Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:43, дипломная работа
Эффективность работы системы лекарственного обеспечения населения Омской области, качество обслуживания пациентов во многом зависит от обеспечения аптечных организаций фармацевтическими работниками со средним образованием. В настоящее время в Омской области дефицит среднего фармацевтического персонала достигает 47%. Поэтому одной из первоочередных задач, стоящей перед системой среднего фармацевтического образования, является принятие мер по увеличению количества и совершенствованию качества подготовки фармацевтов, содействие повышению квалификации и решения проблемы укомплектованности штата фармацевтов в аптечных организациях различных форм собственности.
- правдивые (достоверные)
- индивидуальный подход к
- оперативность при оказании услуг;
- располагающий внешний вид.
Работая в симуляционном торговом зале открытого типа, который в точности имитирует аптечную организацию и, создавая различные ситуации по отпуску лекарственных средств, он отрабатывает профессиональные компетенции по правилам этики и деонтолгии, профессиональным решениям, а самое главное учиться общению между пациентом. Отработанные различные ситуации в дальнейшем в своей работе не будут вызывать слолжности в общении и помогут в принятии того, или иного решения.
Далее, стоит отметить и тот факт, что немаловажным критерием на сегодняшнем фармацевтическом рынке играет и мерчандайзинг. Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает отрабатывать компетенции и в данной области.
Не так давно, фармацевтические организации нашей страны воспринимались как торговые - в последнюю очередь. Аптеки были, прежде всего, местом, где по символическим ценам распределялся дефицитный продукт. Это положение изменилось с внедрением рыночной экономики.
Во-первых, часть фармацевтических организаций перешла в частную форму собственности, а организации, оставшиеся в государственной и муниципальной собственности были переведены на самоокупаемость.
Во-вторых, бурный рост фармацевтического сектора, открытие рынка для западных (и восточных) компаний привел к усилению конкуренции, как между производителями, так и между оптовыми и розничными посредниками.
В результате, при сохранении роли фармацевтических организаций как, прежде всего, организаций здравоохранения, все большую актуальность приобретают вопросы управления рыночной деятельностью организации.
Что делает предприятие успешным на рынке? Высокое качество продукции, умение донести информацию о продукте до потребителя и эффективная система управления продажами.
Долгое время управление
продажами в фармацевтической (как
и в других) сфере осуществлялось
на основе опыта и интуиции. Однако
реалии экономики требуют научно
обоснованного подхода к
Методы мерчандайзинга доступны не только крупным компаниям, но и небольшим организациям, в т.ч. аптекам.
Мерчандайзинг всегда ориентирован на покупателя. Его главная задача состоит в скорейшей реализации товаров в пункте продажи и организацию общего увеличения объемов продаж. Первейшей целью сбыта является увеличение общего объема покупок в аптеке путем облегчения этого процесса для клиента. Со сбытом связано все: и поток покупателей, и товарооборот, и доходы. Для того, чтобы конкретный товар должным образом был представлен в аптеке, его нужно правильно выставить и придать ему образность. Иначе говоря, представить товар лицом.
Мерчандайзинг - это ряд мероприятий по наиболее эффективному размещению товаров и информационно-рекламных материалов на полках и витринах аптек.
В симуляционной аптеке, используя макеты препаратов, каждый студент и слушатель может отработать компетенции по выкладке товара, сравнить выкладку товара с «конкурирующей» фирмой, и сделать вывод какая из выкладок более эффективно размещена по отношению к посетителю.
Симуляционный торговый зал закрытого типа имитирует аптечную организацию, с закрытой формой выкладки товаров и имеющая в своем составе окно для отпуска лекарств как без рецепта врача, так и отдельное окно для отпуска лекарственных средств по рецепту. Данное помещение оборудовано в соответствии с нормативной документацией и техническими требованиями и условиями по организации фармацевтической деятельности, а также помещение оснащено видеокамерой с выходом в дебрифинговый зал. Рабочие места для будущих фармацевтов по приему рецептов и отпуску лекарств (рецептара) оборудовано типовым набором мебели, который включает секционный стол с внутренними ящиками, стул подъемно-поворотной конструкции с регулируемой по высоте спинкой, шкафы для хранения готовых лекарственных форм для льготного отпуска, вертушка с секциями для размещения лекарственных средств, изготовленных в аптеке по экстемпоральной рецептуре, а также имеется холодильник для хранения термолабильных препаратов.
Так как данное помещение полностью имитирует аптечную организацию, то непосредственно на рабочем месте рецептара находятся все необходимые для работы предметы: ручка, красная ручка, ножницы, калькулятор, корректор, клей, этикетки, квитанции на лекарственные препараты, изготовляемые в аптеке для выдачи их больным. На столе находится журналы отказов по бесплатному и льготному федеральному и муниципальному отпуску. Также рабочее место рецептара оснащена «настольной» книгой фармацевта – Государственной фармакопеей и другая справочная литература. По левую руку размещен телефон, по которому рецептар дает информацию о стоимости и наличия лекарственных препаратов в аптеке.
При получении ситуационной задачи по отпуску лекарственных средств по рецепту студент полностью отрабатывает компетенции в области отпуска лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям организаций здравоохранения, информированию населения и медицинских работников организаций здравоохранения о товарах аптечного ассортимент, а также оформлению документов первичного учета.
Так, студент вырабатывает для себя определенный алгоритм действий, который в дальнейшем помогает принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. При приеме рецепта наш фармацевт проводит фармацевтическую экспертизу рецепта, если рецепт оформлен неправильно, то он регистрируется в «Журнале учета неправильно выписанных рецептов», предварительно погашенный штампом «Рецепт недействителен». Если он оформлен правильно, то проводит его таксировку. В нашей симуляционной аптеке оборудовано для таксирования программное обеспечение. Все эти стадии студент отрабатывает до автоматизма.
Также в аптечных организациях любой формы собственности при отпуске лекарственных средств активно используется штриховое кодирование, наша образовательная организация оборудовала торговые залы компьютерной техникой и приобрела POS-терминал, а также установила программное обеспечение 1C Розница. Аптека 8. Студенты оформляют приход лекарственных средств, перемещение лекарственных средств из одного отдела аптеки в другой, оформляют возврат товаров поставщикам, проводят инвентаризацию лекарственных средств и денежных операций, оформляют приходные и расходные кассовые ордера, оформляют документы по перемещению денежных средств между внутренними кассами аптек, оформляют чеки продаж.
Фасовочная. Помимо отпуска лекарственных средств необходимо отработать профессиональные компетенции по правилам изготовления лекарственных средств, а также фасовки лекарственных субстанций в аптечных условиях. Фасовочная оснащена всем необходимым оборудованием и также имеет видеокамеру с выходом в дебрифинговый зал. Данная симуляционная фасовочная предназначена для проведения фасовочных работ. В Фасовочной имеются стол для фасовки жидких и сухих субстанций, стульями, шкафами для хранения посуды и вспомогательных материалов, раковиной для мытья рук, вертушкой для хранения препаратов. Она оснащена весами, бюреточной установкой, дозатором для расфасовки. В дефектарской работает провизор-технолог дефектар, в должностные обязанности которого входит проведение лабораторных работ. В расфасовочной отрабатываются компетенции по фасовке и дозированию изготовляемых в аптеке лекарственных средств, а также продукции промышленного производства, поступающей в аптеку в не расфасованном виде.
Ассистентская. Ассистентская комната является основным производственным помещением аптеки. Основной задачей фармацевта в ассистентской комнате является своевременное и качественное приготовление лекарств по индивидуальным прописям врачей.
Для качественного изготовления лекарственных средств в аптечных условиях, а также проведения внутриаптечного контроля одним из важных условий является отработка компетенций в данной области, именно для этого и необходимо создание имитационной (симуляционной) комнаты. В данной комнате размещен ассистентский стол, стол химика-аналитика, шкаф для хранения ядовитых веществ, красящих, пахучих и других медикаментов. Рабочее место ассистента оснащено приборами и аппаратами в зависимости от характера работы и установлена бюреточная система.
В симуляционной ассистентской комнате размещен стол химика – аналитика и имеет современную аппаратуру для быстрого проведения анализов: рефрактометр, фотоэлектроколориметр, аппарат для флюоресцентного анализа растворов, титровальную установку с микробюретками, прибор для просмотра инъекционных растворов и глазных капель на чистоту. Под стеклом размещены методики анализов концентратов и полуфабрикатов, отдельных лекарственных форм, таблицы расчетов количественных анализов, таблицы качественных анализов, справочная картотека.
Отработка профессиональных
компетенций здесь начинается
также в определенном порядке
или по алгоритму. Фармацевт здесь
отрабатывает профессиональные навыки
по изготовлению лекарств по индивидуальным
прописям врачей, строго соблюдая технологические
правила приготовления и оформления лекарств.
В соответствии с установленными правилами
заполнять контрольные талоны на все приготовленные
лекарственные формы.
Учитывает выполненную за смену работу
в специальном журнале, на основе которого
в конце смены составляет справку о количестве
приготовленных за смену лекарственных
форм. Учиться рационально использовать
свое рабочее время. Не допускать перерывов
в работе из-за несвоевременного обеспечения
своего рабочего места всеми необходимыми
медикаментами.
Склад. Фармацевтическая деятельность включает в себя не только розничную торговлю лекарственных средств, но и оптовую деятельность. Для обеспечения аптек лекарственными средствами существует сеть фармацевтический дистрибьюторов, которые имеют современно организованные аптечные склады, для хранения медицинских товаров. Современный аптечный склад - это сложное техническое сооружение, которое имеет определенную структуру. Складские помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась функциональная взаимосвязь между всеми участками склада. Но тем не менее и наша образовательная организация постаралась создать симуляционный аптечный склад для отработки профессиональных компетенций в области оптовой торговли лекарственными средствами.
Помещение симуляционного аптечного склада оборудовано столом приемки фармацевтической продукции. Основным его функциями являются прием грузов по количеству, комплектности и качеству; проверку сопроводительной документации; ведение претензионной работы; распределение грузов по местам хранения в соответствии с используемыми на складе способами и условиями хранения отдельных групп товаров. Помимо этого, на участок приемки могут быть возложены функции отбора проб товара на анализ качества; пакетирование грузов, комплектования укрупненных единиц для хранения на складе, а также разукомплектования последних с той же целью; временного хранения (накопления) поступающего груза для оперативного распределения на основных складских площадях. Симуляционный аптечный склад оснащен оборудованием и инвентарем для:
В симуляционном складе организуется прием, хранение и отпуск лекарственных средств аптечным организациям, медицинским организациям. В ходе отработки компетенций студенты заключает договоры с поставщиками, осуществляют закупку товаров аптечного ассортимента и изделия медицинского назначения, ведет претензионную и исковую работу, предъявляет штрафные санкции поставщикам в случае нарушения договорных обязательств, осуществляет прием лекарственных средств и изделий медицинского назначения от поставщиков по качеству, количеству и стоимости, организует хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения с учетом их физико-химических свойств и требований Государственной фармакопеи, обеспечивает сохранность, осуществляет прием заказов от аптечных, медицинских организаций, а также фармацевтических предприятий на расфасовку, комплектование и своевременную доставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения по заказам, организует строгое соблюдение порядка учета и отпуска фармацевтических, парафармацевтических и других товаров, осуществляет контроль на всех стадиях производственной деятельности, обеспечивает контроль за сроками годности и нахождения на складе, отгрузки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, за своевременной их реализацией с учетом сроков годности, а также за соблюдением дисциплины цен при поставке и расчетах с поставщиками и потребителями.
Дебрифинговая. Как уже описывалось ранее каждые помещения симуляционной аптеки имеют видеокамеры с выходом в дебрифинговый зал. Дебрифинговый зал оснащен видеоэкраном, столами и стульями на 10 посадочных мест.
Дебрифинговый зал является наиболее важным звеном в симуляционной аптеке. В данной комнате мы обсуждаем, что происходило на каждом этапе, какие выводы можно сделать, чтобы в следующий раз быть более эффективными. Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель — извлечь информацию из анализа игрового занятия. Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов. Хорошо подготовленное занятие стимулирует глубокое погружение игрока в процесс анализа и взаимодействия с другими; подобная включенность фактически является одним из показателей успеха внедрения новой технологии, и для того, чтобы вывести играющих из действия.