SWOT-анализ организации. На примере ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях, когда конкурентная борьба в отдельных областях и отраслях экономики обостряется в результате сокращения спроса и снижения производства, на первый план выходит необходимость составления менеджментом предприятия чёткого плана действий, который позволит адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся - в условиях посткризисной экономики - возможности деятельности предприятия. В то же время, следует учитывать и такие «угрозы», как деятельность конкурентов, как существующих, так и возможных новых. Подобное рациональное планирование позволит значительно снизить риск негативных последствий при принятии тех или иных управленческих решений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3
1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………………………………………….5
2. МЕТОДИКА SWOT-АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………...10
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ SWOT-АНАЛИЗА…………19
2.1.1 ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ………………………………………………………………………19
2.1.2 ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ…………………………………………………………………………20
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ SWOT-АНАЛИЗА И ИХ АНАЛИЗ…………………………………………………………………………21
3. SWOT-АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………………………………………...33
3.1 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН………………………33
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ SWOT-АНАЛИЗА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 92.65 Кб (Скачать файл)

3. SWOT-АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»

     3.1 АНАЛИЗА СИЛЬНЫХ  И СЛАБЫХ СТОРОН  ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ» 

Таблица 3.1.1.Оценка сильных, слабых и нейтральных сторон фирмы

Группы  показателей Оценка  позиции
  1 2 3 4 5
1. Финансы          
1. Структура  активов   *      
2. Потребительский кредит   *      
3. Инвестиционные ресурсы       *  
4. Движение  денежной массы   *      
5. Положение по безубыточному ведению  дел     *    
6. Отношение  объема продаж к стоимости  активов       *  
7. Отношение  основного и оборотного капитала       *  
8. Эффективности  выполнения бюджета предприятия       *  
9. Новые инвестиции       *  
2. Организация и  управление          
1. Отношение численности АУП к  численности рабочих       *  
2. Система коммуникаций   *      
3. Четкость разделение полномочий  и функций в аппарате управления   *      
4. Текучесть управленческих кадров       *  
5. Качество используемой в управлении  информации       *  
6. Скорость реагирования управления  на происходящие изменения     *    
7. Число уровней управления     *    
3. Маркетинг          
1. Доля рынка сбыта, контролируемая  фирмой       *  
2. Репутация товаров на рынке     *    
3. Расходы по сбыту товаров    *      
4. Уровень  обслуживания потребителей     *    
5. Организационные и технические  средства для сбыта продукции       *  
6. Торговый аппарат фирмы     *    
7. Цены на товары и услуги       *  
8. Число  потребителей товаров и услуг       *  
9. Качество поступающей о рынке  информации       *  
4. Рабочая сила          
1.Общее  число работников фирмы   *      
2. Торговый  и сбытовой персонал   *      
3. Менеджеры  среднего звена   *      
4. Менеджеры высшего звена   *      
5. Расходы  на обучение и подготовку кадров       *  
6. Текучесть кадров   *      

 

         (1,2 – слабые стороны, 3 – нейтральные  стороны, 4,5 – сильные стороны)

     Оценивая  сильные, слабые и нейтральные стороны  завода можно сделать вывод, что  позиция предприятия на рынке  в целом устойчива. Предприятие  обеспечено собственными средствами, однако проявляет инвестиционную активность, имеет неэффективное управление финансами. Ведется отлаженная сбытовая и рекламная политика. К сильной  стороне в конкурентной борьбе можно  отнести четкость разделения полномочий и функций в аппарате управления, квалифицированный персонал.

     Маркетинг

     Межотраслевая диверсификация бизнеса и органичное технологическое единство нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства позволяет  предприятию:

     -оптимизировать  структуру производственной программы  в рамках имеющихся возможностей  диверсификации с целью максимизации  доходов предприятия;

     -снизить  конъюнктурные риски, адаптируя  маркетинговую политику с учетом  различной рентабельности сегментов  нефтепереработки и нефтехимии.

     В целом, ОАО «Газпром нефтехим Салават» обладает достаточно сильной конкурентной позицией на отечественном рынке. Ключевыми факторами успеха Общества являются отличная репутация перед потребителями, гибкость производства, высокая квалификация персонала, способность оперативного реагирования на динамику рыночных условий, а так же широкий ассортимент предлагаемой продукции (от нефтепродуктов до нефтехимических продуктов).

     Производство

     «Газпром  нефтехим Салават» имеет интегрированный цикл глубокой переработки сырья – от покупки нефти до продажи продуктов переработки конечным потребителям. По глубине переработки нефти ОАО «Газпром нефтехим Салават» занимает ведущие позиции в отрасли. В 2007г. этот показатель составил 78,1%, что выше среднеотраслевого значения 72%. Продукция глубокого передела обладает более высокой добавленной стоимостью. Кроме того, цены на нефтехимическую продукцию более устойчивы по сравнению с ценами на сырую нефть или природный газ.

     Объединение всех технологических процессов  на одной промышленной территории позволяет  гибко подходить к вопросам управления сырьевыми потоками внутри компании, обеспечивать оптимальную загрузку мощностей, эффективно управлять затратами.

     Предприятие имеет резерв (~ 30%) незагруженных  производственных мощностей, что позволяет  наращивать объёмы переработки и  выпуска продукции на действующем  оборудовании.

     В последние годы независимые НПЗ  России столкнулись с проблемой  обеспеченности углеводородным сырьём. Уникальность технологического цикла  ОАО «Газпром нефтехим Салават» позволяет загружать производственные мощности как нефтью, так и газовым конденсатом, что повышает устойчивость предприятия к колебаниям сырьевой конъюнктуры, а участие Газпрома в управлении Предприятием гарантирует бесперебойность поставок исходного сырья. Предприятие реализует долгосрочную программу масштабной модернизации производственных мощностей, направленную на снижение издержек и расширение выпуска качественной и рентабельной продукции глубоких переделов в соответствии с потребностями рынка. Суммарный объем капитальных вложений в модернизацию за период 2000-2006 гг. превысил $800 млн.ОАО «Газпром нефтехим Салават» занимает ведущие отраслевые позиции по объемам производства широкой гаммы нефтехимической продукции и обладает наиболее диверсифицированным ассортиментом производимой продукции. Конкурентоспособная продукция предприятия пользуется устойчивым спросом у потребителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Высокая (75-80%) доля экспорта в структуре продаж даёт возможность компенсировать рост внутренних цен на углеводородное сырьё.

     Финансы

     Финансово-производственная деятельность предприятия за последние  годы отличается высокой результативностью. Среднегодовые темпы роста выручки  на протяжении 2002-2006 гг. составляют 54%, что обусловлено как увеличением  объёма перерабатываемой нефти, так  и ростом цен на нефть и нефтепродукты. Благодаря Газпрому, который обеспечил  надежную поставку исходного сырья, Предприятие существенно повысило загрузку своих производственных мощностей  до 66-69%. Среднегодовой индекс физического  объема за период 2002-2006 гг. составил 108%, В немалой степени этому способствовал  также отказ от работы на давальческом сырье. В отличие от других башкирских заводов, работающих на условиях процессинга, Предприятие работает на собственном сырье, доля которого выросла с 24,4% (2003 год) до 90%.

     Предприятие находится в доверительном управлении у Газпрома, что позволяет эффективно использовать управленческий, административный и финансовый ресурсы для решения  задач оперативного контроля и стратегического  развития. Продажа госпакета ОАО  «Газпром нефтехим Салават», запланированная на 2007 г., и возможное приобретение Газпромом контрольного пакета усиливает биржевой интерес к акциям ОАО «Газпром нефтехим Салават»

     Предприятие, являясь градообразующим, имеет  постоянную поддержку региональных и местных властей

     Финансовое  состояние организации во многом определяет, какую стратегию выберет  на будущее, какую учетную политику определит для себя фирма.

     Финансовая  деятельность отражается, прежде всего, в следующих документах: бухгалтерский  баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, отчете о финансовых результатах  фирмы.

     Реализуемая предприятием продукция характеризуется  сезонными колебаниями и независимо от этого компания имеет стабильный объем продаж. Предприятию необходимо увеличивать объем продаж за счет расширения рынков сбыта. При увеличении объемов продаж, снизятся запасы, что  высвободит дополнительные оборотные  средства необходимые предприятию.

     В течение последних трёх лет финансовое положение предприятия стабильно.

     Предприятие рентабельно. В перспективе в  целях улучшения финансового  состояния предприятия необходимо ввести управление затратами, вести  поиск резерва снижения затрат.

     Анализ  рынка показал, что у предприятия  есть реальная возможность увеличения объемов реализации. Снижение суммы  затрат, увеличение объемов реализации, в итоге даст предприятию дополнительные финансовые ресурсы, увеличит рентабельность и экономическую стоимость предприятия.

     Главной причиной колебания показателей  в сторону ухудшения – постоянный рост себестоимости железобетонных и бетонных изделий.

     У предприятия большая доля просроченной кредиторской задолженности. Предприятию  необходимо усилить работу по снижению накопленной задолженности. Также  у предприятия имеется большая  доля дебиторской задолженности. Данный факт отражает неэффективную работу с дебиторами, тем самым лишая  предприятие в ликвидных активах. Предприятию необходимо более тщательно  работать со своими клиентами и вести четкий контроль за исполнением контрагентами своих денежных обязательств перед предприятием за отгруженную продукцию.

     Организационная структура

     Решение многих проблем современной организации  зависит от обеспечения нормальной работы предприятия, так и кадрового  состава предприятия. При анализе  человеческих ресурсов следует отметить хорошую квалификацию персонала  компании, которая основывается, прежде всего, на значительном опыте работы на данном предприятии.

     На  предприятии предусмотрена система  повышения квалификации, приветствуется повышение образования сотрудников.

     Руководители  предприятия имею высшее техническое  и экономическое образование.

     При формировании структуры управления решающая роль отведена человеческому  фактору на всех стадиях деятельности. Вовлечение ключевых работников и специалистов в творческий процесс формирования структуры управления служит залогом  эффективной работы коллектива.

     Заключение  по анализу

     Предприятие платежеспособно и ведет сравнительно эффективную хозяйственную деятельность, которая зависит от уровня спроса и сезонности на продаваемую предприятием продукцию.

     На  предприятии имеется большой  объем дебиторской задолженности.

     Возникновение дебиторской задолженности на предприятии  связано с установленной политикой  продаж: реализация продукции не только по предоплате, но и на реализацию, т.е. с рассрочкой платежа. Высокий уровень  конкуренции приводит к большому объему дебиторской задолженности.

     Данный  факт отражает неэффективную работу с дебиторами, тем самым лишая  предприятие в ликвидных активах. Поэтому предприятию необходимо более жестко работать со своими клиентами  и партнерами и уменьшить время  возврата денежных средств после  отгрузки товара.

     На  предприятии стараются проводить  работы по оптимизации объемов запасов  и затрат, а в частности уменьшении готовой продукции на складе. Однако эта работа проводится не очень эффективно. Большой объем готовой продукции  связан с большим ассортиментом  продаваемой продукции. Основной причиной задержки реализации готовой продукции  являются сезонные колебания на продаваемые  изделия и неэффективная ассортиментная политика.

     Предприятие имеет стабильную выручку от реализации продукции, и все же у предприятия  имеется потенциал для увеличения объема продаж и соответственно выручки  от реализации продукции и роста  операционной прибыли. Следует проанализировать постоянные и переменные затраты, а  также произвести анализ отдельных  групп товаров. В связи с этим, больше внимания необходимо уделить  финансовому менеджменту предприятия, ценовой политике предприятия.

     Кредиторская  задолженность довольно высока. Общий  объем обязательств ниже суммы текущих  активов, что говорит о положительном  состоянии финансово-хозяйственной  деятельности. Но все же предприятию  необходимо обратить особое внимание на свою кредиторскую задолженность. У  предприятия нет финансовой независимости, так как высока доля заемных средств. Доля просроченной кредиторской задолженности  постоянно понижается, что связанно с постоянным контролем и корректировкой действий со стороны руководства  как в целом по предприятию, так  и отдельных подразделений.

Информация о работе SWOT-анализ организации. На примере ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»