Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения
государственной культурной политики
1.1. Теория и понятие культурной политики стр. 5
1.2. Нормативно-правовые основы реализации
государственной культурной политики стр. 13
Глава 2: Культурная деятельность на уровне государства и
субъекта РФ
2.1. Культурная деятельность на уровне Российской Федерации стр. 18
2.2. Характерные особенности разработки региональной
политики в области культуры стр. 21
2.3. Особенности функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области стр. 23
Глава 3: Основные пути оптимизации работы органов
государственной власти в отрасти культуры
3.1. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
в отрасли культуры стр. 30
3.2. Концепция развития культуры на период до 2020 года
в отдельных субъектах РФ стр. 39
2.3. Проблемы функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области
и пути их решениястр. 41
Заключение стр. 54
Список литературы стр. 56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовка по ГМУ.docx

— 123.08 Кб (Скачать файл)

 7. ВЦП «Развитие системы художественного образования на территории Ульяновской области на 2013 – 2015 годы». Программа разработана с целью повышения качества мероприятий, направленных на развитие дополнительного и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства Ульяновской области: подготовки квалифицированных, востребованных специалистов в области культуры, повышении квалификации работников культуры Ульяновской области.

Общий объём финансирования ВЦП «Развитие системы художественного образования на территории Ульяновской области на 2013 – 2015 годы»  в 2013 году составил 77536,4 тыс.рублей, освоение проведено на 99,9 % (77462,3 тыс.рублей). Объём средств по сравнению с 2012 годом увеличился на 6,7 % (объём финансирования 2012 года – 72579,9 тыс.рублей).

По итогам реализации программы в 2013 году достигнуты следующие показатели:

- среднегодовое количество студентов  образовательных учреждений среднего  профессионального образования в сфере культуры – 381 человек;

- процент выпускников образовательного  учреждения в сфере культуры, продолживших обучение и/или трудоустроившихся  по полученной специальности - 80 %, перевыполнение плана составило 3,8 %;

- контингент учащихся учреждений  дополнительного образования – 613 человек (100% выполнение плана);

- количество выездов в муниципальные  образования Ульяновской области  для проведения мероприятий – 42 ед. В 2013 году увеличилось число  выездов в муниципальные образования  области, перевыполнение плана составило 162,5 %.

- в 2013 году 137 педагогических работников, работников культуры Ульяновской  области прошли курсы повышения  квалификации в ОГОБУ СПО «Ульяновской  училище культуры (техникум)», перевыполнение  от плана составило 90 %;

- количество подготовленных методических  материалов, разработок, авторских  и предпрофессиональных программ  с целью повышения образовательного  уровня и введения инноваций  – 213 единиц, что на 38 % больше от  плана;

- областными образовательными учреждениями  среднего профессионального и  дополнительного образования детей  в сфере культуры организовано и проведено 21 конкурсов профессионального мастерства учащихся.

8. ВЦП «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области в 2013-2015 годах» разработана с целью организации качественного библиотечного обслуживания населения государственными библиотеками Ульяновской области. Общий объём финансирования ВЦП «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области в 2013-2015 годах» в 2013 году составил 61237,4 тыс. руб., средства по итогам года освоены в полном объёме, рост бюджета по сравнению с 2012 года составил 13,6 %.

Важнейшими показателями реализации программы стали посещаемость государственных библиотек Ульяновской области, которая составила 365242 человек, что на 22,8 % больше от плана. Количество новых поступлений документов в фонды государственных библиотек Ульяновской области по итогам 2013 года составило 17356 экз., перевыполнение плана составило 27,4 % больше от плана.

9. ВЦП «Пожарная безопасность подведомственных учреждений Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области на 2012 – 2014 годы» разработана с целью обеспечения пожарной безопасности и противопожарной защиты в государственных учреждения культуры Ульяновской области.

Общий объём финансирования программы в 2013 году составило 14799,1 тыс. руб., освоено в полном объёме. Объём средств по сравнению с 2012 годом увеличился на 71,7 % (объём финансирования  2012 года – 8616,7 тыс. руб.).

Основными показателями реализации программы стали:

– доля подведомственных учреждений соответствующих нормам и правилам пожарной безопасности от общего числа подведомственных учреждений;

- доля подведомственных учреждений  оснащенных первичными средствами  пожаротушения, от общего числа  подведомственных учреждений – 100 %.

- доля подведомственных  учреждений оснащенных АПС, от  общего числа подведомственных  учреждений – 100 %.

  1. Сохранение культурного наследия региона.

Комитет Ульяновской области по культурному наследию (далее – Комитет) на постоянной основе осуществляет работу по определению историко-культурной ценности выявленных объектов культурного наследия. Комитетом организовано проведение государственных историко-культурных экспертиз в отношении 260 выявленных объектов культурного наследия. Данная работа показала, что часть решений о постановке выявленных объектов культурного наследия на государственную охрану необоснованна, что создавало наложение необоснованных ограничений (обременений) прав на собственников и пользователей таких объектов, в особенной степени собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. По итогам проведенной работы Правительством Ульяновской области приняты решения о включении 12 объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и об отказе во включении в реестр 25 объектов. Наиболее массовая работа по изданию распорядительных актов относительно статуса выявленных объектов культурного наследия ожидается в течение 2014 года.

В 2013 году Комитетом продолжена работа по регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Так, в 2013 году зарегистрированы в реестре 2 объекта культурного наследия федерального значения. В рамках данной работы Министерством культуры Российской Федерации утверждены предложенные Комитетом предметы охраны объектов культурного наследия и согласованы их границы территорий.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации в течение 2013 года осуществлялась работа по регистрации ограничений (обременений) прав собственников и пользователей объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области. В 2013 году в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированы ограничения (обременения) прав всех собственников и пользователей объектов культурного наследия федерального значения, 87 ограничений прав собственников и пользователей объектов культурного наследия регионального и 17 местного (муниципального) значения.

В отношении бесхозяйных объектов культурного наследия проводилась существенная работа по определению собственников объектов культурного наследия. Комитетом неоднократно направлялись обращения о регистрации прав собственности Российской Федерации, Ульяновской области и муниципальных образований на бесхозяйные объекты культурного наследия. Проведен ряд рабочих совещаний, по итогам которых проведена сверка объектов культурного наследия, на которые должны быть зарегистрированы права публично-правовых образований, данная работа продолжится и в 2013 году.

В 2013 году Комитетом разработаны границы территорий 46 объектов культурного наследия регионального значения и 8 объектов культурного наследия федерального значения.

В рамках сохранения объектов культурного наследия Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 г. № 37/422-П утверждена государственная программа Ульяновской области «Сохранение и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Ульяновской области на 2014-2018 гг.»

Финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Ульяновской области, осуществляется путем выделения средств областным учреждениям культуры, являющимися основными пользователями объектов культурного наследия.

В 2013 году Правительство Ульяновской области приняло участие в финансировании ремонтно-реставрационных работ на таких значимых для Ульяновской области объектах культурного наследия, как «Здание Дворянского собрания, где в левом крыле находилась Карамзинская библиотека, членом совета которой был Ульянов Илья Николаевич, а Ленин Владимир Ильич и члены семьи Ульяновых - активными читателями», «Дом И.А.Гончарова» и т.д.

3. Укрепление материально-технической базы

В  2013 году продолжилось  укрепление материально-технической базы как одного из приоритетных направлений. Общий объём средства, направленных на модернизацию и укрепление материальной базы составил 129,1 млн. рублей,  уменьшение  по сравнению с 2012 годом составило -  71, 8 млн. рублей, по сравнению с 2011 - на 60,8  млн. рублей. Средства освоены на проведение ремонтно-реставрационных работ и на противопожарные мероприятия. Всего отремонтировано порядка 80 зданий учреждений культуры. В целях эффективного решения проблемных вопросов отрасли в 2013 году принята государственная программа «Культура в Ульяновской области» на 2014 – 2018 годы. Специальным разделом данной программы стал раздел «Модернизация культуры муниципальных образований Ульяновской области как ресурс развития территорий», направленный на преодоление тотального отставания отрасли культуры и разрушения культурной среды на селе. Профинансировано в 2013 году из областных средств проведение капитального ремонта домов культуры на сумму 5,54 млн. рублей.

          72 объекта учреждений культуры  отремонтированы за счет муниципальных  средств (сумма 68,9 млн.руб.)

Однако в числе самых острых проблемных вопросов сферы культуры остаётся модернизация культуры  на селе:  из 552 зданий сельских домов культуры 242 требуют капитального ремонта, 46 являются аварийными. По итогам 2013 года капитальный ремонт требуется в 26 библиотеках.

В 2013 году в 3 этапа  проведены ремонтные работы   МБУК «Димитровградский драматический театр им .А.Н.Островского» на общую сумму 11 613 657,64 руб.

В 2013 году отремонтированы  государственные учреждения культуры всего на сумму 37,7 млн.рублей – 6,1 млн.рублей (федеральный бюджет), 15,1 млн.рублей (областной бюджет), – 16,5 млн.рублей (собственные средства).

На 2014 планируется произвести ремонтно-реставрационные работы:

ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области»

  1. Реконструкция здания по ул.Пушкинская, 7А – 77,6 млн.рублей.
  2. Приобретение оборудования и внедрение новых информационных технологий – 5,3 млн.рублей.

ОГБУК «Ульяновский областной художественный музей» филиал музей современного изобразительного искусства им. А.А.Пластова

  1. Ремонтно-реставрационные работы – 31,7 млн.рублей (областной бюджет).

Всего на сумму 114,6 млн.рублей

Также запланировано проведение ремонтных работ в муниципальных образованиях всего на сумму 9,3 млн. рублей.

3. Недостаток квалифицированных кадров.

Существующая ежегодная потребность отрасли в молодых специалистах в последние годы решалась в следующих пропорциях:

В 2010 - 42 специалистов, в 2011 – 52 специалиста, в 2012 – 54, в 2013 – 73 специалиста.

Основными источниками пополнения кадров отрасли являются: Ульяновское училище культуры, Димитровградское музыкальное училище, Ульяновское музыкальное училище. Важным и необходимым источником подготовки специалистов с высшим образованием является факультет культуры и искусств УлГУ. Таким образом, в Ульяновской области теоретически сложилась система непрерывного художественно-эстетического воспитания и образования от детской школы искусств до ВУЗа. Всего в высших и средних учебных заведениях области на сегодняшний день обучается более полутора тысяч студентов, способных обновить и пополнить ряды работников отрасли.

В соответствии с законом Ульяновской области от 02.05.2012 № 49-ЗО «О мерах поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области» в 2013 году выплаты получили 43 молодых специалиста отрасли культура, проживающих в муниципальных образованиях Ульяновской области и 30 молодых специалистов областных учреждений культуры.

В 2013 году прошли курсы повышения квалификации по направлению деятельности более 300 специалистов областных учреждений культуры и 63 специалиста областных учреждений культуры.

При изучении потребности специалистов до 2016 г. можно сказать, что в областных учреждениях культуры существует потребность преподавателях (вокал, народные инструменты, хоровые дисциплины, фортепиано, баян, ударные, духовые инструменты и др.), музыканты (скрипач, альтист, контрабас, валторна, виолончель, фагот, саксофон, тромбон, ударные инструменты, балалайка, домра, баян бас  и др.) – более 40% от всей потребности работников культуры, так же существенную долю составляют библиотекари, артисты и художественные руководители,  в муниципальных образованиях существует потребность в – хореографах, библиотекарях, культорганизаторах, а так же хореографах, концертмейстерах.

4. Низкий уровень заработной платы работников в сфере культуры

Для реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области создана рабочая группа по реализации плана мероприятий «дорожной карты», утвержденная распоряжением Министра от 20.02.2013г. № 34.

Кроме того, Министерством разработано ряд нормативно-правовых актов по принятию и реализации мер по повышению уровня заработной платы работников отрасли.

Так на начало реализации Указа Президента № 597 средняя заработная плата р работников культуры Ульяновской области за 2012 год составила 8 463,6 рублей и или 49,3 % от средней заработной платы по экономике за 2012 год

(17 183 рублей), в том числе:

по областным учреждениям – 11 767,6 рублей

по муниципальным учреждениям - 6 899,8 рублей.

- библиотеки – 7 506,4 рублей

- клубы – 7 307,9 рублей

- музеи – 8 392,8 рублей

- театры, концертная организация  – 14 349,5 рублей

- архивы – 11 942,6 рублей

- учреждения кинематографии  – 10 076,4 рублей

В целях реализации «дорожной карты» предусмотрено доведение заработной платы в 2013 году работников культуры Ульяновской области до 56,1% от средней по региону, или повысить на 28,2 % по сравнению со средней заработной платой в отрасли в 2012 году с учётом муниципальных образований.

По данным статистической отчётности средняя заработная плата работников учреждений культуры в целом по Ульяновской области, с учетом федеральных учреждений культуры, за 2013 год составила 11 511,0 рублей или 59,9% от средней заработной платы по региону – 19 218 рублей.

Информация о работе Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации