Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:43, дипломная работа
Эффективность работы системы лекарственного обеспечения населения Омской области, качество обслуживания пациентов во многом зависит от обеспечения аптечных организаций фармацевтическими работниками со средним образованием. В настоящее время в Омской области дефицит среднего фармацевтического персонала достигает 47%. Поэтому одной из первоочередных задач, стоящей перед системой среднего фармацевтического образования, является принятие мер по увеличению количества и совершенствованию качества подготовки фармацевтов, содействие повышению квалификации и решения проблемы укомплектованности штата фармацевтов в аптечных организациях различных форм собственности.
Дебрифинг реализует следующие функции:
По окончании игрового
занятия у участников, как правило,
появляется потребность обсудить его
и поспорить о происходившем.
Многие хотели бы проиграть ситуацию
заново, чтобы опробовать иные подходы,
которые пришли в голову. Кроме того,
дебрифинг позволяет проверить свои наблюдательные
и аналитические возможности и закрепить
такого рода компетенции, при необходимости
исправить ошибки. Каждый раз, когда обучаемые
сопоставляют поставленные цели и полученный
результат, они осваивают миссию менеджера,
чей труд, как известно, оценивается по
конечному результату.
2.3. Рекомендации
по достижению эффективного
Современные тенденции медицинского образования предлагают использование симуляционной техники, позволяющей достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических сценариев, а также отработки технических навыков отдельных диагностических и лечебных манипуляций.
Исторически тренажерные
технологии возникли и получили наибольшее
развитие там, где ошибки при обучении
на реальных объектах могли привести
к чрезвычайным последствиям, а их
устранение к большим финансовым
затратам: в военном деле, ликвидации
последствий стихийных
В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски.
Симуляция - это искусство имитировать реальность. Это может быть последовательность событий и действий или мыслительный процесс.
Симуляционное обучение - один из эффективных способов научиться управлять ошибками. Очень важно, чтобы в ходе решения поставленной конкретной задачи были задействованы различные типы симуляционного обучения: деятельность, визуализация, прослушивание.
Первый этап занятия - инструктаж, в форме мини-лекции оцениваются обстановка, имеющееся оборудование, определяются объект и цель.
Второй этап - сам процесс симуляционного обучения, когда участники группы непосредственно осуществляют уход за пациентом, проводят необходимые реанимационные действия и т.д. Важное условие: все члены команды должны максимально ощущать реальность ситуации.
Третий этап - подведение итогов, анализ результатов. На этом этапе важно понимать, что симуляция лишь отражает реальную жизнь и не бывает персональных ошибок, есть лишь ошибки команды.
В конце практического
занятия преподаватель и
В условиях симуляционного центра содержание обучения может быть направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом.
В число основных задач, решаемых симуляционным центром входят: разработка, адаптация и внедрение комплекса организационных мероприятий и современных образовательных медицинских симуляционных технологий; разработка и применение новых программ подготовки медицинских работников с использованием современных образовательных медицинских симуляционных технологий; проведение обучения и аттестация медицинских работников на муляжах, манекенах и виртуальных тренажерах с использованием моделируемых лечебно-диагностических процедур и лечебных манипуляций, согласно разработанных клинических сценариев и программ; осуществление учебного процесса по отработке и оценке степени сформированности профессиональных компетенций с использованием современных медицинских симуляционных технологий; информационное обеспечение в области новейших достижений, передового отечественного и зарубежного опыта по проблемам виртуального медицинского образования, организация и проведение семинаров, конференций, мастер-классов; организация и проведение научных исследований по актуальным проблемам виртуального образования; распространения передового опыта.
Применение фантомного и симуляционного обучения видится как приемлемое и необходимое направление в учебном процессе. Для обеспечения высокого качества практической подготовки слушателей только наличия тренажеров недостаточно. Необходимо использование определенных педагогических технологий, обеспечивающих преемственность системы отработки и совершенствования практических навыков и подготовку к выполнению профессиональной деятельности на всех этапах обучения слушателя.
Внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, создание базовых учебных центров, плавно перекидывают мостик от имитации в клинику к реальному пациенту.
Важным вопросом для организации
практического обучения является качественный
и быстрый обмен информацией
между образовательным
Классификация симуляторов основана на практическом применении и технологиях, лежащих в основе симуляции.
Типы симуляторов: компьютерные манекены. В них существует возможность отменять или модифицировать заложенные модели по желанию инструктора. В таких симуляторах заложены физиологические и фармакологические компьютерные модели, автоматически реагирующие на вмешательства и лекарственные средства.
Симуляторы для отработки практических умений. Данные устройства позволяют симулировать выполнение практических умений, как правило, с очень высокой механической реалистичностью, их конструируют в виде частей тела. Это симуляторы для отработки навыков фибробронхоскопии, колоноскопии, гастроскопии, лапароскопии, спинномозговой пункции, венозного доступа и др.
Виртуальная реальность. Для вывода информации о пациенте и другой визуальной информации используются компьютерные мониторы.
Экранные симуляторы. Существует множество компьютерных программ, моделирующих различные клинические условия на персональных компьютерах.
Модели со специфическими задачами. Данные симуляторы имеют вид анатомических зон организма, к ним относятся тренажеры для пункции вен, выполнения инъекций, манекен для базовой сердечно-легочной реанимации и др.
Преимущества обучения на манекенах, тренажерах, имитаторах:
С целью интенсификации и повышения качества образовательного процесса в схему обучения включаются ситуационные задачи по каждой теме, составляются сценарии симуляционных игр, моделирующих поведение пациента согласно изучаемым ситуациям. Разрабатываются алгоритмы действий оператора имитационного манекена, включающие в себя легенду и реакции в зависимости от действий оказывающего помощь специалиста. Темами ситуационных задач могут быть: кардиогенный шок, отек легких, гипогликемическая кома, астматический статус, фибрилляция желудочков, асистолия и др.
Ситуационные задачи, имитирующие клиническую ситуацию, проводятся ежедневно после каждого информационного блока. При этом желательно, чтобы каждое занятие записывалось на видеокамеру. Слушатели самостоятельно оценивают свои действия со стороны, после чего разбирают ошибки совместно с преподавателем.
Оценка эффективности теоретического блока проводится путем повторного тестирования слушателей.
Таким образом, симуляционный центр — это комплекс симуляторов с современным программным обеспечением, позволяющий создать клиническую ситуацию максимально приближенную к реальной практике; многократно самостоятельно отработать мануальные навыки с правом на ошибку, недопустимую в жизни; отработать алгоритмы действий каждого обучающегося и подгруппы в целом; выбрать тактику оказания неотложной помощи в различных неотложных ситуациях в соответствии с существующими стандартами.
Использование образовательных программ на основе симуляционных технологий позволяет повысить профессионализм медицинского персонала, что положительно отражается на качестве оказания экстренной медицинской помощи и ухода за пациентами.
Основными причинами большинства конфликтных ситуаций в практическом здравоохранении являются низкий уровень владения медицинскими работниками практическими компетенциями и деонтологическими основами общения с пациентами. В связи с этим, перед образовательной организацией стоит актуальная задача - разработка новых, более совершенных методов подготовки будущих специалистов и внедрение объективных методов оценки качества труда и владения практическими компетенциями.
Центр отработки профессиональных компетенций позволяет начать обучение будущего фармацевта не только на производственной практике, а с получения определенных теоретических знаний. На начальных этапах обучения (младшие курсы) формируют тактильную память в объеме отпуска, изготовления и контроля качества лекарств, за счет освоения алгоритма действия каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей. На старших курсах студенты отрабатывают профессиональные компетенции общения с пациентами, решая ситуационные задачи в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием подготовленных посетителей — актеров. Контроль знаний обучаемого осуществляют с использованием системы объективного контроля процесса усвоения в режиме реального времени с использованием видео и звукозаписи, с последующим индивидуальным общением с преподавателем. Качество знаний студента оценивается на всех этапах подготовки и представляется в виде итогового рейтингового балла.
Такой подход позволяет оптимально подойти к обучению студента в образовательной организации с поэтапным освоением профессиональных компетенций и созданию учебного центра со специальным оснащением (аптечная организация любой формы собственности), максимально обеспечивающего эффективность обучения и воссоздающего реальные условия работы специалиста в будущем.
Но роль центра не может быть сведена лишь к помещению, оборудованному специальными фантомами. Центр в образовательной организации должен стать учебно-методическим подразделением, где будут отрабатываться не только отдельные компетенции и манипуляции, но и будут осуществляться учебно-методическая работа, научный поиск, экспериментирование в технологиях преподавания с выходом на производственные базы. Необходимость обучения на тренажерах, фантомах, симуляторах, в условиях имитации профессиональной деятельности показана не только для студентов — будущих фармацевтов, но и для молодых специалистов (фармацевтов и провизоров), а также и для специалистов, повышающих свою квалификацию. Также возможно использование центра для проведения различных мероприятий по профориентации будущих абитуриентов. Для обеспечения высокого качества практической подготовки только наличия тренажеров не достаточно. Необходимо использование определенных педагогических технологий, обеспечивающих преемственность системы формирования, отработки и совершенствования практических навыков и подготовку к выполнению профессиональной деятельности на всех этапах обучения медицинского работника.
Таким образом, современный этап преобразований, который глубоко затронул наше общество, диктует новые требования к фармацевтическим работникам, а соответственно требует преобразований и фармацевтической школы. Несмотря на бурное развитие электроники, компьютерной техники, фармацевт обязан владеть всем арсеналом накопленных знаний и компетенций, позволяющих в трудной ситуации выбрать единственно правильный диагноз и провести адекватные лечебные мероприятия. Помочь в этом студенту должна оптимальная программа освоения необходимыми профессиональными компетенциями, опирающаяся на широкое внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, создание базовых учебных центров, плавно перекидывающих мостик от имитации в клинику к реальному пациенту.
Заключение
Система образования в здравоохранении претерпевает сегодня серьезные изменения. Переход на стандарты нового поколения – это большой рывок вперед, и он требует серьезной мобилизации совместных усилий и медицинских образовательных и медицинских организаций в целом. Это и организация учебно – методических кабинетов и просто фантомных учебных классов, создание симуляционных центров, которые не разрушат десятилетиями складывающиеся медицинские школы, а помогут грамотно встроиться в современные реалии с учетом специфики каждой медицинской организации. Одной из приоритетных задач развития современного здравоохранения - это подготовка высококвалифицированных медицинских кадров - и сегодня она актуальна как никогда. По данным Минздравсоцразвития России, в системе здравоохранения остаются около 70 процентов выпускников. Часть их, овладевая профессией, уходят либо в частные организации в виду более высокой оплаты труда, либо вообще уходят из фармации. На фоне оттока специалистов были выявлены следующие предпосылки: страх выпускников перед посетителями, недостаток коммуникативных компетенций в общении с пациентами, недовольство пациентов, недостаток времени для отработки каждой компетенции, ограничение доступа студентов на производственной практике к рабочему столу фармацевта, психологическая боязнь выполнения манипуляций по отпуску того или иного лекарственного препарата (особенно без рецепта врача), высокий риск для здоровья пациента. Все это и приводит к созданию симуляционных центров в образовательных организациях.