Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат
Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.
Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.
Особого внимания заслуживают операции ООН по поддержанию мира. Их задача сводится к следующему: а) расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения; б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня; в) содействие поддержанию законности и правопорядка; г) предоставление гуманитарной помощи местному населению; д) наблюдение за ситуацией.
В зависимости от предстоящей задачи операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдений или ввода ограниченного контингента войск.
Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы: 1) принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;
2) добровольность предоставления
воинских контингентов
Требования к военным блокам: 1) мирный оборонительный характер; 2) региональный характер (обуславливает количество участников).
Региональные системы коллективной безопасности
Они представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, заставляет государства объединяться на различных уровнях. Это положение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации". Эффективные региональные системы коллективной безопасности требуют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безопасности, — поддержание международного мира и безопасности. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-первых, региональные организации не правомочны принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств соответствующей группы.
К компетенции региональных организаций относится прежде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организаций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения- местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою очередь должен поощрять такой метод разрешения споров.
Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприятий, осуществляемых группой государств для разрешения вопроса, подходящего для региональных действий. Такое положение дает основание говорить о сложившейся модели отношений между региональными организациями и ООН и о формальном "разделении труда" по поддержанию мира.
Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.
Юридическое содержание принципа заключается в обязанности государств сотрудничать в отражении агрессии, а с другой стороны — не помогать агрессору.
49. Принцип самоопределения народов
Данный принцип закреплен в ст. 55 Устава ООН:
С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:
А. Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
B. Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;
А также в ДЕКЛАРАЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОСТИ КОЛОНИАЛЬНЫМ СТРАНАМ И НАРОДАМ.
Основные положения:
Провозглашая право колониальных народов на вооруженное восстание, ООН подчеркивает, что должен быть орган, возглавляющий борьбу, признанный в качестве такового международным сообществом (Организация освобождения Палестины).
Формы самоопределения в международном праве: 1) политическая независимость (создание собственного государства), 2) автономия в рамках федеративного государства.
Требования для провозглашения самоопределения:
1. Мирный характер самоопределения.
2. Отделение с учетом
3. Обязательное проведение
4. Применяется с учетом
Разоружение– комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их сокращение, ограничение и конечном счете – ликвидацию. В этот комплекс средств входит и определенный перечень правовых норм и практических действий государств. С другой стороны, разоружение– основной принцип международного права.
Вопросами разоружения занимаются:
1) Генеральная Ассамблея ООН, которая рассматривает
общие принципы, определяющие основные
направления разоружения и регулирование
разоружения;
2) Совет Безопасности ООН. Орган, несущий
ответственность за формулирование планов
создания системы регулирования вооружений
и возможного разоружения и предоставление
этих планов членам ООН;
3) региональные организации коллективной
безопасности в рамках своих уставов;
4) Комиссия ООН по разоружению, которая
разрабатывает общие принципы ведения
переговоров по разоружению, а также меры
по укреплению доверия;
5) Конференция ООН по разоружению, занимающаяся
непосредственно разработкой международных
соглашений в области ограничения, сокращения
и запрещения оружия массового поражения;
6) специальный комитет ООН для Всемирной
конференции по разоружению;
7) другие организации и органы.
Действующее международное право содержит
в себе нормы, прямо предусматривающие
обязанность государств разоружаться.
Кроме того, существует свод норм, определяющих
частичные меры по разоружению. Их задача
– запрещение и ликвидация отдельных
видов оружия, запрещение их производства,
накопления и применения.
Особенно развит в этом отношении комплекс
мер, относящихся к оружию массового поражения.
Существующие нормы направлены на то,
чтобы не допустить распространения ядерного
оружия и не допустить его создания или
приобретения каким-либо государством,
кроме тех, которые общепризнанно обладают
им. В структуре этой проблемы находятся
также проблема регулирования стратегических
вооружений (баллистические ракеты, крылатые
ракеты, межконтинентальные ракеты, а
также средства противоракетной обороны).
Основными направлениями международного
сотрудничества в области разоружения
являются:
1) меры по нераспространению ядерного
оружия – Договор о нераспространении
1968 г.;
2) ограничение отдельных видов вооружения
– Договор о сокращении и ограничении
стратегических наступательных вооружений
1991 г.;
3) запрещение производства и ликвидация
отдельных видов вооружений – Конвенция
о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического
оружия и о его уничтожении 1993 г.;
4) ограничение территорий размещения отдельных
видов оружия – Договор о запрещении размещения
на дне морей и океанов и в ее недрах оружия
массового поражения 1971 г.;
5) ограничение и сокращение вооруженных
сил – Договор об обычных вооруженных
силах в Европе 1990 г.;
6) демилитаризация и нейтрализация отдельных
территорий – Договор 1959 г. О нейтрализации
Антарктики;
7) меры общего характера по обеспечению
безопасности – Конвенция о запрещении
военного или любого иного враждебного
использования средств воздействия на
природную среду 1977 г.
В соответствии с принципом сотрудничества государств государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.
С этой целью:
А) государства сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;
Б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;
В) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;
Г) государства — члены ООН обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и ин-дивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.
Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Они должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Таково основное содержание принципа сотрудничества государств. В соответствии с п. 4 ст. 1 Устава ООН Организация Объединенных Наций призвана быть центром для согласования действий наций (государств) в достижении провозглашенных в этой статье общих целей Организации. Центром сотрудничества государств в той или иной специальной сфере их взаимоотношений призваны быть универсальные международные организации — специализированные учреждения ООН и Международное агентство по атомной энергии, а также различные региональные и локальные международные организации.
Устав ООН явился первым в истории международных отношениях договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека. Никогда прежде в истории международных отношений не было международного договора, который бы фиксировал обязательства государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.
В качестве самостоятельного принципа международного права принцип уважения прав человека был сформулирован Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Наличие этого принципа - характерная черта современного международного права. Как известно, в прошлом для классического международного права единственной реальностью были государства. История поставила задачу повернуть мировой порядок и международное право лицом к народу и человеку, поставить на первое место защиту их прав и интересов. Международное право, как и внутреннее, призвано стать ориентированным на человека. Приоритет основных прав человека становится общим принципом международного и конституционного права демократических государств.
Принцип уважения прав человека занимает центральное положение в праве государств. Он представляет собой главный общий принцип права демократических государств и обладает абсолютной императивной силой. Ни один закон не может ему противоречить.
Все это вносит изменения в концепцию международного права. В прошлом оно было полностью изолировано от того, что происходило внутри государств, где власти зачастую совершали массовые преступления против своего народа. Достаточно вспомнить, что число жертв гитлеровского режима превысило число жертв Первой мировой войны. В Кампучии стоявший у власти в 1970 - 1975 гг. Антинародный режим уничтожил треть населения страны. Ныне на государствах лежит международно-правовое обязательство уважать права находящихся под их юрисдикцией людей. Акты ОБСЕ регулярно подтверждают неизменную действительность принципов, "выражающих ответственность государств в отношении друг друга и правительств в отношении своих народов".
Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.
Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…» В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединённых Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».
Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.
Информация о работе Понятие современного МП и его особенности