Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций

Краткое описание

Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения

Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_GOSy.docx

— 801.03 Кб (Скачать файл)

С.Ю. Витте был сторонником подоходного налога. Выделял два вида подоходного налога: общеподоходный налог, объектом которого является весь совокупный доход данного лица, вне зависимости от источников, специальные подоходные налоги, падающие на отдельные виды доходов (доход от земли, денежных капиталов, промыслов и т.п.).

Главное достоинство общеподоходного налога видел в том, что при правильной организации он более чем какой-либо другой налог может удовлетворить основным требованиям, которые предъявляются к налогу - общности, равномерности, прогрессивности, справедливости обложения. Считал, что "подоходный налог отвечает принципу общности, так как к платежу его привлекаются все граждане, получающие определенный доход, независимо от вида имущества, занятия или промысла их". Наряду с достоинствами выделял и его недостатки. Основной из них - сложность определения чистого дохода частных лиц.

Особая роль, по мнению С.Ю. Витте, в налоговой системе принадлежит косвенным налогам, и прежде всего акцизам. При рассмотрении акцизов отмечал, что при выборе объектов акцизного обложения надо согласовывать интересы казны с экономическими интересами страны. С этих позиций наиболее выгодным в тот период было обложение акцизами спиртных напитков, табака, сахара, нефти и т.п. На отдельных исторических этапах в России использовались три системы акцизного обложения - откупная, государственная монополия и акцизная в прямом смысле слова.

С.Ю. Витте резко критиковал откупную систему, как наиболее невыгодную для казны и наиболее вредную для населения. Рассматривая монопольную систему отмечал ее недостатки, и прежде всего развитие частного предпринимательства. Вместе с тем подчеркивал, что она имеет преимущества при налогообложении продуктов более или менее вредных для населения. В частности выделял такие преимущества, как высокая эффективность налогообложения, государственное воздействие на характер и размеры потребления, возможность обеспечить производство высококачественных продуктов.  По остальным товарам считал, что необходимо использовать акцизы в их классическом виде.

Акцизная система состояла из нескольких отдельных налогов. Во-первых, взимался собственно акциз (спирт и спиртные напитки). Во- вторых, взимались особые сборы за переделку спирта в водочные изделия (разного рода водки, наливки и т.п.). В-третьих, патентный сбор, который уплачивали винокуренные и водочные заводы.

Краткий анализ теоретически воззрений С.Ю. Витте в области налогов и налогообложения, практическая реализация отдельных налоговых нововведений позволяют сделать вывод о том, что многие из них не потеряли своей актуальности и в наше время. Изучение, осмысление и практическое использование отдельных аспектов реформаторских идей С.Ю. Витте представляется актуальным и в наши дни.

Вопрос №26. Сущность и формы налоговой политики.

Содержание и цели налоговой политики. Негативное и позитивное отношение к субъектам хозяйствования. Типы налоговой политики.

Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов.

Налоговая политика – это система целенаправленных действий и определенных экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий государства в области налогообложения.

Налоговая политика формируется прежде всего с учетом общеполитического устройства государства, при этом учитываются требования государственной экономической политики, в первую очередь ее финансовой и бюджетной составляющих.

Цели налоговой политики:

  1. достижение постоянного устойчивого экономического роста, устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности;
  2. обеспечить полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
  3. обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
  4. обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  5. обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
  6. создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
  7. достижение и сохранение равновесия во внешнеэкономической деятельности.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, используют различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчёта, целями их использования и странами их применения:

- применение льгот не должно  наносить существенного ущерба  государственным экономическим  интересам;

- порядок действия налоговых  льгот определяется законом и  не подлежит существенным корректировкам  на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства, а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования.

Существует три основных типа налоговой политики:

  1. политика максимальных налогов;
  2. политика экономического развития;
  3. политика социальной защиты.

Политика максимальных налогов используется с целью оздоровления финансовой системы. Собранные налоговые поступления тратятся на обеспечение бюджетного потребления и максимального уровня государственных закупок. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

Политика экономического развития способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

Политика социальной защиты предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговую политику подразделяют на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия определяет долговременный государственный курс в налоговой области и подразумевает выполнение крупномасштабных задач. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

  • экономические (регулирующая) – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране;
  • социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
  • фискальные – повышение доходов государства;
  • международные – укрепление экономических связей с другими странами.

Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития. Её основным методом служит оперативное внесение изменений в нормативные акты налогового законодательства или локальная трансформация действующей системы налогообложения и налогового администрирования.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституционными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.

 

 

Вопрос №27. Механизмы налоговой политики.

Сущность налогового механизма. Элементы налогового механизма. Сущность налогового планирования. Содержание налогового регулирования. Цели налогового контроля.

Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов.

Налоговая политика – это система целенаправленных действий и определенных экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий государства в области налогообложения.

Налоговая политика формируется прежде всего с учетом общеполитического устройства государства, при этом учитываются требования государственной экономической политики, в первую очередь ее финансовой и бюджетной составляющих.

Налоговый механизм – это совокупность инструментов, методов и средств, с помощью которых осуществляется практическая реализация налоговой политики.

В состав налогового механизма входят следующие основные элементы:

  • законодательное и нормативное обеспечение (законодательство о налогах и сборах, подзаконные нормативные акты);
  • информационно-методическое обеспечение (информационно-пропагандистские материалы);
  • методические рекомендации и разъяснения Минфина РФ  и ФНС РФ;
  • организационное обеспечение (методы налогового контроля, регламент проведения налоговых проверок и т.п.);
  • материально-техническое и кадровое обеспечение, необходимое для осуществления эффективной работы налоговых органов.

Центральным звеном механизма служит законодательство РФ о налогах  и сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в России. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В развитие законодательства принимаются подзаконные нормативные акты, уточняющие и конкретизирующие его применение, а также методические рекомендации по применению тех или иных положений.

Важный элемент налогового механизма – это налоговый контроль. Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а  также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ. Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления ,своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).

Налоговый контроль в РФ проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Цели мероприятий налогового контроля:

  • выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
  • предупреждение их совершения в будущем;
  • обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Для достижения указанных целей  налоговыми и иными контролирующими  органами (таможенными, органами государственных внебюджетных фондов и органами внутренних дел) используются следующие формы (способы) налогового контроля:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и др.

Налоговая проверка служит формой (способом) контроля налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с целью принятия мер по предотвращению и устранению нарушений, взысканию недоимок по налогам, привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Под методами налогового контроля следует понимать приемы ,способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении. Существует несколько видов налоговых проверок: камеральная (документальная), выездная (фактическая), встречная (встречная проверка основывается на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях) и повторная.

Информация о работе Лекции по "Налогам"