Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:07, реферат
Международное публичное право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения м/у субъектами МП и выражающих согласование воль этих субъектов и обеспечиваемое в определенных случаях принуждением.
Международное публичное право (далее МПП)- это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения гос-в и их объединений(международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.
♦ супругов лиц, являющихся гражданами данного государства;
♦ детей одного из граждан, усыновленных им (в том числе ходатайствующих о приеме в гражданство);
♦ лиц, которые родились на территории государства, законно и постоянно проживают на ней;
♦ апатридов и беженцев, постоянно проживающих на территории государства.
Сотрудники дипломатических представительств и члены их семей, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не могут приобретать гражданство того государства, где они находятся, в том порядке, который установлен в этом государстве.
В ряде стран характер приобретения гражданства может оказывать воздействие на объем прав и свобод лица. Как правило, речь идет о занятии государственных должностей. В отдельных странах (Эстония, Болгария, США) их президентом может стать только гражданин по рождению. На Филиппинах устанавливается очень широкий перечень ограничений в правах для натурализованных граждан. Так, только граждане по рождению могут занимать должности президента, вице-президента страны, членов парламента, Верховного Суда и нижестоящих судов, председателей и членов конституционных комиссий, омбудсмана и его заместителей, членов комиссии по правам человека. В Южной Корее натурализованные не могут приниматься на дипломатическую службу, в Мексике - занимать должности начальника порта, коменданта аэродрома, лоцмана, служить на торговом, морском или воздушном судне.
Бипатриды (лица с двойным или множественным гражданством) - это лицо, имеющее доказательство принадлежности к гражданству двух или более государств. В этом случае таким доказательством выступают паспорта гражданина двух или нескольких государств. При этом иногда возникает необходимость определения эффективного гражданства, что особенно важно в коллизионном праве при участии таких лиц в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом (гражданских, семейных, трудовых и др.). В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям). В свое время известность в этом смысле приобрела ст.25 имперского закона о гражданстве в Германии 1913 года, которая подверглась критике в правовой литературе.В ч. 1 ст.2 Конституции Российской Федерации предусматривается: "Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации". Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России.
В силу различий между национальными законами о гражданстве человек уже при рождении может обрести гражданство двух и более государств. Ребенок, родившийся у граждан России на территории США, приобретает гражданство обоих государств. Гражданство России приобретается в соответствии с принципом права крови, а гражданство США в данном случае — согласно принципу права почвы. Второе и третье гражданство может быть получено и путем натурализации. Лица с двойным гражданством именуются бипатридами. Общепризнанна норма, согласно которой лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством (ст. 3 Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.).
Находящееся на территории третьего государства, т. Е. Государства, гражданином которого оно не является, лицо, обладающее несколькими гражданствами, рассматривается как имеющее только одно из них. Третье государство руководствуется правилом эффективного гражданства, в соответствии с которым принимается во внимание гражданство того государства, в котором лицо постоянно проживает. Если это установить трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо
Фактически наиболее связано (ст. 5 той же Конвенции).
Приведенные положения являются общепризнанными нормами. Они не раз подтверждались в решениях международных судов, например в решении Международного Суда ООН 1955 г. По делу Ноттебома.
Для бипатридов особое значение имеет решение проблемы воинской обязанности. Этому посвящен Гаагский протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства 1930 г. Соответствующие положения имеются и в Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и воинской обязанности 1963 г.
Воинская служба обязательна для прохождения только в государстве обычного проживания или эффективной связи.
Как видим, общее международное право отрицательно относится к многогражданству, поскольку оно осложняет правоотношения между государствами. Такое отношение в общем оправданно. Вместе с тем существуют случаи, когда многогражданство является средством решения вопросов, имеющих существенное значение для прав человека, поэтому законодательство ряда государств, например ФРГ и Израиля, признает допустимость многогражданства.
Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует выделить:
A) Последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством;
B) Последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.
В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать, допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно или на языке которого говорит, и т.д.). Получается, что гражданство какого-либо заинтересованного государства предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация неразрешима. Есть только один выход - заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.
Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем. Что лица мужского пола, имеющие двойное гражданство, как правило, должны пройти обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства. Практически это невозможно. Таким образом, лицо с двойным гражданством, прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно, будет привлечено к ответственности либо за уклонение от выполнения воинской обязанности, либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое одновременно. Решить указанную проблему можно только одним путем - заключить международное соглашение.
Какие-либо исключения из правила о том, что каждое государство, гражданство которого лицо имеет, рассматривает его только как своего гражданина, могут иметь место на основании либо закона. Либо международного договора. Эти исключения не вытекают из двойного гражданства, а должны быть специально оговорены. Само по себе признание двойного гражданства не решает, таким образом, проблемы защиты лиц с двойным гражданством одним государством их гражданства на территории другого, а может служить лишь одной из предпосылок ее решения. Включение в Конституцию Российской Федерации положений, допускающих двойное гражданство, отражает стремление использовать его в качестве такой предпосылки, прежде всего в рамках СНГ.
Имеются два вида международных договоров, посвященных вопроса двойного гражданства.
Первый - договоры, направленные на устранение последствия двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них - многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Значительная часть западноевропейских государств охвачена сетью подобных двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу - военной службе лиц с двойным гражданством.
Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют причину, а лишь следствие столкновения интересов государств в области гражданства. Например, 10 июля 1967 года путём обмена нотами было заключено соглашение СССР с Канадой, в котором, в частности, предусматривалось обязательство канадской стороны не препятствовать выезду советских граждан, посещающих Канаду, если они, обладая также канадским гражданством, прибыли в Канаду с советским паспортом и канадской визой. Аналогичное обязательство было взято на себя и СССР в отношении лиц, имеющих одновременно канадское и советское гражданство.
К этой категории следует отнести и договоры, заключенные Россией и Туркменистаном. 23 декабря 1993 года в Ашхабаде было заключено Соглашение между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, а 7 сентября 1995 года в Москве - Договор между Россией и Туркменистаном об урегулировании этих же вопросов. И в одном, и в другом случаях стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны. Они также договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают. Кроме того, предусматривается, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. В третьем государстве защита и покровительство таким лицам оказываются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной. И в Соглашении, и в Договоре ничего не говорится о том, какой должна быть реакция стороны, гражданство которой эти лица, постоянно проживающие на ее территории, имеют, если другая сторона попытается оказать им защиту. Если возникает вопрос об оказании указанным лицам защиты в третьем государстве, а сторона, на территории которой они постоянно проживают, не в состоянии этого сделать из-за отсутствия ее дипломатического и консульского представительства в третьем государстве, то Россия вправе оказать им защиту согласно своей Конституции даже без просьбы заинтересованных лиц, поскольку они являются ее гражданами.
И Соглашение, и Договор предусматривают, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, пользуются в полном объеме правами и свободами, а также несут обязанности в той стране, на территории которой они постоянно проживают.
Второй вид договоров о двойном гражданстве - договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.
Первым договорам этого рода в практике Советского Союза было соглашение по вопросам гражданства с Монголией 1937 года. Это соглашение устраняло возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации. Основная масса договоров о двойном гражданстве с участием СССР была заключена в 1956-1958 годах. Первую конвенцию о двойном гражданстве Советский Союз заключил с Югославией в 1956 году, затем были заключены конвенции с рядом других государств. В основу этих конвенций было положено правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока одно из своих гражданств.
Гражданин может иметь гражданство одного или нескольких иностранных государств (множественное гражданство). Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает. МП разрешает: детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению, сохранять это гражданство; своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак. Граждане, имеющие другое гражданство, обладают на территории государства, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства. Эти положения не относятся к: нормам МП, касающимся дипломатической или консульской защиты, обеспечиваемой государством его гражданину, который одновременно имеет другое гражданство; применения норм МЧП каждого государства в случаях, касающихся множественного гражданства. Лица, имеющие гражданство двух или более государств, должны выполнять свою воинскую обязанность только в одном из государств. Такие лица выполняют воинскую обязанность в государстве, на территории которого они постоянно проживают. Тем не менее они могут до достижения 19-летнего возраста выполнить воинскую обязанность в качестве добровольцев в любом государстве, гражданами которого они также являются. Лица, постоянно проживающие на территории государства, гражданами которого они не являются, могут по своему выбору выполнять воинскую обязанность на территории любого из государств, гражданами которых они являются. Лица, которые действительную военную службу в одном из государств, гражданами которого они являются, и впоследствии переехали на постоянное жительство в другое государство, гражданами которого они являются, подлежат прохождению военной службы только в качестве военнослужащих запаса в этом государстве. В настоящее время институт множественного гражданства является одним из средств защиты прав русскоязычного населения в государствах СНГ. Соответствующие конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего Союза ССР. Так, на основании Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. Договаривающиеся стороны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулировали конкретные вопросы приобретения второго гражданства.
Информация о работе Понятие современного МП и его особенности