Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:55, курсовая работа
Целью исследования является изучение взаимоотношений ТОС с органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Для достижения основной цели работы предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы территориального общественного самоуправления как института гражданского общества;
- провести анализ современного состояния территориального общественного самоуправления;
- рассмотреть пути совершенствования взаимоотношений ТОС с органами
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества
1.1. Понятие ТОС
1.2. Система организации, ПРИНЦИПЫ И ФУНК ТОС
1.3. Правовые основы ТОС
ГЛАВА 2 Практика осуществления территориального общественного самоуправления …………
2.1. Положение и развитие ТОС в регионах РФ
2.2. ТОС в Кл рне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роль ТОС не является одинаковой на различных уровнях местного самоуправления. Оно в большей степени может воплощаться на уровне городском, районном. И здесь ТОС играет роль некоего механизма приближения власти к населению в таких крупных муниципальных образованиях.
Но самой властью оно не является. Исходя из конституционных норм, власть, принадлежащая народу, может осуществляться либо непосредственно, либо через представителей. При этом представители должны быть определенным образом избраны - на основе всеобщего, равного, тайного голосования. Органы ТОС избираются по иной, упрощенной схеме - через конференции граждан и др. Соответственно, советы, комитеты ТОС органами власти не являются, то есть они не обладают властными полномочиями. Такие властные полномочия могут быть переданы органам ТОС муниципальными органами.
Характеризуя в целом роль ТОС можно сказать, что это самостоятельное звено системы местного самоуправления, имеющее свои задачи, цели, дополняющее остальные элементы системы местного самоуправления.
Необходим поиск и развитие его новых форм, способов взаимодействия с иными элементами местного самоуправления, а также средств защиты интересов жителей на уровне ТОС.
Территориальное общественное самоуправление представляет собой социальную практику самостоятельного и ответственного осуществления населением собственных инициатив по вопросам местного значения. В ее основе лежат процессы самоорганизации граждан по месту жительства.
Эта социальная
практика в российских городах получила
мощный толчок развития на последнем
этапе, начиная с конца 1990-х годов.
Однако предыдущие этапы ее институционализации
имеют корни не в XX веке, а значительно
раньше: от крестьянской общины и объединения
посадских людей — до органов
общественной самодеятельности советского
времени и советов
На практике
ТОС чаще всего образуется на территориях
микрорайонов, кварталов, улиц, дворов,
а в домах и отдельных
Территориальное общественное самоуправление представляет собой форму участия населения в местном самоуправлении. Однако в крупном городе смысл понятия «самоуправление» искажается, поскольку власть в нем отдалена от населения примерно в той же степени, что и в субъекте Федерации. Например, город Новосибирск опережает по числу жителей почти пятьдесят субъектов Российской Федерации, в границах которых созданы органы государственной власти и отдельные муниципальные образования с органами местного самоуправления. По данным Всероссийской переписи населения, на территории города проживало 1425,6 тыс. чел. Самый близкий по численности — Ханты-Мансийский автономный округ, на территории которого расположено 106 самостоятельных муниципальных образований.
Такой характер
управления частично компенсируется самоуправляющимися
сообществами на внутригородских территориях
— объединениями граждан по месту
жительства, функционирующими в системе
территориального общественного самоуправления.
Они исполняют роль посредников
между населением и органами власти.
Тем самым устанавливается
ТОС предполагает
самостоятельное и
В какой
мере распространено территориальное
общественное самоуправление в российских
муниципальных образованиях? О фактическом
осуществлении ТОС в своем
муниципальном образовании
Таким образом, территориальное общественное самоуправление имеет оформление на институциональном уровне (закреплено в специальных нормативных правовых актах, имеет организационные структуры в виде советов микрорайонов, уличных комитетов и т.д.) в каждом втором городском округе, в каждом третьем муниципальном районе, почти в каждом третьем городском поселении и каждом четвертом сельском поселении. Однако социальные практики общественной активности по месту жительства — проведение субботников, собраний по месту жительства, участие населения в благоустройстве, организации досуга по месту жительства — имеют место в подавляющем большинстве российских муниципальных образований11.
Очень важно
фиксировать на этом внимание и оценить
масштаб распространения
Территориальное общественное самоуправление на сегодняшний день представляет собой мощный ресурс социально-экономического развития поселений. Оно вносит существенный вклад в решение вопросов местного значения, который пока, к сожалению, не имеет достаточной статистической оценки.
Сфера деятельности ТОС ограничена вопросами местного значения — вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит список таких вопросов для каждого типа муниципальных образований. Ограничения накладываются лишь на те вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции иных субъектов, функционирующих в системе местного самоуправления.
Эти законодательно закрепленные вопросы местного значения представляют собой институциональные рамки деятельности ТОС. Реальные права на участие в решении тех или иных вопросов должны быть конкретизированы в нормативно-правовых актах муниципальных образований. На практике ТОС выполняют разнообразные функции (в рамках законодательно установленной компетенции), удовлетворяя многие потребности и решая широкий круг проблем жителей определенной территории12.
Перечисление
направлений деятельности органов
ТОС дает нам представление о
широте сферы их деятельности. Это
— благоустройство территории, помощь
пожилым людям, организация досуга
и занятости детей и
Несмотря на достаточную широту функций, выполняемых территориальным общественным самоуправлением, многие представители ТОСовского движения отмечают, что их сообщества могли бы делать еще больше, если бы у них имелось достаточно денежных средств. На сегодняшний день проблема финансирования ТОСов очень остра, хотя существует достаточно много цивилизованных способов получения территориальными сообществами денежных средств, которые не ставят их в зависимость от местных администраций.
Выполнение органами ТОС своих функций зависит от множества факторов. Важнейшая роль принадлежит желаниям, побуждениям членов территориальных сообществ, — мотивации участвовать в территориальном общественном самоуправлении. Однако решение проблем зависит не только от активности этих людей, но и от усилий органов власти. В такой ситуации основная задача состоит в повышении эффективности взаимодействия между органами местного самоуправления и объединениями граждан по месту жительства.
Администрация города приветствует создание органов территориального общественного самоуправления (ТОСов). Являясь частью системы местного самоуправления, ТОСы в широком смысле ставят своей целью обеспечить реальное участие граждан в управлении государством.
Нами изучен опыт работы соседних регионов по созданию подобных органов территориального общественного самоуправления.
Первые
попытки объединения населения
по месту жительства сделаны в
ЖЭУ № 1, пл. р-не Хомутово. В октябре-ноябре
2001 года активно подключились к созданию
таких «центров» при ЖЭУ наши
ветераны. Состоялась встреча с начальниками
ЖЭУ и представителями
Создание органов ТОС позволит администрации города совместными усилиями с общественностью решать социальные проблемы.
ТОС — органы территориального общественного самоуправления — начали создаваться в Волгоградской области еще 12 лет назад, на старте реформы местного самоуправления, в рамках волгоградской модели таких преобразований. И в полной мере доказали свою необходимость и эффективность. Как известно, российское законодательство о местном самоуправлении предписывает создавать только два уровня самоуправления: первый уровень — городские округа и муниципальные районы, второй уровень — городские и сельские поселения.
Однако на уровне кварталов города, улиц, отдельных сел и поселков нередко наблюдается определенный вакуум самоуправления, инициатива населения здесь недостаточно консолидирована. Есть депутаты представительных органов, вокруг них нередко образуются инициативные группы. Существуют ТСЖ, национальные, казачьи общины, бизнес-объединения. Но все эти структуры слабо консолидированы, и получается, что административная власть на этом уровне не уравновешена представительскими институтами.
В Волгоградской области еще 12 лет назад предложили системное решение этой проблемы. В его рамках активно развиваются и ТСЖ, и хуторские, и станичные казачьи общества, и кооперативы по комплексному обслуживанию личных подсобных хозяйств, и кредитные кооперативы, и бизнес-сообщества. Но в первую очередь развиваются интегральные институты самоуправления самого низового уровня, наиболее универсальные объединения граждан — ТОС. На пути их развития, включения их в систему гражданской инициативы и управления Волгоградская область продвинулась гораздо дальше других регионов России13.
Сегодня
это единственный регион в России,
где создана не двухуровневая, а
полноценная трехуровневая
Администрация
области выдвинула
Информация о работе Территориальное общественное самоуправление