Понятие современного МП и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие современного МП и его особенности.docx

— 438.98 Кб (Скачать файл)

С) о прибытии и окончательном отбытии любого лица, сопровождающего члена миссии;

D) о найме и увольнении лиц, проживающих в принимающем государстве, в качестве членов миссии или в качестве частного обслуживающего персонала;

Е) о назначении главы специальной миссии или, если таковой не назначен, представителя, о котором говорится в пункте 1 статьи 14, и их заместителей;

F) о местонахождении помещений, занимаемых специальной миссией, и личных помещений, пользующихся неприкосновенностью в соответствии со статьями 30, 36 и 39, а также о всех данных, необходимых для идентификации таких помещений.

2. Уведомление о прибытии  и окончательном отбытии должно  делаться предварительно, если это  не является невозможным.

Статья 12 Лица, объявленные persona non grata, или неприемлемыми

1. Принимающее государство  может в любое время, не будучи  обязанным мотивировать свое  решение, уведомить посылающее государство, что какой-либо представитель  посылающего государства в специальной  миссии или какой-либо из членов  ее дипломатического персонала  является persona non grata или что любой  другой член персонала миссии  является неприемлемым. В таком  случае посылающее государство  должно соответственно отозвать  данное лицо или прекратить  его функции в миссии. То или  иное лицо может быть объявлено persona non grata, или неприемлемым, до прибытия  на территорию принимающего государства.

2. Если посылающее государство  откажется выполнить или не  выполнит в течение разумного  срока свои обязательства, предусматриваемые  в пункте 1 настоящей статьи, принимающее  государство может отказаться  признавать данное лицо членом  специальной миссии.

Статья 13 Начало функций специальной миссии

1. Функции специальной  миссии начинаются с момента  установления миссией официального  контакта с министерством иностранных  дел или с другим органом  принимающего государства, в отношении  которого имеется договоренность.

  1. Начало осуществления функций специальной миссии не зависит ни от представления ее постоянным дипломатическим представительством посылающего государства, ни от вручения верительных грамот или полномочий.

Статья 14 Полномочия действовать от имени специальной миссии

1. Глава специальной миссии  или, если посылающее государство  такового не назначило, один из  представителей посылающего государства, указанный последним, уполномочен  действовать от имени специальной  миссии и вести переписку с  принимающим государством. Принимающее  государство адресует переписку, касающуюся специальной миссии, главе миссии или, если глава  миссии не назначен, указанному  выше представителю либо непосредственно, либо через постоянное дипломатическое  представительство.

2. Однако член специальной  миссии может быть уполномочен  посылающим государством, главой  специальной миссии или, если  глава миссии не назначен, представителем, о котором говорится в пункте 1 настоящей статьи, либо замещать  главу специальной миссии или  вышеупомянутого представителя, либо  совершать конкретные действия  от имени миссии.

Статья 15 Орган принимающего государства, с которым ведутся официальные дела

Все официальные дела с принимающим государством, порученные специальной миссии посылающим государством, ведутся с министерством иностранных дел или через это министерство либо с другим органом принимающего правительства, в отношении которого имеется договоренность.

Статья 17 Местопребывание специальной миссии

1. Местопребыванием специальной  миссии является место, установленное  по соглашению между заинтересованными  государствами.

2. При отсутствии соглашения  местопребыванием специальной миссии  является место, где расположено  министерство иностранных дел  принимающего государства.

З. Если специальная миссия выполняет свои функции в различных местах, заинтересованные государства могут договориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребывания, из которых они могут избрать одно в качестве главного местопребывания.

Статья 19 Право специальной миссии пользоваться флагом и эмблемой посылающего государства

1. Специальной миссии  принадлежит право пользоваться  флагом и эмблемой посылающего  государства на помещениях, занимаемых  миссией, а также на ее транспортных  средствах, когда они используются  в официальных целях.

2. При осуществлении предусмотренного  настоящей статьей права должны  приниматься во внимание законы, правила и обычаи принимающего  государства.

Статья 20 Окончание функций специальной миссии

1. Функции специальной  миссии прекращаются, в частности:

А) по соглашению заинтересованных государств;

B) по выполнении задачи специальной миссии;

C) по истечении срока, установленного для специальной миссии, если он специально не продлен;

D) по уведомлении посылающим государством о том, что оно прекращает или отзывает специальную миссию;

E) по уведомлении принимающего государства о том, что оно считает деятельность специальной миссии прекращенной.

2. Разрыв дипломатических  или консульских сношений между  посылающим государством и принимающим  государством сам по себе не  влечет за собой прекращения  деятельности специальных миссий, существующих в момент разрыва  сношений.

 

 

41. Понятие, система и особенности основных принципов современного международного права

 

Основные принципы МП - наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.

Особенности:

  • Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия.
  • Общий характер (раскрываются в других международных нормах и международных договорах).
  • Принципы общепризнанны (признаются всем мировым сообществом, активно применяются) и универсальны (действуют во всех сферах международных отношений).
  • Высший юридический авторитет принципов находит выражение в том, что они отнесены к категории императивных норм (в отличие от большинства МП норм). Противоречащие императивным нормам договоры являются ничтожными (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
  • Основные принципы закреплены в Уставе ООН и зачастую именуются «принципами Устава ООН» (их содержание раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г. ).

 

Согласно Декларации 1970г. Основными принципами являются: 1)  неприменения силы или угрозы силой, 2) мирного разрешения споров, 3) невмешательства, 4) сотрудничества, 5) самоопределения народов, 6) суверенного равенства государств, 7) добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Впоследствии система основных принципов была дополнена: 8) уважение прав человека (1975г.), 9) территориальная целостность, 10) нерушимость границ.*

 

*Приведенные принципы  взяты из других источников  и не полностью совпадают с  перечнем, данным Амплеевой.

 

Комплекс основных принципов развивается не только путем включения в него новых принципов, но и в результате расширения содержания уже имеющихся. Между принципами нет какого-либо формального соподчинения, но реальное значение принципов неодинаково (например, очевидно, первое место принадлежит принципу неприменения силы, а принцип мирного разрешения споров его дополняет).

Активный процесс становления и развития содержания комплекса основных принципов свидетельствует о значении, придаваемом сообществом упрочению его нормативных основ. Никогда в прошлом ничего подобного не наблюдалось. Наличие развитого комплекса принципов — характерная черта современного международного сообщества и его права.

 

Система: 1 — Устав ООН 1945г.; 2 — Декларация принципов МП 1970г.; 3 — Заключительный акт совещания в Хельсинки СБСЕ 1975г.; 4 — Парижская хартия ОБСЕ (для Новой Европы) 1991г.

 

 

42. Принцип мирного сосуществования

 

Принцип мирного сосуществования не указан в качестве самостоятельного принципа в Декларации 1970 г., несмотря на то что она разрабатывалась по инициативе социалистических государств, предложивших кодифицировать принципы мирного сосуществования. Западные державы воспротивились употреблению выражения "мирное сосуществование" на том основании, что это якобы русский термин, основанный на марксистской идеологии. 
      Действительно, этот термин вошел в международную практику главным образом благодаря советскому государству, отстаивавшему свое право на мир и равноправное сотрудничество. При этом содержание принципа в советской практике не оставалось неизменным. Если в первый период существования СССР внимание было сосредоточено на элементах принципа, относящихся к поддержанию мира, то в дальнейшем все большее значение придавалось элементам, относящимся к сотрудничеству. Этот момент имеет существенное значение, поскольку противники принципа утверждали, будто он означает лишь отсутствие войны. 
         Принцип мирного сосуществования сыграл важную роль в становлении основных принципов международного права, в первую очередь принципов неприменения силы и сотрудничества. Мир и сотрудничество неразделимы. Мир - необходимое условие сотрудничества, а без сотрудничества государств мир не может быть обеспечен. Для обеспечения мира и сотрудничества существенное значение имеют аспекты мирного сосуществования, отраженные в принципах суверенного равенства, самоопределения, невмешательства, уважения прав человека. 
      Органична связь принципа мирного сосуществования с принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Мирное сосуществование - необходимое условие верховенства права, эффективности международного правопорядка. Вместе с тем без уважения международного права не может быть мирного сосуществования. 
Следовательно, принцип мирного сосуществования воплощает главную идею международного права - идею мира и сотрудничества между государствами, несмотря на существующие между ними различия. Эта идея определяет главное содержание основных принципов международного права. Она воплощена во многих международно-правовых актах. Устав ООН представляет собой хартию мирного сосуществования. Однако само выражение в дипломатической практике используется все реже, в основном в двусторонних актах с участием КНР. Объясняется это, в частности, тем, что выражение "мирное сосуществование" недостаточно отражает идею сотрудничества. 
           Главное содержание принципа мирного сосуществования, как он воплощен в Уставе ООН, сводится к следующему: 
- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира; 
- обеспечить, чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах; 
- улаживать споры и ситуации, которые могут привести к нарушению мира, мирными средствами; 
- проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи; 
- развивать дружественные отношения; 
- осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека; 
- создать условия, при которых будут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из международного права.

 

  1. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Исключения из принципа.

 

Впервые этот принцип был закреплен в 1928 году в Парижском договоре об отказе от войны в качестве орудия национальной политики.

Основные положения этого принципа, согласно Декларации о принципах международного права 1970 г., предусматривают следующее.

- Каждое государство обязано  воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.

- Агрессивная война составляет  преступление против мира, за  которое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом.

- Каждое государство обязано  воздерживаться от угрозы силой  или ее применения с целью  нарушения существующих международных  границ другого государства или  в качестве средства разрешения  международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ.

- Равным образом каждое  государство обязано воздерживаться  от угрозы силой или ее применения  с целью нарушения международных  демаркационных линий, таких, как  линии перемирия, установленных  или соответствующих международному  соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании.

- Территория государства  не может быть объектом военной  оккупации, являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

 

Соответственно, главной целью организованного международного сообщества государств в лице ООН является поддержание международного мира и безопасности, в частности, путем принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира (п. 1 ст. 1 Устава).

Исключения из принципа:

  1. Применение силы разрешено в порядке самообороны
  2. По решению Совбеза ООН в случае нарушения мира, угрозы миру, акта агрессии.
  3. Для защиты собственных граждан за рубежом (аргумент российской стороны по поводу применения ею силы против вооруженных сил Грузии на территории Южной Осетии в августе 2008г.)
  4. Принуждение к миру.*

Информация о работе Понятие современного МП и его особенности