Муниципальный заказ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать особенности правового регулирования отношений в сфере размещения муниципального заказа.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены и решались следующие задачи:
анализ содержательной стороны понятия «муниципальный заказ»;
выявление особенностей правовой природы муниципального заказа;
выявление и исследование составляющих системы муниципального заказа, принципов и способов его размещения;

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальный заказ (диплом).doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

При этом заказчик в лице структурных подразделений исполнительных органов власти муниципального образования, а также муниципальные предприятия и учреждения организуют текущий контроль над исполнением условий контракта. Они определяют порядок взаимодействия между получателем и исполнителем муниципального заказа, обеспечивают соблюдение правил приемки-сдачи продукции (работ, услуг) и правила оформления отчетных документов в соответствии с действующим законом, правилами, инструкциями и условиями контракта. Помимо этого в их обязанности входит систематическое осуществление контроля над работой лиц, ответственных за приемку продукции (работ, услуг) по количеству и качеству, а также своевременное составление и оформление расчетных и иных документов (актов сверки, приемки, исполнения и т.д.).

Муниципальные заказчики при выполнение функций контроля над исполнением муниципального контракта должны вплотную взаимодействовать с органом контроля. Заказчик обеспечивает своевременное поступление органу контроля, необходимых документов по исполнению обязательств по контракту, а также оперативное доведение до него объективной информации о ходе выполнения муниципального заказа всеми участвующими в нем сторонами.

Орган контроля должен, как правило, осуществлять общее методическое руководство по организации текущего контроля исполнения контракта, при этом он разрабатывает проекты нормативных документов и методических материалов, определяющих порядок взаимодействия заинтересованных сторон и обеспечения обмена оперативной информацией об исполнении муниципальных контрактов.

Представительные органы местного самоуправления должны, как правило, осуществлять контроль над использованием бюджетных средств, предназначенных для выполнения муниципального заказа на основании предоставляемых ежеквартально и ежегодно органом контроля и финансовыми органами местного самоуправления сведений о выполненных муниципальных заказов, финансирование которых проводилось в рамках заключенных контрактов.

Помимо этого, в порядке надзора за целевым расходованием бюджетных средств, контроль может осуществляться финансовыми и казначейскими органами местного самоуправления.

Механизм взаимодействия участников системы муниципального заказа при реализации контроля над исполнением муниципального заказа строится следующим образом. После подписания контракт на поставку продукции (товары, работы, услуги) с исполнителем подлежит регистрации в исполнительном органе местного самоуправления. Как правило, данную функцию осуществляет муниципальный заказчик, который затем представляет копию контракта органу контроля и финансовым органам местного самоуправления.

После заключения контракта на поставку товаров, работ или услуг для муниципальных нужд, каждая из сторон приступает к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. Исполнитель муниципального заказа осуществляет поставку продукции в соответствии с условиями контракта (графиком поставки, спецификацией, перечнем работ и т.д.), при этом текущий учет и контроль качества и объемов поставленной продукции в соответствии с действующими инструкциями и действующим контрактом ведет муниципальный заказчик. После выполнения поставки продукции (работ, услуг) муниципальный заказчик осуществляет приемку, проведение сверки и т.д. с оформлением соответствующих документов. При наличии обстоятельств, указывающих на неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, заказчик направляет претензии в адрес исполнителя муниципального заказа. При отсутствии данных обстоятельств заказчик на основании акта исполнения условий контракта в трехдневный срок направляет в финансовый орган уведомление на финансирование поставки, который по результатам оплаты направляет в трехдневный срок подтверждение финансирования. В случае, если по каким-либо причинам своевременное финансирование невозможно, финансовый орган местного самоуправления направляет заказчику письмо с разъяснениями.

После выполнения контракта муниципальный заказчик оформляет с исполнителем двухсторонний акт и в трехдневный срок направляет по одному экземпляру в адрес органа контроля (для признания контракта исполненным) и финансового органа местного самоуправления (на оплату).

Контроль над исполнением муниципального заказа включает в себя проведение оценки количества и качества поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг), и их соответствия требованиям муниципального заказа, предусмотренным муниципальным контрактом, проверку своевременности поставки товара в соответствии с условиями заключенного контракта; проверку целевого расходования средств местного бюджета на выполнение муниципального заказа.

По истечении срока реализации муниципального заказа исполнитель должен представлять полный финансовый и программный отчет на утверждение заказчику, и только после этого исполнитель может получить право вновь участвовать в конкурсе на размещение муниципального заказа.

В контрактах на исполнение муниципального заказа заказчиком должны быть установлены обязательные требования к порядку контроля качеств поставок, осуществляемых исполнителями муниципального заказа. При этом типовые формы контрактов обязательно должны содержать порядок проведения сторонами контракта плановых и внеплановых проверок качества поставок, а также показатели качества, в соответствии с которыми должен определяться объем выполненных работ и условия применения к исполнителю поставки штрафных санкций за нарушение показателей качества. 

По завершении отчетного периода между заказчиком и исполнителем муниципального заказа должны составляться акты сверки расчетов и акты фактических поставок товаров, выполненных работ и оказанных услуг. При этом акты фактических поставок товаров, выполненных работ, оказанных услуг должны выступать обязательным основанием учета объемов поставленных товаров, работ, услуг для муниципального заказа и обязательным основанием для определения объемов перечисления бюджетных средств на оплату фактически поставленных исполнителями муниципального заказа товаров, работ, услуг для заказчика.

В соответствии с п.1 ст.132 Конституции РФ и п.2 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти и органы субъектов РФ не имеют права контроль над расходованием средств местных бюджетов, направляемых на исполнение муниципального заказа.

Государственные органы власти могут контролировать исполнение финансовых средств переданных органов местного самоуправления, при наделении их отдельными государственными полномочиями в соответствии с п.2. ст.132 Конституции РФ. Кроме того, государственные органы вправе осуществлять контроль над расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение целевых федеральных и региональных программ, а также в форме субвенций в соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 9 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Споры, возникающие между заказчиком и исполнителем при заключении, изменении, расторжении и исполнении контракта на выполнение муниципального заказа, рассматриваются в установленном законодательством Российской Федерации в порядке, что включает их урегулирование в досудебном и судебном порядке. При этом рассматриваются также вопросы о возмещении понесенных убытков. Практика показывает, что большинство споров рассматривается в досудебном порядке.

При этом необходимо иметь в виду, что предметом споров между заказчиком и исполнителем муниципального заказа не может быть выбор способа размещения муниципального заказа, также решение заказчика об отклонении всех заявок на участие в торгах (конкурсе).

Контроль над исполнением муниципального заказа включает в себя оценку надлежащего исполнения условий, предусмотренных муниципальным контрактом, как со стороны исполнителя муниципального заказа, так и заказчика. Повышение эффективности контроля над исполнением муниципального заказа возможно лишь при детальном закреплении в муниципальном контракте процедуры контроля, включающей в себя формы, периодичность, порядок проведения контроля, права и обязанности лиц, осуществляющих контроль, механизм их взаимодействия.

Часть 1 статьи 18 Федерального закона № 94-ФЗ определяет, что орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестров муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (далее - реестры контрактов), осуществляют ведение соответственно реестров муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования.

В реестрах контрактов указываются следующие сведения: наименование заказчика; источник финансирования; способ размещения заказа; дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта; дата заключения контракта; предмет, цена контракта и срок его исполнения; наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, индивидуальный налоговый номер (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения об исполнении контракта.

В течение трех дней со дня заключения муниципального контракта заказчики направляют указанные сведения в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган местного самоуправления. Уполномоченный на ведение реестров контрактов орган местного самоуправления осуществляет размещение на официальном сайте муниципального образования указанных данных сведений в течение трех дней со дня их получения. Этим реализуется принцип доступности информации о размещении заказов.

Целями и задачами правового регулирования отношений в сфере ведения реестров муниципальных контрактов являются: создание единых унифицированных правил ведения реестров муниципальных контрактов; совершенствование систем региональных муниципальных закупок; достижение максимальной эффективности планирования расходования бюджетных средств на закупки; обеспечение открытого доступа всех участников размещения заказов к информации, содержащейся в реестрах закупок, бюджетных заказов; обеспечение всестороннего контроля за распределением заказов и повышение качества бюджетного планирования.

Начало регулированию данных отношений положено в ст. 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает обязанность бюджетных учреждений, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных заказчиков вести реестры закупок. Эта статья разделяет реестры закупок на два вида. В соответствии с п. 2 ст. 73 БК РФ заказчики, осуществляющие закупки товаров (работ, услуг) на сумму не более 2000 МРОТ за один вид товара (работы, услуги), самостоятельно ведут реестры закупок, в которых отражают сведения о наименовании закупаемых товаров (работ, услуг), о наименовании и местонахождении поставщиков товаров (подрядчиков работ, исполнителей услуг), цену и дату закупки.

Статьей 19 Федерального закона №94-ФЗ регулируются отношения, связанные с ведением реестра недобросовестных поставщиков. Регулирование данных отношений направлено на устранение недобросовестной практики уклонения участников размещения заказа от заключения муниципального контракта, неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта. Кроме того, реестр недобросовестных поставщиков является эффективным инструментом повышения ответственности на рынке муниципального заказа.

Деятельность, связанную с ведением реестра недобросовестных поставщиков, осуществляет орган контроля. Возложение полномочий по ведению реестра на орган контроля продиктовано тем, что отношения, связанные с реестром недобросовестных поставщиков, ограничивают права и интересы участников размещения заказа, поэтому логично, что орган контроля будет выступать в этих отношениях как орган, надзирающий за соблюдением законодательства о размещении заказа и осуществляющий ведение такого реестра.

Понятие реестра недобросовестных поставщиков, определяя его как реестр, в который включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими муниципальных контрактов.

Федеральным законом №94-ФЗ определено 9 случаев, когда участник размещения заказа считается уклонившимся от заключения муниципального контракта:

1) при непредставлении заказчику участником, подавшим единственную заявку на конкурс в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанного контракта (ч. 12 ст. 25);

2) в ч. 5 ст. 27 установлено, что в случае, если конкурс  признан несостоявшимся и только один участник, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трех дней со дня подписания протокола, обязан передать такому участнику конкурса проект контракта. При непредставлении заказчику таким участником конкурса в срок подписанного контракта, а также обеспечения исполнения контракта участник конкурса признается уклонившимся от заключения контракта;

3) в ст. 29 указано, что в  случае, если победитель конкурса  в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в установленном порядке, а также обеспечение исполнения контракта, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения контракта. Кроме того, в данной статье установлено правило, что если заказчик решает заключить контракт с участником конкурса, занявшим второе место, то заключение контракта для такого участника конкурса является обязательным и для него действуют такие же условия для заключения контракта, как и для победителя конкурса;

Информация о работе Муниципальный заказ