Налоговая система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:57, дипломная работа

Краткое описание

Одним из высокоразвитых государств Западной Европы является Великобритания. Великобритания расположена на северо-западе Европы на Британских островах. Территория страны - 242,5 тыс. квадратных километров. Омывается Северным морем и Атлантическим океаном, от континента отделяется проливом Ла-Манш. Под контролем Великобритании находятся 13 колониальных и зависимых территорий с населением около 6 миллионов человек. Столица: Лондон. Официальный язык - английский. Население: Примерно 60 млн. человек. Около 78% населения англичанами, остальные представлены шотландцами, валлийцами (уэльсцы) и ирландцами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ……………………………………………6
Возникновение налогообложения в Великобритании………………….6
Система налогообложения и государственные налоговые структуры Великобритании ………………………………………………………...21
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ…………30
Налоги на доходы………………………………………………………..30
Личный подоходный налог (Personal Income Tax)……………...30
Корпорационный налог – налог на прибыль (Corparation Tax)..38
Налоги на расходы………………………………………………………42
Налог на добавленную стоимость – НДС (Value Added Tax)…42
Акцизный сбор (Excise Duties)…………………………………..48
Налоги на капитал……………………………………………………….56
Налог на прирост капитала (Capital Gains Tax)…………………56
Налог на наследство (Inheritance Duties)………………………...60
Таможенные пошлины, сборы и платежи……………………………..63
Таможенные пошлины (Customs Duties)………………………..63
Гербовый сбор налога на землю (Stamp Duty Land Tax)…...…..66
Взносы в систему социального страхования (National Insurance Contribution) ………………………………………………………68
Местные налоги…………………………………………………...70
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОООБЛОЖЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……..……………………………………………75
Направления реформирования системы налогообложения в Великобритании…………………………………………………………75
Возможности использования опыта налогообложения Великобритании в российской налоговой практике……..……………83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ.92
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………95

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Великобритании.docx

— 249.11 Кб (Скачать файл)

Система налогового законодательства Соединенного Королевства включает четыре уровня нормативного регулирования.

Первый - Конституция Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Особенность Британской Конституции  заключается в том, что она  не является единым консолидированным  актом, но это стало результатом  исторического развития событий: считалось, что нет необходимости составлять единый документ, который бы регулировал  отношения, традиционно составляющие предмет Конституции. Это было вызвано  постепенным развитием законодательства Соединенного Королевства и отсутствием  каких-либо событий, которые могли  бы привести к резкому изменению  в его Конституции, например революции, поражений в войнах или существенного  изменения политической идеологии.

Несмотря на то, что британская Конституция определяется как "неписаная", у нее есть "писаные" элементы, в том смысле, что конституционные  нормы содержатся в законах. Однако, единого правового акта под названием "Британская Конституция" нет.

Основные конституционные принципы отражены в следующих законах, составляющих британскую Конституцию:

Великая Хартия Вольностей (Magna Carta), 1215 года - закрепление защиты от произвольного наказания и права на справедливый суд и правосудие (ранняя попытка кодифицировать некоторые из основных принципов);

Петиция права (The Petition of Right), 1628 года - запрет установления налогов без согласия Парламента;

Билль о правах (The Bill of Rights), 1689 года, закрепивший перечень запретов, определяющих и сегодня принципы правового регулирования отношений между государством и налогоплательщиком. В частности, следующие действия были признаны незаконными:

- исполнение законов королевской  властью без согласия Парламента;

- несоблюдение законов или их  неисполнение королевской властью;

- сбор денег Короной без разрешения Парламента;

- формирование или поддержание  боеспособной армии в мирное  время без согласия Парламента.

Закон о Европейских Сообществах (The European Communities Act), 1972 года определил механизм инкорпорации европейского права в право Великобритании и порядок взаимодействия национальных государственных органов и институтов ЕС, в том числе и в сфере налогов;

Закон о правах человека (The Human Rights Act), 1998 - инкорпорировал Европейскую Конвенцию по правам человека в право Великобритании, создав правовую основу для общеевропейского механизма защиты прав британских граждан, включая права налогоплательщиков14.

Второй уровень - законы. В Великобритании различают: а) общие законы (Acts), б) билли (Bills), законы, содержащие общепризнанные права и свободы, в) статуты, специализированные законы, внесенные и утвержденные Парламентом по представлению правового департамента Правительства. Основным правоустанавливающим законом, относящимся к источникам налогового права, является закон "Об управлении налогами" 1970 года (Taxes Management Act), регулирующий полномочия уполномоченных государственных органов (Совета Службы внутренних доходов), дающий определения отдельным категориям участников налоговых правоотношений (налоговым консультантам (Tax consultants)), а также, что наиболее важно, устанавливающий права и обязанности налогоплательщиков в отношениях, возникающих в связи с уплатой налогов. Закон об управлении налогами конкретизирует общие и налоговые принципы, закрепленные в законах, составляющих Конституцию Великобритании. Например, в отношении принципа соблюдения законов (обязанность платить учрежденные законом налоги), он устанавливает санкцию за неподачу налоговой декларации в течение первых шести месяцев года, следующего за отчетным (Закон "Об управлении налогами", часть II). Помимо этого, закон предусматривает ограниченный перечень вопросов, по которым член Совета Службы внутренних доходов может направить налогоплательщику запрос. Это ограничивает возможность негативного влияния налоговых проверок на работу (ведение дел) налогоплательщиками и, по сути, является защитой от произвола налоговых органов государства.

Далее следует целая группа специальных  законов, регулирующих отдельные виды налогов и связанные с ними права и обязанности налогоплательщиков: закон "О налоге на добавленную  стоимость" 1994 года (Value Added Tax Act) - устанавливает круг субъектов данного налога, единую для всех ставку НДС, определяет единую базу налогообложения, предусматривает временную (не более чем на год, с возможностью продления на такой же срок) возможность увеличения ставки НДС Министерством финансов; закон "О подоходном и корпорационном налогах" 1988 года (Income and Corporation Taxes Act), закон "О налоге на наследство" 1984 года (Inheritance Tax Act) и другие. В завершение также следует назвать финансовые законы (Finances Acts), которые вносят изменения в действующие законы, тем самым, адаптируя их к изменяющимся экономическим условиям.

Третий уровень - прецеденты. Им придается  особое значение из-за того, что они  играют роль "кровеносной системы" британского права и в силу своей многочисленности сформировали даже свое "прецедентное право". В  государствах англосаксонской правовой системы судебная практика всегда определяла развитие национальной системы права. "Прецедент в них является той  исторически сложившейся формой права, которая во всех его отраслях и подотраслях, в том числе и в налоговом праве, ориентирует развитие законодательства. Во многом это было связано с тем, что общие принципы национального права были сформулированы в судебных решениях". Прецедентное право формируется из решений высших судебных инстанций, то есть Суда Королевской Скамьи - отделения Высокого Суда, Апелляционного Суда, Палаты Лордов и Судебного комитета Тайного Совета.

Классическим примером того, как  суды дают толкование положений законов  Великобритании, имеющих отношение  к налогам и правам граждан, является решение по делу Congreve v Home Office (1976) QB 629. Суть дела такова, что до 31 марта 1975 года лицензия на цветной телевизор стоила 12 фунтов стерлингов на 12 месяцев, а, начиная с 1 апреля 1975 года, ее стоимость возросла до 18 фунтов. Тысячи людей обновили свои лицензии до 1 апреля, для того чтобы сэкономить 6 фунтов. Стремясь компенсировать утраченный доход, Министерство внутренних дел (Home Office) предупредило тех, кто получил свои лицензии за 12 фунтов, что им следует доплатить еще 6 фунтов, иначе их новые лицензии будут отозваны уже по истечении 8 месяцев. Апелляционный Суд постановил, что эта угроза являлась неправомочным использованием дискреционного права отзыва по закону о беспроволочной телеграфной связи (Wireless Telegraphy Act, 1949). Решение основывалось на давно установленном принципе, в соответствии с которым налоги не могут вводиться без согласия Парламента. Таким образом, министр внутренних дел не мог использовать свое право как "средство извлечения денег, на которое Парламент не давал ему мандата". Помимо данного дела можно также упомянуть Attorney-General v Wiltshire United Dairies (1921) 37 TLR 884, по которому было установлено, что не существует исключительных полномочий на введение налога без согласия Парламента.

Другие судебные решения содержат толкование положений нормативных  актов в связи с рассмотрением  налоговых споров и, таким образом, влияют на развитие налогового законодательства путем восполнения существующих пробелов. В качестве примера можно  привести дело CIR v Bullock (1976) и дело Plummer v CIR (1987), по которым, в целях налогообложения, лицо может приобрести место жительства по выбору путем перемещения в новую страну с твердым намерением там остаться. Намерение обосноваться должно быть продемонстрировано позитивными действиями. Помимо этого, у лица должно быть явно выраженное желание отказаться от прежнего места жительства. Удержание в собственности прежнего дома будет являться доказательством обратного желания. С помощью этого прецедента были разъяснены критерии налогового резидентства.

Четвертым, заключительным уровнем  являются подзаконные акты. В Великобритании - это преимущественно акты делегированного  законодательства, принятые исполнительной властью на основе прав, переданных Парламентом. Подавляющее большинство  актов делегированного законодательства или того, что может быть названо  вторичным законодательством, принимается  в форме статутных инструментов (Statutory Instruments). Термин "статутные инструменты" употребляется для обозначения всех форм вторичного законодательства, предусмотренного законом "О статутных инструментах" (Statutory Instruments Act), 1946. Несмотря на имеющееся общее обозначение "статутные инструменты", к различным видам статутных инструментов относятся: правила (rules), приказы (orders), инструкции (regulations), ордера (warrants) и предписания (directions).

Налоги, взимаемые в Великобритании, могут быть классифицированы различными способами. Существует тройное деление  на налоги на прибыль, капитал и потребление. Как альтернатива, кстати, менее  подверженная критике, возможно деление  на прямые и косвенные налоги. Возьмем  за основу последнюю классификацию. Итак, к прямым налогам британские юристы относят:

1) налог на прибыль;

2) налог на приращение капитала;

3) налог на наследство;

4) корпорационный налог; 

5) штамповый сбор;

6) налог на топливо; 

7) муниципальный налог. 

Нужно отметить несколько любопытных деталей. Британская правовая школа  не проводит принципиального различия между налогом и сбором, относя последний к налогам. Именно поэтому в списке прямых налогов стоит штамповый сбор и акцизы они классифицируют как сбор. Помимо этого, британский налог на прибыль носит универсальный характер, то есть сочетает в себе одновременно черты российского налога на прибыль предприятий и подоходного налога, поскольку взимается как с физических, так и с юридических лиц15.

К косвенным налогам юристы Великобритании относят:

1) НДС; 

2) налог на автомобили;

3) таможенные пошлины; 

4) акцизы.

Еще одна классификация налогов  это их деление на местные и  общегосударственные. К местным налогам относится налог на имущество, который дает около 10% налоговых доходов. К общегосударственным налогам относятся - корпоративный налог (налог на прибыль предприятий), подоходный налог с физических лиц, налог на доходы от нефти, налог с наследства, налог на прирост капитала, налог на добавленную стоимость (НДС - VAT), гербовые сборы, пошлины и акцизы. Общегосударственные налоги дают более 90% налоговых доходов в государственный бюджет.

Организация эффективного процесса налогообложения - это один из самых  оптимальных способов достичь наилучшего результата работы вашей компании.

Великобритания имеет  около 100 подписанных договоров с  разными странами мира об избежании двойного налогообложения, в том числе и с Россией.

  1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

    1. Налоги на доходы
      1. Личный подоходный налог (Personal Income Tax)

Британское налогообложение может  казаться сложным для того, кто  с ним не знаком, но подобно большинству  систем налогообложения, оно становится понятным, как только начинаешь узнавать, как оно происходит.

Англичане не любят подоходный налог. В 1449 году попытка его ввести кончилась восстанием в графстве Кент. В результате король был вынужден отрубить голову своему главному сборщику налогов и налог отменил. В 1472 году Эдуард IV добился от парламента введения 10-процентного подоходного налога, чтобы нанять 13 тыс. лучников для войны во Франции. Англичане отказались платить, и королевский министр финансов признал, что налог придется отменить. В 1641 году парламент принял закон, согласно которому дворяне платили подушный налог (от 100 фунтов в год для герцога до 10 фунтов для сквайра), а недворяне — подоходный (5% в год). Недворяне платили настолько неохотно, что в 1698 году подоходный налог был отменен с формулировкой: "Не подходит для Англии"16.

Однако подоходный налог  в его современном виде заимствован  всеми странами именно из Англии, где  он был придуман в 1799 году, чтобы  найти деньги для войны с Наполеоном, но не повышать акцизы (нынешние налоговые  декларации в США или России полностью  копируют английские декларации того времени). Англичане согласились  платить при условии, что налог  будет отменен через полгода  после окончания войны. Его действительно  отменили (и даже уничтожили весь архив  налоговых деклараций), но потом  снова ввели, потому что Великобритания продолжала воевать, а налогоплательщики  вновь согласились помочь государству. В 1894 году в Англии же придумали сделать  ставки налога прогрессивными. Заметим, что в Англии идея прогрессивного налогообложения вызвала ожесточенные дискуссии о свободе и гражданских правах. Но, в конце концов, налогоплательщики признали, что раз сам подоходный налог не слишком ущемляет их свободу, то богатые могут заплатить и побольше.

Подоходный налог является налогом на доходы. Не все доходы облагаются налогом. Налог взимается только с налогооблагаемого дохода выше определенного уровня. Но и в этом случае есть способы и различные пособия, которые могут снизить подоходный налог. В некоторых случаях подоходный налог можно будет вообще не платить.

Налогооблагаемый доход  включает в себя:

  1. Доходы от работы по найму – полной, неполной и временной занятости;
  2. Некоторые льготы или выгоды выплачиваемые работодателем;
  3. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
  4. Большинство пенсионных доходов (государственных, корпоративных, личных);
  5. Проценты по большинству сбережений;
  6. Инвестиционный доход;
  7. Доходы от акций (дивиденды);
  8. Рентный доход – более £4250 в год (≈212 000руб.);
  9. Доходы, выплачиваемые по кредитам;
  10. Государственные пособия – по уходу на дому, по безработице, пособие по нетрудоспособности, еженедельные пособия в связи с «тяжелой утратой», пособия в связи с материнством, отцовством, вдовством17.

Есть определенные виды доходов, с которых никогда не платится подоходный налог. К ним относятся некоторые льготы, доход от освобожденных от налогов счетов, рабочий налоговый кредит, вознаграждения по выигрышным облигациям.

Наиболее распространенными необлагаемыми налогом государственными пособиями являются:

    1. Пособие по инвалидности;
    2. Пособие по уходу;
    3. Единовременные выплаты в связи с «тяжелой утратой»;
    4. Пенсионный кредит;
    5. Платежи за зимнее топливо и  рождественские бонусы;
    6. Пособие на жилье £400 в неделю за жилье, в котором более 3 спален, за квартиру с 1 спальней - £250 в неделю, с 2 спальнями - £290 в неделю, с 3 спальнями - £340 в неделю;
    7. Пособие на занятость и поддержку - начиная с апреля 2013 года, для граждан, не имеющих работы, пособие на жилье снижено на 10% после получения ими пособия по безработице в течение 12 месяцев;
    8. Пособие на первые 28 недель по нетрудоспособности;
    9. Пособие на ребенка (до 16 лет) – £20,30 (≈1000 руб.) на первого ребенка и £13,40 (≈670 руб.) за остальных. Для семей с доходом более £40000 в год с апреля 2011 года отменен налоговый зачет, выплачиваемый на ребенка. Для семей с низким доходом налоговый зачет, выплачиваемый на каждого ребенка, будет увеличен с 2012 года;
    10. Пособие опекуна (≈700 руб. в неделю);
    11. Пособие по материнству;
    12. Пособие в связи с травмами на производстве;
    13. Пособие по утрате трудоспособности;
    14. Пенсии военным вдовам;
    15. Пособие молодому человеку (подъемные);
    16. Не облагаются налогом так же сберегательные сертификаты18.

Информация о работе Налоговая система Великобритании