Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат
Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.
Согласно Декларации 1970 г., основные положения этого принципа состоят в следующем.
Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН.
Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Если обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов ООН по ее Уставу, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.
Таким образом, речь идет об обязательствах государств по Уставу ООН, т.е. Прежде всего и главным образом об обязательствах, вытекающих из воплощенных в Уставе ООН основных принципов современного международного права, а также об обязательствах по общему международному праву и вытекающих из локальных (двусторонних и многосторонних) международных соглашений. Следовательно, вне указанных пределов находятся лишь такие источники международных обязательств, как решения международных судов и арбитражей, имеющие силу только применительно к данному делу, т.е. Источники индивидуальных правовых предписаний.
Естественно также, что применительно
к соглашениям (в отличие |от договоров)
речь идет об обязательствах,
вытекающих как из
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, в отличие от других принципов, заключает в себе источник юридической силы международного права. Содержание этого принципа в том, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров. При этом обязательства по Уставу ООН имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами.
Каждому из людей юридически свойственно принадлежать к определенному государству, которое он считает своей родиной, которому он верен (привержен от своего рода), с народом которого он чувствует свое духовное единение как полноправный член общества.
Каждый человек находится под властью государства, от которого или в единении с которым он приобретает права и обязанности, гражданское достоинство и воинскую честь. Международно-правовая фиксация этого состояния овеществляется в институте гражданства.
Гражданство (в монархиях – подданство) – это правовое состояние человека по отношению к своему государству, с которым человек имеет устойчивую политико-правовую связь в виде совокупности их взаимных прав и обязанностей. Кроме того, категория гражданства означает триединство таких элементов, как институт права, субъективное право и правоотношение. Государство покровительствует своим гражданам, обеспечивая им государственную защиту. В свою очередь граждане несут долг верности своей стране, высшим проявлением которого является воинский и служебный долг по защите Родины.
Вопросы гражданства, включая порядок его приобретения или утраты, относятся к внутренней компетенции государства. Каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. В России институт гражданства образуют принципы и нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации (ст. 6, 61–63, 71, 89), Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»;[132] Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации;[133] в других нормативных правовых актах.
Институт гражданства подробно изучается в курсах конституционного права России[134] и Конституционного права зарубежных стран,[135] это позволяет нам далее сосредоточиться только на международно-правовых аспектах гражданства.
Назначение международного права применительно к гражданству заключается в регулировании межгосударственных отношений, возникающих в процессе реализации института гражданства в интересах каждого из государств (в том числе регулирующих воинскую обязанность в случаях множественного гражданства).
Институт гражданства служит интересам не только личности, но общества и государства. Это единственный институт, являющийся универсальным по своему демократизму и всеобъемлющим по сфере интересов, а также охватывающий многие области человеческих отношений. Это делает его исключительно важным для выработки норм и воплощения демократических надежд народов разных стран. Институт гражданства призван обеспечить координацию поведения государств по отношению к свободе личности.
Источники международно-правовых норм о гражданстве включают универсальные акты, в том числе конвенции ООН о статусе апатридов (1954), о сокращении безгражданства (1961), Европейскую конвенцию о гражданстве (1997) и др. Сущность российского подхода к международной регламентации гражданства выражается в том, чтобы создать условия для предоставления гражданства каждой личности во всех случаях, когда юридически установлена ее связь с родиной. Это особенно важно в рамках СНГ, где заключены соглашения:
♦ об упрощенном порядке приобретения гражданства (российско-казахстанское соглашение от 20 января 1995 г., российско-кыргызстан-ское соглашение от 28 марта 1996 г., Конвенция СНГ от 19 января 1996 г. И четырехстороннее соглашение от 26 февраля 1999 г.);
♦ об урегулировании двойного гражданства (российско-казахстанский меморандум от 28 марта 1994 г., российско-таджикистанский договор от 7 сентября 1995 г. И др.).
Принципы гражданства состоят в том, что внутригосударственное законодательство одного государства признается другими государствами, если оно соответствует международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права в отношении гражданства. Правовые нормы каждого государства – участника соглашений, регулирующие гражданство, основываются на следующих четырех принципах:
♦ каждый человек имеет право на гражданство;
♦ следует избегать безгражданства;
♦ никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;
♦ ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.
Известны два способа приобретения гражданства: по рождению (филиация) и по укоренению (натурализация). При решении вопроса о приобретении гражданства по рождению применяются два принципа: национальный («права крови» – jus sanguinis) и территориальный («права почвы» – jus soli). Натурализация иностранца или лица без гражданства осуществляется по его просьбе (ходатайству). Условия натурализации определяются самим государством.
В основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа – «право крови» (jus sanguinis), т. Е. Рождение от родителя пли родителей – граждан конкретной страны, и «право почвы» (jus soli), т. Е. Рождение на территории определенной страны.
Предпочтение «праву крови» – общности в силу происхождения – отдают государства, стремящиеся сохранить этнокультурное единство народа, традиционно проживающего па определенной территории (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) полагают, что «право почвы» помогает сформировать новую культурно-государственную общность, т. Е. В данном случае гражданство рассматривается как своеобразное территориальное понятие.
В законодательстве большинства государств закрепляются смешанные подходы – сочетание в той или иной форме «права крови» и «права почвы».
Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе и в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.
Натурализация (укоренение) – предоставление гражданства лицу, не являющемуся гражданином страны по рождению, на основании решения компетентного органа. Можно выделить, по крайней мере, четыре вида процедур натурализации:
1) натурализация, осуществляемая высшими
органами государственной
2) натурализация, осуществляемая органами
государственного управления: правительством
либо (чаще всего) центральными отраслевыми
органами государственного
3) натурализация, осуществляемая местными
органами государственной
4) судебная натурализация (также встречается редко).
Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.
Оптация – выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.
Трансферт. При трансферте (переходе территории от одного государства к другому) мнение населения о том, хочет ли оно выбрать гражданство, не имеет значения. Население просто «передают» другому государству вместе с территорией.
Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Выход из гражданства может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных органов. В ряде случаев государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение.
Правопреемство государств и гражданство регулируются исходя из соблюдения принципов верховенства права и других норм, касающихся прав человека. При этом учитываются применительно к каждому человеку наличие подлинной и реальной его связи с государством, постоянное место жительства в момент пр
Авопреемства государств, воля (желание) человека и его место рождения (происхождения). В случаях правопреемства государства принимают меры для урегулирования вопросов гражданства путем заключения специальных соглашений.
Приобретение гражданства в исключительном порядке имеет место при территориальных изменениях. В этом случае различают: добровольный выбор гражданства (оптацию) и автоматическое предоставление гражданства (трансферт).
Определенная группа оснований для приобретения гражданства связана с территориальными изменениями или прекращением существования государств. К числу таких оснований можно отнести автоматическую перемену гражданства - трансферт. Примером может служить приобретение гражданами Российской Федерации нового статуса в результате распада СССР. Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации гражданами России были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве России (ч. 1 ст. 13). Трансферт (от лат. Transfero – переношу, перемещаю) – автоматическое изменение гражданства в результате территориальных изменений. Трансферт по времени может предшествовать оптации.
В тех случаях, когда определенная часть территории одного государства переходит под суверенитет другого, используется оптация - добровольный выбор государства гражданской принадлежности. Право выбора предоставляется населению, проживающему на территории, которая отходит к другому государству. При этом, как правило, предполагается, что лицо, сделавшее выбор, будет жить на территории государства гражданской принадлежности. В отличие от оптации, которая носит персональный характер, обмен населением является массовым двусторонним, происходит обычно по национальному признаку на основе принципа добровольности.
Оптация (от лат. Optatio – желаю) означает добровольный выбор гражданства в результате территориальных изменений. При этом каждое лицо может сохранить свое прежнее гражданство и переселиться на территорию другого государства или принять гражданство государства и остаться жить на прежнем месте. Так, 29 июня 1945 г. Был подписан протокол об оптации к Договору между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине, согласно которому лица, проживавшие в районах Словакии и на территории Закарпатской Украины, могли выбирать гражданство СССР или Чехословакии.
Недискриминация по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или этнического происхождения в вопросах гражданства является обязанностью каждого государства. Государство обязано предусмотреть в своем внутреннем законодательстве возможность приобретения его гражданства в силу закона (ехіеде) детьми, родившимися на его территории, один из родителей которых в момент рождения этих детей имеет гражданство данного государства, а также подкидышами, найденными на его территории, которые в противном случае были бы лицами без гражданства.
Каждое государство обязано предусмотреть возможность получения гражданства лицами, законно и постоянно проживающими на территории данного государства. При определении условий приема в гражданство государство не должно предусматривать срок проживания, превышающий 10 лет перед подачей лицом заявления о получении гражданства. Облегченный порядок приобретения гражданства предусматривается для:
Информация о работе Понятие современного МП и его особенности