Понятие современного МП и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие современного МП и его особенности.docx

— 438.98 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Правовое положение апатридов.

Апатриды (лицо без гражданства) - это лицо, находящееся на территории конкретного государства, которое не имеет доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства вообще. В месте своего пребывания апатрид получает документ, удостоверяющий его личность и правовое состояние. В Украине таким видом является вид на жительство.

Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например, при:

A) Утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;

B) Выходе из гражданства с целью получения гражданства другого государства, которое предоставляется через пять-десять лет;

C) Вступление женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа (США, Франция), а сама женщина имеет гражданство страны, законодательство которой руководствуется принципом "жена следует гражданству мужа" (Испания).

D) В результате рождения от родителей, утративших гражданство;

E) Лишении гражданства и т.д.

Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу иностранцев в данном государстве. Конвенция 1954 года в ряде случаев даже призывает государство представлять апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи 16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др.

Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают.

Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике.

 

 

  1. Правовое положение иностранцев.

Правовое положение иностранцев представляет собой достаточно сложный предмет международно-правового регулирования. Иностранцы – это жители (постоянные или временные) одного государства, имеющие гражданство (подданство) другого государства. Режим пребывания иностранцев регулируется национальным законодательством и международными договорами. Так, национальными актами государства устанавливается порядок въезда в страну, пребывания в ней и выезда из страны. В большинстве стран, в том числе и в России, существует разрешительная система въезда иностранцев. Въезд и выезд разрешается при наличии виз – специально оформленных разрешений. Государство своими законодательными актами, соглашениями с другими государствами регулирует объем прав и обязанностей, определяет порядок пребывания иностранцев на территории своего государства, т. Е. Устанавливает режим пребывания иностранцев. Различают следующие виды режимов:

♦ режим наибольшего благоприятствования, при котором всем иностранцам, проживающим на территории государства, предоставляются одинаковые права и не устанавливаются различия в их правовом положении (в зависимости от гражданства, происхождения или иных обстоятельств);

♦ национальный режим, означающий, что иностранцы уравниваются в правах с гражданами государства пребывания во всех отношениях, включая гражданско-правовые, трудовые, пенсионные и др.;

♦ специальный режим, при котором в зависимости от гражданства, страны происхождения, профессиональной принадлежности и других обстоятельств иностранцы ограничиваются в некоторых правах и несут специальные обязанности в отличие от собственных граждан страны пребывания.

Законодательство России, регламентирующее правовое положение иностранцев, устанавливает права, свободы, обязанности и ответственность иностранцев, находящихся на территории страны (Конституция РФ, ч. 3, ст. 62), а также порядок деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций в отношении иностранных граждан, лиц, имеющих множественное (двойное) гражданство, и лиц без гражданства. Осуществление прав и свобод иностранными гражданами неотделимо от выполнения ими обязанностей, которые установлены законодательством России, и не должно нарушать права и свободы других лиц, противоречить национальным интересам (Конституция РФ, ст. 17, п. 3).[136]

В области гражданско-правовых отношений иностранцы пользуются теми же гражданскими правами, что и российские граждане. Иностранцы могут приобретать и отчуждать имущество, наследовать, заключать сделки, пользоваться правами в областях образования, здравоохранения, вступать в брак с российскими гражданами, усыновлять и быть усыновленными. Однако национальный режим для иностранцев не означает полного отождествления их в правах с российскими гражданами. Иностранцы, в соответствии с законодательством, могут быть ограничены в праве выбора места жительства на территории России, передвижения. Они не пользуются избирательными правами; не привлекаются к несению воинской обязанности; в области трудовых прав ограничены в выборе некоторых профессий и решают вопросы своего трудоустройства в соответствии с требованиями иммиграционного законодательства.

На иностранцев распространяется юрисдикция страны их пребывания: они обязаны уважать и соблюдать местное законодательство, платить налоги; подлежат административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в случаях совершения ими на территории России правонарушений или преступлений. Конституцией РФ иностранцам гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Граждане Республики Беларусь, проживающие в России, в отличие от других категорий иностранцев, пользуются национальным режимом пребывания в соответствии с российско-белорусским договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г.[137] Он включает равноправие избирательных прав граждан по формированию органов Союзного государства, равные права на участие в хозяйственной деятельности, на социальное обеспечение, медицинскую помощь, трудоустройство и образование, гарантированную защиту собственности.

Законодательства других стран также в ряде случаев устанавливают национальный режим пребывания для иностранцев. Однако во многих странах иммигранты не пользуются в полном объеме социальными правами, им труднее получить образование и повысить квалификацию, они живут под постоянным страхом быть уволенными в первую очередь; безработица среди иммигрантов, как правило, выше, чем среди собственных граждан этих стран. По оценкам ООН, в 2002 г. Общее число лиц, проживающих за пределами стран, в которых они родились, достигло почти 175 млн человек, что вдвое превышает соответствующий показатель предшествующего поколения. Поэтому проблематика международной миграции продолжает оставаться одним из актуальных направлений деятельности мирового сообщества в области защиты прав каждой личности.

Различия прав иностранных граждан и граждан страны пребывания установлены, в частности, в таких областях: политические права (иностранцы не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти, голосовать на референдумах, им ограничен доступ к государственной службе в данной стране); отношение к военной службе (иностранцы не несут воинской обязанности); право въезда и выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев либо, наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определенного государства и т.д.); установление пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции (иностранцы не могут являться субъектами некоторых правонарушений, например, измена Родине, уклонение от воинской повинности и т.д.).

Иностранец, находясь за границей, пользуется защитой и покровительством государства своего гражданства. Предусматривается право иностранных граждан получать юридическую помощь и защиту от соответствующих представительств своего государства, содействие государства гражданства, если со стороны страны пребывания имеет место отказ в правосудии, и т.д. В то же время иностранец не теряет юридической связи со своим государством и подчиняется также нормам законодательства страны своего гражданства.

В соответствии с международными договорами иностранец, законно находящийся на территории государства, может быть выслан только во исполнение законно принятого решения и должен иметь возможность представить доводы против высылки. Коллективная высылка иностранцев запрещается.

Таким образом, иностранные граждане находятся, с одной стороны, под юрисдикцией страны пребывания и, с другой — пользуются правами и несут обязанности по законам своего государства.

 

 

  1. Правовое положение трудящихся-мигрантов.

Трудящийся-мигрант (в понимании нижеупомянутой конвенции ООН) — это лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является.

Для законной деятельности трудящийся-мигрант (и члены его семьи) должен получить разрешение на въезд, пребывание и оплачиваемую деятельность в государстве работы по найму в соответствии с законодательством этого государства и международными соглашениями, участником которых это государство является.

Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения. Это право не должно подлежать каким-либо ограничениям, за исключением тех, которые предусматриваются законом, необходимы для охраны национальной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Важное место в регулировании правового статуса трудящихся-мигрантов занимают соглашения, заключенные под эгидой Международной организации труда. Одним из первых международных соглашений является Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах 1949 г., которая содержит определение понятия трудящийся-мигрант: это лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу иначе, чем за собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта.

Конвенция МОТ о равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения 1962 г. Направлена на предоставление на территории каждого государства – члена МОТ в отношении другого государства – члена МОТ, для которого положения Конвенции также имеют силу, одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на социальные пособия.

Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г. Предусматривает, что каждое государство – член МОТ обязуется соблюдать основные права всех трудящихся-мигрантов.

«Равенство возможностей и обращения» предусматривает обязанность государств разрабатывать и осуществлять национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий, социального обеспечения, профессиональных и культурных прав, индивидуальных и культурных свобод для лиц, находящихся на законных основаниях на их территории в качестве трудящихся-мигрантов.

Центральное место среди международных соглашений, касающихся труда мигрантов и членов их семей, занимает Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Конвенция была разработана с целью обеспечить всеобъемлющую правовую защиту трудящихся-мигрантов, установив нормы универсального характера.

Однако до настоящего времени указанная Конвенция не вступила в силу. В соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции ее положения применяются ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей без какого бы то ни было различия по признаку пола, расы, цвета кожи, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку.

Статья 2 Конвенции определяет «трудящегося-мигранта» как лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой работой в государстве, гражданином которого оно не является. Кроме общего понятия трудящегося-мигранта, Конвенция содержит перечень подкатегорий данной категории лиц: приграничный, сезонный трудящийся, моряк, трудящийся на проекте, трудящийся целевого найма, трудящийся, работающий по найму.

 

 

  1. Международно-правовая защита женщин.

Международно-правовая защита прав женщин и детей осуществляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями.

Конвенция о политических правах женщин 1953 г. (ратифицирована СССР в 1954 г.) Предусматривает право женщин голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, избирать и быть избранными, занимать должности на государственной службе.

Согласно Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г. (Россия не участвует) не допускается заключение брака без полного согласия обеих сторон. Устанавливается обязательная официальная регистрация брака. Брак должен заключаться лично, в присутствии свидетелей и представителя власти, имеющего право на оформление брака. Государства обязались принять законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст.

Информация о работе Понятие современного МП и его особенности