Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения
государственной культурной политики
1.1. Теория и понятие культурной политики стр. 5
1.2. Нормативно-правовые основы реализации
государственной культурной политики стр. 13
Глава 2: Культурная деятельность на уровне государства и
субъекта РФ
2.1. Культурная деятельность на уровне Российской Федерации стр. 18
2.2. Характерные особенности разработки региональной
политики в области культуры стр. 21
2.3. Особенности функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области стр. 23
Глава 3: Основные пути оптимизации работы органов
государственной власти в отрасти культуры
3.1. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
в отрасли культуры стр. 30
3.2. Концепция развития культуры на период до 2020 года
в отдельных субъектах РФ стр. 39
2.3. Проблемы функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области
и пути их решениястр. 41
Заключение стр. 54
Список литературы стр. 56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовка по ГМУ.docx

— 123.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный университет»

Институт экономики и бизнеса

Кафедра экономического анализа и государственного управления

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основы государственного и муниципального управления

на тему: «Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации»

 

 

 

 

                                                       Студентки 2 курса

                                                       Заочного отделения

                                                       Направления 081100

                                                       «Государственное и муниципальное управление»

                                                       Группы ГМУ-ЗУ-12/1

                                                       Шамсутдиновой Алсу Рафиковны

 

                                                                                       __________________________

                                                                                                                                                                                                                              роспись

                                                              «____» ___________  201__г.

 

 

Научный руководитель: доцент кафедры

Слепова Владислава Викторовна

 

__________________________   В. В. Слепова

 

«_____»________________________   201__г.

 

 

 

 

                                          г. Ульяновск

                                                  2014г.

Содержание

 

Введение                                                                                                          стр. 3

 

Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения

государственной культурной политики

    1. Теория и понятие культурной политики                                           стр. 5
    2. Нормативно-правовые основы реализации

государственной культурной политики                                                       стр. 13

 

Глава 2: Культурная деятельность на уровне государства и

субъекта РФ

2.1. Культурная деятельность на уровне Российской Федерации        стр. 18

2.2. Характерные особенности разработки региональной

политики в области культуры                                                                       стр. 21

2.3. Особенности функционирования органов государственной

власти в отрасли культуры в Ульяновской области                                   стр. 23

 

Глава 3: Основные пути оптимизации работы органов

государственной власти в отрасти культуры

3.1. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

в отрасли культуры                                                                                      стр. 30

3.2. Концепция развития культуры на период до 2020 года

 в отдельных субъектах  РФ                                                                          стр. 39

2.3. Проблемы функционирования органов государственной

власти в отрасли культуры в Ульяновской области

и пути их решения                                                                                         стр. 41

 

Заключение                                                                                                   стр. 54

Список литературы                                                                                      стр. 56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антипода понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.

Сфера культуры и досуга — это лицо как государства в целом, так и отдельного региона, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния граждан.

Поэтому управление сферой культуры является важным явлением в социальной политике, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.

Объектом исследования является культурная политика современной России.

Цель – анализ реализации культурной политики региона, выявление путей оптимизации деятельности органов государственной власти в сфере культуры на региональном уровне

Задачи курсовой работы является:

1. дать понятие управления сферой культуры и рассмотреть ее структуру;

2. изучить характерные особенности разработки региональной политики в области культуры;

3. рассмотреть особенности политики Ульяновской области в области культуры;

4. определить проблемы в сфере культуры и пути их решения

Источниковой базой исследования явились положения и выводы, содержащиеся в учебниках, учебных пособиях, монографиях, публикациях в периодических изданиях по проблеме исследования, следующих авторов: Балакшин А.С., Востряков Л.Е., Мухаев Р.Т., Астафьева О.Н., Малик Е.Н., Галуцкий, Г.М., Жидков В.С.

Проблемы реализации культурной политики были широко освещены в трудах: Балакшина А.С. «Культурная политика: теория и методология исследования», Вострякова Л.Е. «Государственная культурная политика: понятие и модели», Астафьевой О. «Культурная политика современной России: процесс поиска», Жидков В.С., Соколов К.Б. «Культурная политика России: теория и история», Дымникова А.И. «Проблемы финансирования культуры».

Но многие вопросы реализации культурной политики остаются явно недостаточно разработанными, как в нормативных актах, так и в теоретической литературе.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», региональное законодательство

Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные методы познания объекта исследования, такие как: метод анализа и синтеза, метод классификации, исторический, логический, сравнительный, правовой и иные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики

 

    1. Теория и понятие культурной политики

 

Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Культурное наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.

Культурные блага – услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Право человека и гражданина на пользование достижениями культуры, провозглашенное в ст. 27 «Всеобщей декларации прав человека» закреплено в Конституциях многих стран.

Способность удовлетворять социально-значимые потребности тесно связана не только с уровнем спроса на тот или иной продукт культурной деятельности, но и с ресурсными возможностями (материальными, трудовыми, финансовыми) организаций культуры и искусства.

Политические и социально – экономические перемены, происшедшие в России в последнее десятилетие, выдвигают экономический аспект деятельности организаций культуры на передний план. Важной особенностью современного этапа развития сферы культуры является ее

В настоящее время в сфере культуры функционируют организации, для которых экономический приоритет является естественным. При этом их деятельность также базируется на культурных потребностях населения, как правило, в области организации отдыха и развлечений. Социально – экономическая характеристика функциональной роли организаций культуры определяется, приоритетом экономического аспекта их деятельности. Только государство своей политикой способно регулировать этот процесс" активно поддерживая те организации, в которых приоритетом выступает «содержательная» сторона.

Канадские ученые Г, Шартран и К. Маккафи еще в 1985 году, анализируя опыт государственной культурной политики в разных странах, пришли к выводу о существовании как минимум четырех концептуальных установок государства по отношению к культуре: «архитектора», «вдохновителя», «инженера» и «патрона».

Государство в роли «архитектора» поддерживает и финансирует любые проявления культуры. Культурная политика при этом выступает частью всей социальной политики, а ее целью становится общее улучшение благосостояния народа.

Выступая в роли «вдохновителя» государство стимулирует частные или коллективные вложения в культуру, а его финансовая поддержка осуществляется в форме встречных субсидий.

Роль «инженера» становится возможной для государства лишь в том случае, если он является единственным собственником материальной базы культуры, в этом случае культурная политика связывается и направляется на цели воспитания и образования.

Роль «патрона» предполагает максимальную отстраненность государственных чиновников от вмешательства в творческие процессы, от распределения государственных субсидий некоммерческим организациям культуры.

На сегодняшний день в России наиболее ярко проявляется роль «инженера», в меньшей степени роли «вдохновителя». Роли «архитектора» и  «патрона» наименее ярко выражены в государственной политике.

Культурная политика государства – это выработка обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием отечественной культуры, а также разработка системы административно-правового и экономического регулирования, стимулирующей организации культуры в направлениях социально-культурной деятельности, наиболее значимых для духовного развития общества.

Информация о работе Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации