Налоговое администрирование: его содержание, функции задачи; проблемы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием и неопределенностью трактовки налогового законодательства, направлено на улучшение качества налогового администрирования, которое не должно препятствовать развитию предпринимательской деятельности. Такие меры должны способствовать увеличению доли налогоплательщиков, положительно оценивающих работу налоговых органов, повышению качества, ускорению и упрощению налоговых процедур, общему повышению "комфортности" налоговой системы.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Основы налогового администрирования в Российской Федерации.
1.1. Понятие и сущность налогового администрирования в Российской Федерации, функции налогового администрирования
1.3. Анализ методов оценки деятельности налоговых органов.

ГЛАВА 2. Характеристика проблемных вопросов налогового администрирования
2.1. Меры государственной политики, направленные на решение проблемных вопросов налогового администрирования.
2.2. Оценка эффективности применения современных технологий в работе налоговых органов.
2.3. Анализ факторов, влияющих на результаты налогового администрирования.

ГЛАВА 3. Пути совершенствования процедур налогового администрирования.
3.1. Использование новых технологий для целей налогового администрирования.
3.2. Построение эффективных взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

после.вариант.docx

— 88.17 Кб (Скачать файл)

Налоговое администрирование: его содержание, функции задачи; проблемы совершенствования

Введение

ГЛАВА 1. Основы налогового администрирования в Российской Федерации.

1.1. Понятие и сущность  налогового администрирования в Российской Федерации, функции налогового администрирования

1.3. Анализ методов оценки деятельности налоговых органов.

 

ГЛАВА 2. Характеристика проблемных вопросов налогового администрирования

2.1. Меры государственной политики, направленные на решение проблемных вопросов налогового администрирования.

2.2. Оценка эффективности применения современных технологий в работе налоговых органов.

2.3. Анализ факторов, влияющих на результаты налогового администрирования.

 

ГЛАВА 3. Пути совершенствования процедур налогового администрирования.

3.1. Использование новых  технологий для целей налогового  администрирования. 

3.2. Построение эффективных  взаимоотношений между налоговыми  органами и налогоплательщиками.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

Введение

Большой вклад в развитие экономики внесла утвержденная Правительством РФ Федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов», благодаря которой реализован целый ряд функций и процедур налогового администрирования (создан ЕГРЮЛ; внедрены современные информационные технологии и электронный документооборот; введены углубленные камеральные проверки; осуществлена модернизация структуры налоговых органов). Функция организации в налоговом администрировании, благодаря которой обеспечен эффективный контроль за уплатой налогов, повышение уровня их собираемости, предупреждение неплатежей, пресечение случаев ухода от налогообложения и улучшение работы налоговых органов, в целом проявляется в построении организационной структуры налоговых органов, в создании механизма координации их работы. Указанные действия направлены на достижение организационного единства в деятельности всех звеньев Федеральной налоговой службы и их взаимодействие с правоохранительными и другими контролирующими органами, а также с органами государственного управления и налогоплательщиками. Именно таким образом происходит влияние налогового администрирования как основы собираемости налогов на развитие экономики страны.

В результате принятых мер, направленных на совершенствование  налоговой системы, сократились  масштабы уклонения от уплаты налогов  и пошлин, возросли налоговые поступления  в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность. Несмотря на это, в настоящее время  требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в том числе  системы администрирования, в целях  создания максимально комфортных условий  для расширения экономической деятельности и перехода отечественной экономики  на инновационный путь развития, а  также на снижение масштабов уклонения  от налогообложения.

Снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием и неопределенностью трактовки  налогового законодательства, направлено на улучшение качества налогового администрирования, которое не должно препятствовать развитию предпринимательской деятельности. Такие меры должны способствовать увеличению доли налогоплательщиков, положительно оценивающих работу налоговых органов, повышению качества, ускорению и  упрощению налоговых процедур, общему повышению "комфортности" налоговой  системы.

На формирование эффективного налогового администрирования как  основы собираемости налогов влияют некоторые факторы. В связи с  изменением политической ситуации в  России и переходом к рыночной экономике появилась необходимость  в абсолютно новой налоговой  политике, направленной на проведение налоговой реформы, создание адаптированной к рыночным отношениям налоговой  системы, обеспечивающей государство  необходимыми налоговыми поступлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Основы налогового администрирования в Российской Федерации.

1.1. Понятие и сущность  налогового администрирования в Российской Федерации, функции налогового администрирования

Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

На современном этапе  развития экономики одной из важных задач повышения эффективности  функционирования налоговой системы  России является совершенствование  и последующее результативное развитие процесса налогового администрирования, ориентированного не только на формирование доходной части бюджетов всех уровней  РФ за счет повышения уровня собираемости налогов и сборов, но и на уменьшение как затрат налогоплательщиков в  контексте организации предельно  благоприятных условий при исполнении ими налоговых обязательств, так и расходов на реализацию функции налогового контроля со стороны государства. Концепцией налоговой политики Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. совершенствование налогового администрирования возведено в ранг первостепенных задач, способствующих социально-экономическому развитию страны [2]. При этом модернизация отечественной системы налогового администрирования видится в уменьшении общего уровня административной нагрузки за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков[2].

Именно налоговое администрирование, по мнению специалистов, призвано навести  порядок в сфере налогообложения  и налоговых отношениях государства  и налогоплательщиков.

Налоговое администрирование - это организация и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля - налоговых инспекций, система управления налоговыми отношениями.

Выделяют два состава  налоговых администраций:

1) первый включает Федеральную  налоговую службу, Федеральную таможенную  службу Российской Федерации;

2) второй состав включает  государственную налоговую администрацию,  которую составляют государственные  органы, наделенные властными полномочиями  в области налогообложения и  являющиеся участниками отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах [7].

В современной экономической  литературе по выбранной тематике зачастую понятие "налоговое администрирование" трактуется как управление налоговой  системой. Так, С.П. Уварова, используя  в научной налоговой терминологии понятие "налоговый менеджмент", уточняет его сущностную характеристику: "Налоговый менеджмент - совокупность отдельных составляющих процесса управления налогообложением: налоговое планирование, налоговое регулирование, налоговый  контроль" [11]. По мнению ряда отечественных специалистов в области налогообложения, налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, включающую комплекс мер по оптимизации структуры налогов, разработке концепций налогообложения, по сбору и анализу получаемых результатов и подготовке предложений по повышению эффективности налоговой системы страны, а также реализующую контрольную функцию налогов [5, 6].

 С.С. Старикова отмечает, что в рамках процессного подхода  налоговое администрирование может  быть охарактеризовано как "...процесс  управления налоговым производством,  реализуемый налоговыми и иными  органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными  полномочиями в отношении налогоплательщиков  и плательщиков сборов" [10]. С точки зрения Е.А. Михайловой, под налоговым администрированием понимается деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ организациями и физическими лицами, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов [8]. Таким образом, концепция налогового администрирования состоит в следующем [4, 9]:

- налоговое администрирование,  являясь инструментом налоговой  политики государства, одновременно  выступает частью управления  налоговыми отношениями и, следовательно,  частью налоговой системы;

- налоговое администрирование  имеет двойственный характер, обусловленный наличием прямых и обратных связей ввиду наличия как публичного, так и частного интереса;

- функциональное поле  налогового администрирования обозначено  традиционными функциями управления (планирование, контроль, регулирование), а также текущего и последующего  мониторинга с учетом специфики  исследуемого объекта. При этом  контрольная составляющая налогового  администрирования шире законодательно  установленного определения налогового  контроля.

Вместе с тем, как показывает практика, в условиях динамичности и неопределенности экономической  конъюнктуры на макро- и микроуровне возникает потребность в поиске новых технологий, методов, приемов и способов налогового администрирования, обеспечивающих его эффективность, мобильность и маневренность.

В связи с тем, что для успешного проведения налоговой политики государства необходима система организационных мероприятий, понятие "налоговое администрирование" можно рассматривать с двух сторон.

Во-первых, это система органов управления, в которые входят как законодательные, так и административные налоговые органы. К их основным обязанностям относится процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Такие органы управления должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.

Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства  [7].

Налоговое администрирование  заключается в реализации комплекса  мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

Налоговое администрирование  является особой сферой деятельности государства, включающей следующие  вопросы.

1.На основе прогнозных  расчетов роста доходности предприятий,  отраслей и всей экономики  в целом составляется план  объемов налоговых поступлений  на среднесрочную перспективу.

2.Разработка новых концепций  налогообложения, способствующих  развитию бизнеса без ущерба  для государственных социальных  программ.

3.Составление налоговых  обоснований для обеспечения  протекционистской политики в  системе внешнеэкономической деятельности.

Налоговая администрация - это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

В настоящее время для  налогового администрирования требуется:

- максимальная автоматизация  процедур сбора, хранения и  обработки бухгалтерской и налоговой  отчетности;

- централизация и интеграция  информационных ресурсов с обеспечением  оперативного доступа к ним  при выполнении контрольной работы;

- стандартизация всех  функций налогового администрирования;

- стандартизация и унификация  программно-технических комплексов.

Государственная налоговая  администрация должна выполнять  две основные функции в налоговой  сфере:

1) в результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. По результатам контрольной деятельности должен делаться вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят;

2) правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.

Органы налоговой администрации  информируют друг друга об имеющихся  у них материалах, таких как:

- нарушения законодательства  о налогах и сборах и налоговые  преступления;

- принятые меры по пресечению  налоговых нарушений;

Информация о работе Налоговое администрирование: его содержание, функции задачи; проблемы совершенствования