Территориальное общественное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимоотношений ТОС с органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Для достижения основной цели работы предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы территориального общественного самоуправления как института гражданского общества;
- провести анализ современного состояния территориального общественного самоуправления;
- рассмотреть пути совершенствования взаимоотношений ТОС с органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества
1.1. Понятие ТОС
1.2. Система организации, ПРИНЦИПЫ И ФУНК ТОС
1.3. Правовые основы ТОС
ГЛАВА 2 Практика осуществления территориального общественного самоуправления …………
2.1. Положение и развитие ТОС в регионах РФ
2.2. ТОС в Кл рне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

тос сборка.docx

— 120.93 Кб (Скачать файл)

Модель  инновационна потому, что в ней  между властью и населением существуют более фундаментальные взаимосвязи, чем те, которые предложены разработчиками федеральной муниципальной реформы. В подходах федеральных специалистов сохраняется старая российская традиция: построение пирамиды власти сверху вниз.

В рамках этих подходов от конкретного многоквартирного дома или личного подсобного хозяйства  до органов управления муниципалитетами поселений или городских округов, дистанция значительного размера.

При развитии же ТОС, товариществ собственников  жилья, кредитных кооперативов, казачьих обществ, бизнес-сообществ, создаваемых  для совместного решения социальных задач, дистанция между административной властью и рядовым человеком  сокращается или даже исчезает вовсе. Власть не «проваливается», получает прочный  управленческий фундамент, сбалансированный с усилиями гражданского общества.

Местные сообщества в рамках волгоградской  модели сами, по собственной инициативе занимаются актуальными вопросами  местного значения в рамках сформированных ими же самими хозяйственных и  финансовых планов. Являясь главной  поддержкой и опорой местной административной власти, низовые сообщества высвобождают у нее время и силы для решения  более глобальных стратегических вопросов.

Местным сообществам, конечно, активно помогают органы муниципальной власти, бизнес-сообщества, значительное содействие оказывает  региональная власть14.

Такая поддержка  носит субсидиарный характер, она  дополняет самостоятельные действия местных сообществ с учетом сложившейся  эффективности и стимулирует  их дальнейшую социальную активность. Это, по сути, модель непосредственного  народовластия: пилотная модель такой  организации местного управления, при  которой оно строится от потребностей конкретного человека — к потребностям цивилизованного гражданского общества.

Инновационная модель местного управления - рассматривается  в качестве определяющих условий  построения развитого гражданского общества и повышения качества жизни  населения региона.

Сегодня в регионе зарегистрированы и  действуют ровно 2 тыс. ТОС. В границах ТОС проживает более миллиона жителей (около 39% населения области). Эти границы постоянно расширяются: не осталось муниципалитетов, на территории которых не было бы ТОС. Они располагаются  на территориях всех 453 городских  и сельских поселений в составе  муниципальных районов и всех шести городских округов Волгоградской  области. 302 ТОС (то есть каждый седьмой) имеют статус юридического лица, что  облегчает им решение хозяйственных  задач.

На территории ТОС, согласно статистическим данным, располагаются 243 тыс. 633 домовладения, 83 тыс. 212 квартир, 166 тыс. 336 личных подсобных  хозяйств. В руководящих органах  — советах ТОС работают 16021 человек, избранных всем населением. То есть в области сформирован класс  из чуть более 16 тыс. квалифицированных  общественных деятелей и управленцев15.

ТОС являются неотъемлемым элементом модели местного управления, участником всех его социальных программ, непосредственно ориентированным  на формирование здорового и счастливого  образа жизни человека и сопутствующей  этому образу среды обитания.

В основу программ деятельности ТОС преимущественно  закладываются четыре направления: воспитание, благоустройство, безопасность, благотворительность.

В структуре  ТОС Волгоградской области широко используются два вида команд. Это  так называемые формальные (жестко администрируемые) команды — уличные  и домовые комитеты, гражданские  отряды в составе ДНД (ГОТОС) и  МКД, добровольные пожарные дружины, временные  трудовые коллективы при ТОС и  т.п. В этих командах используются принципы единоначалия, самостоятельности, дополнения, взаимозаменяемости.

Второй  вид — неформальные (произвольные, без четкого административного  начала) команды. Это центры творческой активности территориального общественного самоуправления: клубы (союзы, содружества) — детско-юношеские, ветеранские, здорового и счастливого образа жизни, досуговые, по интересам, временные творческие коллективы при ТОС и т.п. В этих командах используются принципы самоорганизации, самоуправления, партнерства, наставничества, подотчетности перед советом ТОС.

Партнерское взаимодействие ТОС и органов  муниципального самоуправления, административной власти, других общественных и бизнес-структур включает несколько ключевых элементов.

Органы  местного самоуправления поселений  и городских округов принимают  соответствующие нормативные правовые акты, определяя порядок выделения  необходимых средств из местного бюджета на осуществление территориального общественного самоуправления, заключают  договоры с ТОС на осуществление  совместных действий при реализации целевых программ, осуществляют финансовые расчеты в интересах ТОС, если те не являются юридическими лицами.

Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных  районов осуществляют организационное  и методическое сопровождение деятельности ТОС.

Управление  по работе с территориями администрации  области и отделы по работе с муниципальными образованиями десяти территориальных  округов области, созданных областной  администрацией, совместно с отраслевыми  комитетами и управлениями областной  администрации осуществляют организацию  проведения областных конкурсов  «Лучшее территориальное общественное самоуправление года», «Лучшая местная  администрация». А также смотры-конкурсы за право носить почетные звания Волгоградской  области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС», а также на государственном  уровне обеспечивают сопровождение  и содействие деятельности партнерства  в целом и отдельных его  участников.

Принципиальные  особенности волгоградской модели местного управления, позволяющие говорить о ней как о самостоятельной  и инновационной модели, следующие16.

Во-первых, дело не только в создании третьего, низового уровня самоуправления как  такового, а в том, что деятельность ТОС в рамках волгоградской модели рассматривается не обособленно, сама по себе, а в контексте равноправного  участия, партнерских отношений  с административной властью, гражданским  обществом и бизнесом в границах каждого территориального общественного  самоуправления. И это партнерство, в свою очередь, и образует систему  местного управления.

Во-вторых, основной целью деятельности ТОС  является повышение качества жизни  граждан, построение развитого, инновационного гражданского общества, а не просто инициативное решение тех или  иных насущных проблем, отдельных вопросов местного значения.

В-третьих, если деятельность административной власти направлена прежде всего на создание и поддержку благоприятной и  благополучной среды обитания, то деятельность ТОС сфокусирована  на образе жизни граждан с использованием организационного принципа «дойти до каждого». В этом суть функционального  распределения и взаимодополнения управленческих усилий административной и гражданской власти.

В-четвертых, в масштабах Волгоградской области  организация территориального общественного  самоуправления носит не локальный, а повсеместный, массовый характер с безусловным сохранением принципов  самоорганизации и самоуправления, то есть непосредственного народовластия.

В-пятых, организационная структура ТОС  базируется на создании командной культуры управления.

В-шестых, методика финансовой поддержки деятельности ТОС из областного бюджета направлена на мотивацию эффективной долговременной работы по всему комплексу проблем  среды обитания и образа жизни, исключающая  какую-либо уравниловку.

В-седьмых, принципиальнейшим условием эффективности  работы инновационных моделей территориального общественного самоуправления и  местного управления является организационная  и финансовая поддержка гражданской  активности со стороны законодательной  и исполнительной власти региона. В  этой связи огромное влияние оказывает  осуществление неформального курирования  этих важнейших направлений непосредственно  самим губернатором и его личная убежденность в правильности внедряемых инновационных моделей и технологий их управленческого сопровождения.

3.2 Территориальное общественное  самоуправление в г. Орске

 

Согласно  уставу города17 Орск можно выделить структуру и компетенции ТОС этого муниципального образования:

Статья 15.: Территориальное общественное самоуправление

1. Под  территориальным общественным самоуправлением  понимается самоорганизация граждан  по месту их жительства на  части территории города Орска  для самостоятельного и под  свою ответственность осуществления  собственных инициатив по вопросам  местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются городским Советом  по предложению населения, проживающего на данной территории города Орска.

2. Территориальное  общественное самоуправление осуществляется  жителями города Орска посредством  проведения собраний и конференций  жителей, а также посредством  создания органов территориального  общественного самоуправления.

3. Территориальное  общественное самоуправление может  осуществляться в пределах следующих  территорий проживания граждан:  подъезд жилого многоквартирного  дома; многоквартирный жилой дом;  группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не  являющийся поселением; иные территории  проживания граждан.

4. Органы  территориального общественного  самоуправления избираются на  собраниях или конференциях граждан,  проживающих на соответствующей  территории.

5. Территориальное  общественное самоуправление считается  учрежденным с момента регистрации  устава территориального общественного  самоуправления уполномоченным  органом местного самоуправления  города Орска. Порядок регистрации  устава территориального общественного  самоуправления определяется нормативными  правовыми актами городского  Совета. Территориальное общественное  самоуправление в соответствии  с его уставом может являться  юридическим лицом и подлежит  государственной регистрации в  организационно-правовой форме некоммерческой  организации.

6. Собрание  граждан по вопросам организации  и осуществления территориального  общественного самоуправления считается  правомочным, если в нем принимают  участие не менее половины  жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается  правомочной, если в ней принимают  участие не менее двух третей избранных  на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей  соответствующей территории, достигших  шестнадцатилетнего возраста.

7. К исключительным  полномочиям собрания, конференции  граждан, осуществляющих территориальное  общественное самоуправление, относятся:

1) установление  структуры органов территориального  общественного самоуправления;

2) принятие  устава территориального общественного  самоуправления, внесение в него  изменений и дополнений;

3) избрание  органов территориального общественного  самоуправления;

4) определение  основных направлений деятельности  территориального общественного  самоуправления;

5) утверждение  сметы доходов и расходов территориального  общественного самоуправления и  отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение  и утверждение отчетов о деятельности  органов территориального общественного  самоуправления.

8. Органы  территориального общественного  самоуправления:

1) представляют  интересы населения, проживающего  на соответствующей территории;

2) обеспечивают  исполнение решений, принятых  на собраниях и конференциях  граждан;

3) могут  осуществлять хозяйственную деятельность  по содержанию жилищного фонда,  благоустройству территории, иную  хозяйственную деятельность, направленную  на удовлетворение социально-бытовых  потребностей граждан, проживающих  на соответствующей территории, как за счет средств указанных  граждан, так и на основании  договора между органами территориального  общественного самоуправления и  органами местного самоуправления  с использованием средств местного  бюджета;

4) вправе  вносить в органы местного  самоуправления города Орска  проекты правовых актов, подлежащие  обязательному рассмотрению этими  органами и должностными лицами  органов местного самоуправления  города Орска, к компетенции  которых отнесено принятие указанных  актов.

9. В уставе  территориального общественного  самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление