Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа
В современных условиях, когда конкурентная борьба в отдельных областях и отраслях экономики обостряется в результате сокращения спроса и снижения производства, на первый план выходит необходимость составления менеджментом предприятия чёткого плана действий, который позволит адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся - в условиях посткризисной экономики - возможности деятельности предприятия. В то же время, следует учитывать и такие «угрозы», как деятельность конкурентов, как существующих, так и возможных новых. Подобное рациональное планирование позволит значительно снизить риск негативных последствий при принятии тех или иных управленческих решений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3
1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………………………………………….5
2. МЕТОДИКА SWOT-АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………...10
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ SWOT-АНАЛИЗА…………19
2.1.1 ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ………………………………………………………………………19
2.1.2 ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ…………………………………………………………………………20
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ SWOT-АНАЛИЗА И ИХ АНАЛИЗ…………………………………………………………………………21
3. SWOT-АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………………………………………...33
3.1 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН………………………33
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ SWOT-АНАЛИЗА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…45
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уфимский государственный
Кафедра «Экономика и управление на предприятии
нефтяной
и газовой промышленности»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «SWOT-анализ организации. На примере ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»
(по предмету
«Менеджмент»)
Выполнил студент
экономического факультета
гр. ЭТ-09 Александров А.С.
Научный руководитель-
Блажевич А. А.
УФА -2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
1.
ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ
САЛАВАТ»…………………………………………………………
2. МЕТОДИКА SWOT-АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………...10
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ SWOT-АНАЛИЗА…………19
2.1.1
ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ
СРЕДЫ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ……………………………………………………………
2.1.2
ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:
ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ………………………………………………………………
2.2
ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ
SWOT-АНАЛИЗА И ИХ АНАЛИЗ………………………………………………………………
3.
SWOT-АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ
ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ
САЛАВАТ»…………………………………………………………
3.1 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН………………………33
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ SWOT-АНАЛИЗА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…45
ВВЕДЕНИЕ
В
современных условиях, когда конкурентная
борьба в отдельных областях и
отраслях экономики обостряется
в результате сокращения спроса и
снижения производства, на первый план
выходит необходимость
Одним
из наиболее распространённых и действенных
методов стратегического
SWOT-анализ - это комплекс регулярно собираемых данных о деятельности предприятия, на основании которых строится бизнес-стратегия предприятия. SWOT-анализ позволяет регулярно выявлять, оценивать и контролировать возможности, адаптировать деятельность предприятия таким образом, чтобы сводить к минимуму появление потенциальных угроз, либо последствия таковых. Таким образом, от того, насколько серьезно менеджмент любого уровня относится к проведению SWOT-анализа, зависит не только выбор стратегических направлений деятельности предприятия, но и успех его функционирования в целом.
В российский практике полноценный SWOT-анализ используется, как правило, только очень крупными отраслевыми холдингами, либо совместными предприятиями, в которых влияние на управленческие решения имеют иностранные менеджеры.
В то же время, грамотный и качественный стратегический анализ может помочь предприятию любого уровня получить реальную оценку ресурсов и возможностей применительно к текущему экономическому и финансовому состоянию как самого предприятия, так и внешней конкурентной среды, в которой предприятие действует. Анализ проводится в несколько этапов, на каждом из которых рассматриваются отдельные данные о состоянии предприятия и того сегмента рынка, в котором предприятие работает.
SWOT - это аббревиатура, включающая начальные буквы четырёх английских слов: strength («сила»), weakness («слабость»), opportunities («возможности»), и threats («угрозы»). Таким образом, SWOT-анализ заключается в определении наиболее сильных (характеристики предприятия, выгодно отличающие его от конкурентов) и наиболее слабых (слабость или неразвитость в сравнении с конкурентами, которые возможно устранить или улучшить) сторон предприятия, анализе возможностей для расширения сфер и сегментов деятельности, и угроз, исходящих от внешней среды, как то, деятельности конкурентов, административные конфликты, и т.п. Под «возможностями» подразумеваются условия, которые предоставляют всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса, а под «угрозами» - не только деятельность конкурентов в том же сегменте рынка, но и условия, которые снижают общую привлекательность этого сегмента для всех участников рынка. [13]
Предмет исследования – SWOT-анализ ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ».
Цель работы – ознакомление с методом проведения SWOT-анализа и разработка стратегий.
Задачи:
1. Анализ внутренней среды.
2. Анализ внешней среды.
3.
Разработка стратегии.
1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»
В качестве объекта исследования рассматривается Открытое акционерное общество "Газпром Нефтехим Салават", основным видом деятельности которого является нефтепереработка и нефтехимия.
Открытое акционерное общество “ Газпром Нефтехим Салават ” создано в 1993 году путем приватизации ПО “ Газпром Нефтехим Салават ” и в соответствии с Законом РБ “О порядке применения на территории Республики Башкортостан Закона РСФСР” “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” от 29.10.1991 г.
Учредителем общества является Государственный комитет по управлению собственностью Республики Башкортостан, которому принадлежит 53,92% обыкновенных голосующих акций Общества, переданных согласно договору от 16.06.1998 года в доверительное управление ОАО “Газпром”.
Структура ОАО “ Газпром Нефтехим Салават ” включает в себя деятельность крупных заводов нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов, вспомогательных предприятий и хозяйств.
Основные виды деятельности предприятия представлены на рисунке 1.1.
Высшим
органом управления Общества является
общее собрание акционеров. Собранием
акционеров избран Совет директоров
в количестве 13 человек. Оперативное
руководство деятельностью
Рисунок
1.1 − Основные виды деятельности ОАО «Газпром
Нефтехим Салават»
В состав ОАО " Газпром Нефтехим Салават " входит 5 заводов: нефтеперерабатывающий, газохимический, химический, ремонтно-механический, "Мономер" и 20 вспомогательных подразделений, включая производство катализаторов и цеолитов, цех, производящий товары народного потребления.
Численность работающих на ОАО «Газпром Нефтехим Салават» составляет около 15 тыс. чел., перечень выпускаемой продукции включает в себя свыше 140 наименований (в том числе 76 наименований основной продукции). География экспорта продукции охватывает более 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Финляндия, Китай, США, Великобритания, страны Западной Европы и Балтии и др. Принципиальными направлениями развития предприятия являются внедрение экологически чистых технологий, освоение производства новых видов продукции, защита окружающей среды через совершенствование существующих технологий и разработку новых методов очистки выбросов и стоков, а также формирование системы управления, адекватной условиям рыночной экономики.
Основные
технико-экономические
Таблица 1.1 – Технико-экономические показатели деятельности ОАО «СНОС» за 2007 – 2009 гг.
Наименование показателя | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Изменение
2009 г. к 2008 г. |
Изменение
2010 г. к 2009 г. | ||
Абс.
(+, -) |
Отн. ,% | Абс. (+, -) | Отн., % | ||||
1. Объем реализованной продукции, млн. руб. | 96966,85 | 104893,8 | 67755,89 | 7926,95 | 8,17 | -37137,9 | -35,41 |
2.Среднесписочная численность работающих, чел. | 13204,00 | 12808,00 | 12808,00 | -396,00 | -3,00 | 0,00 | 0,00 |
3. Среднегодовая
выработка на одного |
7343,75 | 8189,71 | 5290,12 | 845,96 | 11,52 | -2899,59 | -35,41 |
4. Стоимость основных фондов, млн. руб. | 16360,89 | 17341,36 | 20118,50 | 980,47 | 5,99 | 2777,14 | 16,01 |
5. Фондоотдача основных фондов, руб. | 5926,75 | 6048,76 | 3367,84 | 122,02 | 2,06 | -2680,92 | -44,32 |
6. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 71562,44 | 68758,00 | 53368,56 | -2804,44 | -3,92 | -15389,4 | -22,38 |
7. Валовая прибыль, млн. руб. | 25404,41 | 36135,80 | 14387,33 | 10731,39 | 42,24 | -21748,5 | -60,19 |
8. Чистая прибыль, млн.. руб. | 3955,75 | 5711,69 | -3241,44 | 1755,94 | 44,39 | -8953,13 | -156,7 |
9. Рентабельность продаж, % | 26,20 | 34,45 | 21,23 | 8,25 | 31,49 | -13,22 | -38,36 |
10. Рентабельность продукции, % | 35,50 | 52,56 | 26,96 | 17,06 | 48,04 | -25,60 | -48,70 |
Данные таблицы 1.1 свидетельствуют, что деятельность предприятия изменяется скачкообразно. Наблюдается рост выручки в 2009 г. на 7926,95 млн. руб. (или на 8,17%), в 2010 г. выручка снижается на 37137,9 млн. руб. (или на 35,41%). Среднесписочная численность имела тенденцию к снижению, поэтому среднегодовая выработка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросла на 11,52%. Из-за резкого снижения выручки в 2010 г. среднегодовая выработка снизилась на 2899,59 млн. руб. (или на 35,41%). Важнейшей частью предприятия являются активы, характеризующие его производственные мощности. К ним относятся основные средства. В 2009 г. среднегодовая стоимость основных средств увеличилась по сравнению с 2008 г. на 980,47 млн. руб. (или на 5,99%). В 2010 г. увеличение основных фондов составило 2777,14 млн. руб. (или 16,01%) по сравнению с 2009 г. Это характеризует положительное изменение инвестиционной политики в отношении обновления основных фондов. Данный факт положительно характеризует стратегию предприятия, направленную на улучшение и расширение материально-технической базы. Так как темпы роста выручки выше темпов роста стоимости основных фондов в 2009 г. по сравнению с 2009 г., то фондоотдача увеличилась на 2,06%. Отрицательное значение на фондоотдачу оказало снижение выручки, поэтому в 2010 г. по сравнению с 2009 г. фондоотдача снизилась на 44,32%. Следовательно, введенные в 2009 г. основные средства использовались эффективнее.
Наблюдается снижение затрат на производство продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 2804,44 млн. руб. (или на 3,92%), а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. - на 15389,4 млн. руб. (или на 22,38%).
Результаты
основной деятельности положительны и
имеют тенденцию к
Таким
образом, финансовое положение предприятия
определяет его возможную инвестиционную
политику. При планировании любого
инвестиционного проекта
Информация о работе SWOT-анализ организации. На примере ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»