Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:15, курсовая работа
Цель работы – изучить факторы повышающие эффективность деятельности организации стилей управления.
Для реализации поставленной цели решались задачи:
1. Проанализировать представления о психологии управленческой деятельности в современной психологической литературе.
2. Изучить закономерности и механизмы управленческой деятельности.
3. Дать характеристику понятия «стиль управления» и «типы руководства» и их классификацию.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя
Понятие управления в организации
Характеристика стилей управления
Типы руководства и руководителей
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретации результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
- ценности данного общества, которые составляют мораль (религия, традиции, «неписаные законы» и т.д.);
- психофизиологическая природа
человека, обусловленная способом
существования индивида как
- национальный менталитет.
Тип поведения руководителя является существенным фактором влияния управленческого стиля на качество и эффективность работы организации. В зависимости от способов восприятия информации и процесса принятия решений выделяют четыре типа личности:
1. Те, кто мыслит сознательно. Такие личности любят порядок, четкость и контроль, предпочитают кратковременные программы и принимают стандартные решения.
2. Те, кто мыслит интуитивно. Они более склонны к долгосрочному планированию, проявляют склонность к инновациям, смело идут на риск.
3. Те, кто чувствует сознательно.
Привлекательными считают
4. Те, кто чувствует интуитивно.
В основном полагаются на
Во многих современных исследованиях говорится о новом типе руководителя, который главной своей задачей считает создание собственного имиджа и таким образом способствует формированию и утверждению бюрократии. Руководители бюрократического типа. Внешне они стараются подчеркнуть свое превосходство, но очень некомфортно чувствуют себя при взаимодействии с подчиненными. Проявляют активность в работе различных комитетов. Для своих непосредственных руководителей создают впечатление постоянной занятости. Главный вред от такого типа руководителей заключается в снижении уровня мотивации к добросовестному труду среди квалифицированных работников. Большую познавательную и практическую ценность имеют исследования поведения руководителей в конфликтной ситуации, проявления которого сводятся к пяти типам: конкурирующий, компромиссный, тот, который приспосабливается, избегает и сотрудничает. Другие исследования утверждают, что в управленческой культуре имеются четыре основных типа руководителей:
1. Мастера. Придерживаются традиционной
системы ценностей, которая охватывает
производственную этику и
2. Борцы с джунглями. Страстно
стремятся к власти, воспринимают
себя и других жителями «
3. Люди компании. Идентифицируют
себя с организацией, к которой
принадлежат. Осознав свою психологическую
слабость, стремятся подчинить себя
другим, заботясь больше о безопасности
4. Игроки. Рассматривают деловую жизнь и свою работу как своеобразную игру, любят рисковать, но обоснованно, склонны к нововведениям. Стараются не создавать собственную «империю», а довольствоваться победой. Среди современных руководителей корпораций широко представлен именно последний тип. Руководителям, которые занимают высокие посты, зачастую присущи черты «игроков» и «людей компании».
Перечисленные типы руководителей являются основными. Авторы расположили их на схеме, названной «управленческой решеткой», как это показано на приводимом рисунке. На практике каждый из типов руководителей реализует свой стиль управления.
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стиля управления в организации
2.1 Организация и методы исследования
2.1.1 Организация исследования
Исследование проводилось в декабре 2013 г., в продюсерском центре ООО «КА-Медиа» под наблюдением находился сотрудник одного из отделов- производственного, а именно начальник отдела Олег М.
В качестве экспертов оценивающих эффективность деятельности отдела, выступили: генеральный продюсер Демин Александр Викторович и генеральный директор Снегирева Екатерина Дмитриевна.
Социо-демографические особенности исследуемых можно охарактеризовать следующим образом:
- в исследовании приняли
- 3 испытуемых имеют высшее
- в возрасте 23 до 25 лет –3 человека, в возрасте от 30-38 – 3 . Все испытуемые являются работниками продюсерского центра.
Участвовать в исследование согласились специалисты производственного отдела, в обязанности которых входит:
- выполнение полного цикла изготовления авторских программ, а также фильмов, видеороликов;
- разработка и написание сценариев;
- техническое оснащение съемочной группы;
- обеспечению сохранности
- осуществлять контроль качества продукции;
Мы предположили, что удовлетворенность работой у подчиненных зависит от демократичности руководителя.
Все работники находятся в равных трудовых условиях: рабочие места оборудованы компьютерами с программным комплексом соответствующие тому или иному отделу, телефонами, удобной мебелью, обеспечены транспортом и стабильной зарплатой в зависимости от должности, так же есть возможность карьерной лестницы. В офисе компании предусмотрена небольшая кухня, где могут поесть и отдохнуть работники. Все сделано для удобства как и персонала работающего в организации, так и для клиентов.
Исследуемая группа – трудовой коллектив и руководитель производственного отдела.
Руководителю коллектива 36 лет. Его общий трудовой стаж 15 лет, а стаж работы на предприятии – 2 года.
Коллектив состоит из 6 человек, 5 мужчин в возрасте от 23 до 38 лет и 1 женщины в возрасте 25 лет.
Таблица 1. Производственный отдел
№ |
Должность |
ФИО |
пол |
Возраст/лет |
Общий трудовой стаж/лет |
Стаж в данной организации/лет |
1 |
Руководитель |
Олег М. |
Муж |
36 |
15 |
2 |
2 |
Подчиненный |
Дмитрий |
Муж |
37 |
7 |
3,4 |
3 |
Подчиненный |
Алескандр |
Муж |
38 |
12 |
2 |
4 |
Подчиненный |
Константин |
Муж |
24 |
4 |
1,5 |
5 |
Подчиненный |
Алексей |
Муж |
23 |
4 |
1 |
6 |
Подчиненный |
Елена |
Жен |
25 |
4 |
1 |
2.1.2 Методы исследования
Были использованы следующие методики:
1. «Стиль руководства» [Приложение 2].
Автор этой методики А.Л. Журавлев. Она представляет собой анкету с 27 характеристиками деятельности руководителя и в каждой из них указано по 5 возможных вариантов ее проявления, что создает некоторую свободу действий в выборе ответов. Анкета направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного (авторитарный), коллегиального (демократический) или попустительского (либерального).
2. «Определение стиля руководства трудовым коллективом» [Приложение 3].
Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.
3. «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки» [Приложение 4].
Методика представлена в книге «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» - Глава 6, пункт 6.3.3, ее авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов и Г.М. Мануйлов. Изданной в 2002 г. и переизданной в 2005 г.
Специфика данной методики заключается в том, что она позволяет определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки. Вторым ее отличием является то, что она позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства.
4. «Самооценка биполярной
Методика состоит из 2-ух частей, Тест А и Тест Б.
Каждый человек в своей работе может проявлять черты свойственные эффективному руководству и неэффективному.
Предлагаемая методика используется в комплексе с приведенным далее, тестом Б и помогает глубже уяснить поведенческие характеристики эффективного и неэффективного руководства.
5. «Экспертная оценка
Предлагаемая методика дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя.
6. Анкета «Удовлетворенность трудом» [Приложение 7].
Для оценки удовлетворенности работой руководителя его подчиненных нами была оставлена анонимная анкета, включающая 5 вопросов. Вопросы составлены таким образом, чтобы наиболее полно представить отношение подчиненных к стилю руководства в данном коллективе, и к самому руководителю.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1 Исследуемая группа
Методика «Стиль руководства» [Приложение 2].
Данная методика направлена на выявление стиля управления руководителя в данном коллективе.
По ней получены следующие результаты:
№ |
ФИО |
Д |
К |
П |
1 |
Дмитрий |
2 |
3 |
1 |
2 |
Александр |
1 |
4 |
0 |
3 |
Константин |
0 |
5 |
1 |
4 |
Алексей |
2 |
4 |
1 |
5 |
Елена |
1 |
3 |
1 |
На данной диаграмме представлены результаты исследования методики по определению стиля управления коллективом.
Рис.1. Стили руководства управления коллективом.
Мы выяснили, что среди испытуемых 11% - считают стиль управления руководителя попустительским (либеральным), 22% - считают стиль управления руководителя директивным (авторитарным) и наибольшее количество испытуемых считает, что стиль управления свойственный их руководителю коллегиальный (демократический) – 67% (рис.1).
Методика «Определение стиля управления персоналом» (адаптированный вариант экспертной методики В.П. Захарова) [Приложение 3]. Для закрепления полученных ранее данных, мы использовали еще одну методику по определению стиля в данном коллективе.
По ней получены следующие результаты:
№ |
ФИО |
А |
Д |
Л |
1 |
Дмитрий |
7 |
9 |
0 |
2 |
Александр |
7 |
7 |
2 |
3 |
Константин |
5 |
10 |
1 |
4 |
Алексей |
6 |
8 |
2 |
5 |
Елена |
4 |
10 |
2 |
Информация о работе Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации