Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 11:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".
Управление различными системами имеет общие законо¬мерности, базирующиеся на следующих основных принципах.
Принцип новых задач. Системы управления должны обес¬печивать качественно новые решение управленческих проблем на последующих этапах развития, а не повторять механическиприемы управления, реализуемые в предыдущих периодах. На практике это приводит к необходимости решения многовариан¬тных оптимизационных задач на базе экономико-математичес-ких моделей большого объема (масштаба). Конкретный состав подобных задач зависит от характера управляемого объекта. Например, для машиностроительных и приборостроительных предприятий обычно наиболее важными оказываются задачи оперативно-календарного и объемно-календарного планирова¬ния. Решающий эффект достигается в том случае, когда осу¬ществляется точное согласование во времени всех сменных за¬даний как производственных, так и обеспечивающих (напри мер, на материально-техническое снабжение и др.), определя¬ются оптимальные объемы партий продукции и производится оптимизация загрузки оборудования. Аналогичные задачи воз-никают в строительстве. В ряде случаев на первый план выдви¬гаются задачи технической подготовки производства, управле¬ния проектно-конструкторскими работами. На транспорте важ-нейшее значение приобретают оптимизация маршрутов и рас¬писаний движения, а также погрузочно-разгрузочных работ. В системах управления отраслью первостепенное значение име¬ют оптимальное планирование работы предприятий, точное со¬гласование сроков взаимных поставок, а также проблемы перс¬пективного развития отрасли и задачи прогнозирования.
Принцип системного подхода. Проектирование систем уп¬равления должно основываться на системном анализе как объек¬та, так и процессов управления им. Это означает необходимостьопределения целей и критериев эффективности функциониро¬вания объекта (вместе с системой управления), анализа струк¬туры процесса управления, вскрывающего весь комплекс воп-росов, которые необходимо решить для того, чтобы проектиру¬емая система наилучшим образом соответствовала установлен¬ным целям и критериям. Этот комплекс охватывает вопросы не только технического, но также экономического и организаци¬онного характера. Поэтому внедрение рациональных систем уп¬равления дает принципиально новые возможности для корен¬ного усовершенствования системы экономических показателей и экономического стимулирования.
Принцип первого руководителя. Разработка требований к объекту управления, а также создание и внедрение системы управления возглавляются основным руководителем соответству-ющего объекта (например, директором предприятия, началь¬ником управления, руководителем департамента).
Принцип непрерывного развития системы. Основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управ¬ления должны позволять относительно просто настраиватьобъект управления на решение задач, возникающих уже в про¬цессе эксплуатации, в результате подключения новых участ¬ков управляемого объекта, расширения и модернизации техни-ческих средств объекта, его информационно-математического обеспечения и т.д. Система управления строится таким образом, чтобы в случае необходимости можно было легко менять не только отдельные алгоритмы, но и критерии, по которым ве¬дется управление.
Принцип единства информационной базы. В системе уп¬равления должна накапливаться (и постоянно обновляться) ин¬формация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всей совокупности задач управления. При этом в основных массивах исключается неоправданное дубли¬рование информации, которое неизбежно возникает, если пер¬вичные информационные массивы создаются для каждой зада¬чи отдельно. Основные массивы образуют информационную мо¬дель объекта управления. Например, на уровне предприятий основные массивы должны содержать самую подробную инфор¬мацию обо всех элементах производства: кадровые данные на всех работающих; сведения об основных фондах (земле, поме¬щении, оборудовании со всеми характеристиками, необходи¬мыми для принятия решений по их использованию, перерасп-ределению и т.п.); данные о запасах, включая запасы на про¬межуточных складах и незавершенное производство; информа¬цию о состоянии оборудования; нормативы (трудовые и мате¬риальные) и технологические маршруты (последовательности производственных операций, необходимых для изготовления деталей, узлов и готовых изделий); планы (включая заявки на материально-техническое снабжение); цены и расценки; сведе¬ния о текущем состоянии банковских счетов предприятия и др. Система обработки первичных документов, а также система ав¬томатических датчиков должны быть организованы таким обра¬зом, чтобы данные о любом изменении, происходящем на пред¬приятии, в минимально короткий срок вводились в базу дан¬ных, а затем периодически распределялись по основным мас¬сивам. При этом необходимо, чтобы сохранялось состояние го¬товности выдать любую информацию об объекте. В случае необ¬ходимости из основных массивов оперативно формируются про¬изводные массивы, ориентированные на те или иные производ¬ства, изделия или комплексы задач. Производные массивы в таком случае являются вторичными.
Принцип комплексности задач и рабочих программ. Боль¬шинство процессов управления взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач. Например, задачи материально-технического снабжения органически связаны со всем комплексом задач оперативно-ка¬лендарного и объемно-календарного планирования; задание на материально-техническое снабжение составляется исходя из задач планирования производства, а при срывах в снабжении (по срокам и по номенклатуре) возникает необходимость транс¬формации планов. Раздельное решение задач планирования и материально-технического снабжения может значительно сни¬зить эффективность систем управления. Принцип комплекснос¬ти задач и рабочих программ характерен практически для всех классов систем управления.
Принцип согласования пропускной способности различ¬ных звеньев системы. Скорость переработки исходных ресур¬сов в конечную продукцию в различных звеньях объекта (сис¬темы) управления должна быть согласована таким образом, чтобы избежать «узких мест»: заторов (перегрузок узлов системы) или больших простоев узлов, приводящих к неэффективному ихиспользованию. Например, в машиностроительном производстве не имеет смысла увеличивать скорость выполнения операций механической обработки заготовок, если «узким местом» в сис¬теме является выполнение последующей технологической опе¬рации — сборки изделий.
Принцип унификации. Разрабатывая систему управления, включая организационный, технический комплекс, системное обеспечение, рабочие программы и планы, необходимо стре-миться к тому, чтобы предлагаемые решения подходили, воз¬можно, более широкому спектру задач организации. Необходи¬мо в каждом случае определять разумную степень унифика¬ции, при которой стремление к широкому охвату систем управ¬ления не приведет к существенному усложнению типовых ре¬шений. Типизация решений способствует концентрации сил, чтонеобходимо для создания комплексных систем управления.
Труд, материальное производство в организации невозмож¬ны без определенной организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуще¬ствляемых с помощью управления. В силу необходимости уп¬равлению подвержены и социальное поведение людей, и соци¬альные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, социальным коллективам определенные требования, вытекающие из его характера. В обществе сложились два типа механизма управления — стихийный и сознательный. При сти¬хийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг дру¬гу сил, массы случайных единичных актов; это воздействие хаотично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынок свободной конкуренции — основной регулятор экономики, главная управляющая сила производства и определяемой им всей системы общественных отношений. Под влиянием современного производства и научно-техническогопрогресса в организациях широко распространены научные под¬ходы к управлению.
Наряду со стихийными факторами на любой ступени раз¬вития общества действуют сознательные факторы управления, постепенно формируются специфические общественные инсти-туты — субъекты управления, т. е. система организаций, осу¬ществляющих предпринимательскую деятельность в условиях общественного развития.
Сознательные факторы управления в ходе истории пре¬терпели глубокие изменения — от управления посредством сло¬жившихся и передаваемых из поколения в поколение тради¬ций, обычаев в первобытном обществе до управления обще¬ством на научной основе в современных условиях.
Границы управления, его содержание, цели и принципы во многом зависят от характера деятельности управляемой системы.
Управлять организацией научно — это значит познавать закономерности ее развития под влиянием внешних и внутрен¬них факторов и на этой основе направлять (планировать, орга-низовывать, регулировать и контролировать) ее развитие; свое¬временно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обес¬печивать сохранение и развитие единства системы, ее способ¬ности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия и использовать позитивные; проводитьправильную, реалистическую политику, основанную на стро¬гом учете объективных возможностей, соотношения сил и средств.
Таким образом, научное управление организацией в усло¬виях рынка есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие на систему управления в целом или на ее звенья, на основе познания и использования объек¬тивных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития системы и дости¬жения поставленных целей.
Основные принципы управления: системность, комплекс¬ность, требующая тесной увязки решения экономических, со¬циально-экономических и правовых проблем; единство элемен¬тов хозяйственного механизма; сочетание планового централи¬зованного начала с широкой демократией, использованием твор¬ческой инициативы; принципы научности, объективности и кон¬кретности, требующие учета объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических ус¬ловиях; принцип основного звена, отыскания из множества за¬дач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления.
Основные требования к работе аппарата управления орга¬низацией: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и административный сторон,систематичность, организованность, поиск путей подготовки и совершенствования кадров.
Управление предполагает осуществление субъектом управ¬ления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организа¬цию выполнения решений и контроль их выполнения, подведе¬ние итогов и оценку результатов. Оно неотделимо от система¬тического обмена информацией между компонентами управляе¬мой системы, а также данной системы с окружающей ее сре¬дой. Информация позволяет субъекту управления иметь пред¬ставление о состоянии системы в каждый данный момент вре¬мени, о достижении (или не достижении) заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение уп-равленческого решения.
В настоящее время значительно возросли возможности управления организацией в связи с резким повышением уровня знаний и профессиональной подготовки руководящих кадров испециалистов, широких масс сотрудников, значительное развитие получила наука и технические средства управления, в особенности электронно-вычислительная техника, создаютсяавтоматизированные системы управления (АСУ). Наряду с ус¬пехами в совершенствовании управления в то же время посто¬янно ощущается необходимость выработки новых организаци¬онных форм, методов и средств управления. Задача научного управления организацией состоит в том, чтобы полнее исполь¬зовать ее преимущества и возможности, обеспечить ее эффективное функционирование и развитие, успешное движение к цели.
Государственное управление
— одна из форм деятельнос¬ти государства,
обеспечивающая реализацию государственной
власти через соответствующие управленческие
органы; важ¬нейшая часть социального
управления. В государственном уп¬равлении
участвуют в той или иной мере все органы
государ¬ства, осуществляющие его внутренние
и внешние функции, обеспечивающие защиту
экономических, политических и соци¬альных
интересов господств, классов. Система
этих органов, распределение между ними
управленческой компетенции (обя¬занностей
и прав), установление иерархии и соподчиненности
определяются конституциями, законами
и другими правовыми актами. В повседневной
деятельности эти органы в пределах их
компетенции обеспечивают реализацию
законов (исполнитель¬ная деятельность),
а также совершают властные действия,
не¬обходимые для поддержания общественного
порядка и госу¬дарственной дисциплины
(распорядительная деятельность). Име¬ются
государственные органы, основное назначение
которыхсостоит в повседневном осуществлении
государственного уп¬равления в общегосударственном
масштабе или в определенном регионе,
в экономике, просвещении, здравоохранении,
охраневнутренней и внешней безопасности
и других сферах. Деятель¬ность таких
чисто управленческих органов по своему
содержа¬нию отличается от деятельности
законодательной, судебной,прокурорско-
43. Организационная структура управления
— это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
Организационная структура управления направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
Связи между элементами структуры управления бывают: