинские;

· образовательные и др.

Этим далеко не исчерпываются классификации, используемые при решении различных проблем, изучаемых в теории организации.

36 .Классификация организаций

Согласно широкой трактовке к организациям относятся самые разные типы целевых социальных общностей (коллективов), имеющих иерархическое строение и использующих средства социальной регуляции, контроля и координации - от государства до семьи. Классификация организации может осуществляться по различным критериям:

o форме собственности;

o цели;

o производственной направленности;

o масштабу охвата;

o сложности строения;

o способу и степени  жесткости строения;

o степени формализации  отношений;

o средствам регуляции  и др.

Так, Ч. Барнард подразделял организации по масштабу охвата на социальные (например, государства) и частные, к которым он относил все остальные. По степени жесткости и формализации иерархически построенных властных структур он делил организации на скалярные (ступенчатые) и латеральные (боковые).

Подразделение организаций по сложности строения на простые и сложные характерно для А. Этциони и представителей ситуационной школы в теории организации.

В классификации А. И. Пригожина за основу приняты степень нормализации отношений и способность сотрудников влиять на цели организации. Он выделяет три типа организаций:

- административные (обобщенное  наименование разных типов организаций - коммерческих, производственных, образовательных, дарственных и др.);

общественные (партии, союзы);

- ассоциативные (семья, религиозная  община).

Чаще всего объектом изучения организаций выступают именно административные организации, которые классифицируются по разным основаниям: типу собственности, профилю специализации, технологии цели и т.д. Однако наибольший интерес представляют такие основания классификации, как тип административной структуры, используемые средства социальной регуляции, отношения власти, стадия развития организации, тип организационной структуры, стиль руководства.

Классификация организаций важна по трем причинам:

o существование сходных  по каким-либо признакам организаций, что помогает создавать минимум  методик для их анализа и  совершенствования;

o возможность определения  их численного распределения  по классификации для создания  соответствующей инфраструктуры: подготовки  кадров, контрольных служб и т.д.;

o принадлежность организации  к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

Организации могут быть:

- правительственными и  неправительственными. Статус правительственной  организации дастся официальными  органами власти. К неправительственным  организациям относятся все другие  организации, не имеющие такого  статуса;

- коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации строят  свою деятельность на получении  прибыли в интересах учредителей (владельцев), а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль после вычета всех видов налогов идет не учреждениям, а на развитие организации;

- бюджетными и небюджетными. Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты налогов, а небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования;

- общественными и хозяйственными. Общественные организации строят  свою деятельность на основе  удовлетворения потребностей своих  членов общества (во внутренней  среде), а хозяйственные - для удовлетворения  потребностей и интересов человека  и общества во внешней для  организации среде.

К хозяйственным организациям относятся:

- юридические лица всех  форм (кроме общественных и религиозных);

- неюридические лица всех  форм.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например акционерные общества, в которых государство имеет только часть акций, а остальные принадлежат частным лицам - юридическим или физическим.

Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро-, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

Классификация фирм (организаций) по различным принципам, положениям дает возможность получить в результате изучения конкретной фирмы полное представление об организационно-правовом положении фирмы, характере и масштабах ее деятельности, позиции фирмы на мировых рынках, внутрифирменных отношениях в крупных фирмах. Предлагаемая классификация различает фирмы:

- по виду и характеру  хозяйственной деятельности;

- правовому положению;

- характеру собственности;

- принадлежности капитала  и контролю;

- сфере деятельности.

По виду и характеру хозяйственной деятельности различают фирмы:

- промышленные;

- торговые;

- страховые;

- транспортно-экспедиторские;

- инжиниринговые;

- туристские;

- арендные и др.

37 . Необходимость управления организацией

Управление вызывается производственной необходимостью согласовывать, координировать деятельность отдельных людей. С развитием капиталистического способа производства происходило все большее усложнение управления, его дифференциация. После Великой Индустриальной революции последовали рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций, научно-техническая революция, что чрезвычайно усложнило управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Капиталист-собственник уже не мог справляться с управлением организацией самостоятельно, что породило необходимость в вычленении деятельности по управлению организацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.

Для того, чтобы организовывать работу людей необходимо, чтобы на предприятии был установлен определенный порядок с точки зрения иерархии подчиненности различных звеньев и должностных лиц, порядок выполнения определенных видов работ. Для этого необходимо установить нормы и правила, по которым должен работать весь персонал и которые создали бы основу для распорядительной деятельности руководителей всех уровней. Этот порядок является результатом работы по организации управления. Он достигается построением структуры управления, распределением прав, полномочий и ответственности должностных лиц, разработкой управленческих регламентов и технологических процессов, процедур принятия управленческих решений, упорядочением информационных потоков.

Разработка системы норм и правил, по которым впоследствии функционирует предприятие, позволяет создать определенный порядок, обеспечить предсказуемость действий руководителей и исполнителей и в результате, обеспечить необходимую стабильность деятельности. Так создается система управления, в рамках которой протекают все внутренние процессы управления. Можно сказать, что система управления отражает статику процесса управления и задает рамки для реализации распорядительной деятельности руководителя.

Современные организации построены по принципу разделения труда. Это позволяет существенно повысить производительность, эффективность, качество продукции. Однако совместная деятельность людей требует согласования усилий работников. В результате появляется необходимость в управлении, которое становится самостоятельным видом профессиональной деятельности.

38. Вертикальное разделение труда

 – качественная и  количественная дифференциация  и специализация трудовой деятельности (разделение общего производственного  процесса на частное обособление  различных видов деятельности  со специализацией производства) делится на:

- функциональное (специализация  работников);

- товарно-отраслевое (специализация  по определенным видам деятельности);

- по квалификационным  признакам ( при определении видов деятельности исходят из сложности работ).

 

39 .Вертикальное разделение труда

  – обособление функций  управления (целенаправленное координирование  и интегрирование деятельности  всех элементов организации) от  исполнительских.

Вертикальное разделение существует по следующим направлениям:

- общее руководство;

- технологическое (внедрение  технологий);

- экономическое;

- оперативное – составление  и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов;

- управление персоналом.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"