Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить факторы повышающие эффективность деятельности организации стилей управления.
Для реализации поставленной цели решались задачи:
1. Проанализировать представления о психологии управленческой деятельности в современной психологической литературе.
2. Изучить закономерности и механизмы управленческой деятельности.
3. Дать характеристику понятия «стиль управления» и «типы руководства» и их классификацию.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя
Понятие управления в организации
Характеристика стилей управления
Типы руководства и руководителей
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретации результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации по повышению эффективности деятельности руководителя
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

49. Подчиненные – безответственные  люди, и поэтому их нужно постоянно  контролировать.

50. Лучше всего предоставлять  полную самостоятельность коллективу  и ни во что не вмешиваться.

51. Для более качественного руководства  нужно поощрить наиболее способных  подчиненных и строго взыскивать  с нерадивых.

52. Всегда признаю свои ошибки  и выбираю боле правильное решение.

53. Мне приходится часто объяснять  неудачи в управлении объективными  обстоятельствами.

54. Нарушителя дисциплины строго  наказываю.

55. В критике недостатков подчиненных  я беспощаден.

56. Иногда мне кажется, что в  коллективе я лишний человек.

57. Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.

58. Я хорошо взаимодействую с  коллективом и считаюсь с его  мнением.

59. Меня часто упрекают в чрезмерной  мягкости к подчиненным.

60. Если бы мои подчиненные  делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

 

Ключ к тесту:

Стиль управления

Номера ответов-утверждений 

Авторитарный

1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60

Либеральный

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59

Демократический

3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58


 

Обработка и интерпретация результатов теста.

Подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в таблицу-«ключ», можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.

В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальная (0 – 7), средняя (8 – 13), высокая (14 – 20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления. На наш взгляд, более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей управления, когда менеджер применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.

Для более полной характеристики индивидуального стиля управления и его последующего совершенствования можно руководствоваться данными, представленными в таблице выше.

Характеристика индивидуального стиля управления, сумма утвердительных ответов и степень выраженности стиля управления.

Авторитарный.

0 – 7 Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых навыках менеджера, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных.

8 – 13 Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение руководить действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей.

14 – 20 Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость в требованиях, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкую критику и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, пренебрежение общественным мнением.

Либеральный.

0 – 7 Минимальная: неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая требовательность и ответственность.

8 – 13 Средняя: стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговорам.

14 – 20 Высокая: полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство.

Демократический.

0 – 7 Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытки направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторая неуверенность в своих распорядительных качествах.

8 – 13 Средняя: устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к мнениям персонала.

14 – 20 Высокая: умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу

 

Приложение№5

 

«Самооценка биполярной эффективности руководства»

Шкалы: уровни эффективного и неэффективного руководства

Назначение теста А.

Предлагаемая методика используется в комплексе с приведенным далее, тестом Б и помогает глубже уяснить поведенческие характеристики эффективного и неэффективного руководства. Хотя они ориентированы в первую очередь на уже состоявшихся руководителей, их можно применить и в испытании студентов – будущих менеджеров. При этом для студентов, не имеющих опыта руководящей работы, тест носит элемент ролевой игры – они отвечают на вопросы, исходя из своих представлений о действиях успешного руководителя. После завершения теста полезно обсудить ошибочные варианты ответов, для того чтобы закрепить в памяти студентов знания об условиях эффективного и неэффективного руководства.

Инструкция к тесту:

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы (вопросы указанны в приложении).

Тест А:

1. Стремитесь ли вы использовать в работе новейшие достижения в своей профессиональной области?

2. Стремитесь ли вы сотрудничать  с другими людьми?

3. Вы говорите с сотрудниками  кратко, ясно и вежливо?

4. Поясняете ли вы причины, заставившие  вас принять то или иное  решение?

5. Доверяют ли вам подчиненные?

6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей  задания в процесс обсуждения  целей, сроков, методов, ответственности  и т. д.?

7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?

8. Помните ли вы имена всех  людей, с которыми общаетесь?

9. Предоставляете ли вы свободу  действий исполнителям в достижении  поставленной цели?

10. Контролируете ли вы ход  выполнения задания?

11. Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

12. Выражаете ли вы свою благодарность  подчиненному за каждую хорошо  выполненную работу?

13. Стремитесь ли вы найти  в людях лучшие качества?

14. Знаете ли вы, как эффективно  можно использовать возможности каждого подчиненного?

15. Знаете ли вы интересы и  устремления ваших подчиненных?

16. Умеете ли вы быть внимательным  слушателем?

17. Благодарите ли вы сотрудника  в присутствии его товарищей  по работе?

18. Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?

19. Отмечаете ли вы хорошую  работу своего коллектива в  докладе вышестоящему руководителю?

20. Доверяете ли вы своим подчиненным?

21. Стремитесь ли вы дать сотрудникам  всю информацию, которую получаете  сами по административным и управленческим каналам?

22. Поясняете ли вы сотруднику  значение результатов его труда  в соответствии с целями предприятия, отрасли?

23. Оставляете ли вы время  себе и подчиненным для планирования  работ?

24. Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год вперед?

25. Существует ли план повышения  квалификации персонала в соответствии  с требованием времени?

26. Регулярно ли вы читаете  специальную литературу?

27. Имеете ли вы достаточно  большую библиотеку по специальности?

28. Заботитесь ли вы о состоянии  своего здоровья и работоспособности?

29. Любите ли вы выполнять  сложную, но интересную работу?

30. Эффективно ли вы проводите  беседы со своими подчиненными  по вопросам улучшения их работы?

31. Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

32. Занимаетесь ли вы с готовностью  проблемами, вопросами и жалобами  своих подчиненных?

33. Держите ли вы определенную  дистанцию с подчиненными?

34. Относитесь ли вы к сотрудникам  с пониманием и уважением?

35. Вы уверены в себе?

36. Хорошо ли вы знаете свои  сильные и слабые стороны?

37. Часто ли вы применяете  оригинальный творческий подход  в принятии управленческих решений?

38. Регулярно ли вы повышаете  свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?

39. Достаточно ли вы гибки  в своем поведении, в отношениях  с людьми?

40. Готовы ли вы изменить стиль  своего руководства, чтобы повысить  его эффективность?

Назначение теста Б.

Данный тест используется для дополнительной самопроверки и выявления критериев неэффективного управления.

Инструкция к тесту:

Вам предлагаются некоторые утверждения, с которыми вы либо согласитесь (ответ «да»), либо не согласитесь (ответ «нет»).

Тест Б:

1. Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями?

2. Вы компетентнее других и  поэтому стараетесь все делать  сами?

3. Основная часть рабочего времени  уходит на детали, второстепенные  вопросы?

4. Вам приходится делать много  дел одновременно?

5. Ваш стол постоянно завален  бумагами без учета приоритета  их важности?

6. Вам приходится работать по 10-14 часов в сутки?

7. Часто ли вам приходится  дома заниматься производственными  проблемами?

8. Предпочитаете ли вы отложить  решение вопроса, чтобы со временем  решить его окончательно?

9. Стараетесь ли вы принять наилучшее решение, а не самое реальное?

10. Стараетесь ли вы, чтобы ваш  авторитет не пострадал ни  при каких обстоятельствах?

11. Вам постоянно приходится  идти на компромиссы, уступки?

12. В случае неуспеха дела  вы ищете, кто из подчиненных  виноват?

13. Вы чувствуете себя орудием в руках других людей?

14. Вы действуете по привычной  схеме в разных производственных  и житейских ситуациях?

15. Вы считаете, что полная информированность  подчиненных о ходе дел на  предприятии снижает эффективность  их труда?

16. В экстремальных ситуациях  вы предпочитаете не брать  на себя ответственность за  судьбу коллектива, а сообща решаете, что делать?

17. Вы считаете, что подчиненные  не должны обсуждать распоряжения  руководителя?

18. Вы считаете, что стаж практической  работы всегда дает преимущество перед специальным образованием, профессиональными способностями?

19. Вы стараетесь не рисковать, «не высовываться»?

20. Вы работаете в узкой профессиональной  области, остальное вас мало касается?

Обработка и интерпретация результатов теста (тест А)

Подсчитывается общее количество положительных («да»). Каждый из положительных ответов отражает наличие высокого управленческого потенциала.

Об уровне эффективного руководства свидетельствуют следующие показатели:

Информация о работе Эмпирическое исследование эффективности стилей управления в организации