Налоговое администрирование: его содержание, функции задачи; проблемы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием и неопределенностью трактовки налогового законодательства, направлено на улучшение качества налогового администрирования, которое не должно препятствовать развитию предпринимательской деятельности. Такие меры должны способствовать увеличению доли налогоплательщиков, положительно оценивающих работу налоговых органов, повышению качества, ускорению и упрощению налоговых процедур, общему повышению "комфортности" налоговой системы.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Основы налогового администрирования в Российской Федерации.
1.1. Понятие и сущность налогового администрирования в Российской Федерации, функции налогового администрирования
1.3. Анализ методов оценки деятельности налоговых органов.

ГЛАВА 2. Характеристика проблемных вопросов налогового администрирования
2.1. Меры государственной политики, направленные на решение проблемных вопросов налогового администрирования.
2.2. Оценка эффективности применения современных технологий в работе налоговых органов.
2.3. Анализ факторов, влияющих на результаты налогового администрирования.

ГЛАВА 3. Пути совершенствования процедур налогового администрирования.
3.1. Использование новых технологий для целей налогового администрирования.
3.2. Построение эффективных взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

после.вариант.docx

— 88.17 Кб (Скачать файл)

Согласно мемориальным ордерам  Е.В. Попова  по договору от 06.03.2009 произвела частичную оплату 26.02.2009 и полную оплату 16.03.2009 года. В указанный период времени истица имела статус индивидуального предпринимателя.

Судом при вынесении решения  учитывались разъяснения Министерства Финансов Российской Федерации, отраженные в письме от 09.02.2011 № 07-02-06/14, согласно которым в случае, когда отгрузка товаров была произведена в одном  налоговом периоде, а право собственности  на этот товар перешло к покупателю в другом налоговом периоде, начисление НДС следует произвести в том  налоговом периоде, в котором  осуществлена фактическая отгрузка товара, независимо от момента перехода права собственности.

Пример 4.Налоговыми органами Архангельской области в 2010 году проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Д.Г. Шоломицкого, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории городов Коряжмы, Котласа, Великого Устюга и др. По результатам данной проверки выявлен ряд нарушений налогового законодательства: неправомерное применение системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД по оказанию услуг боулинга (данный вид деятельности должен был облагаться по общей системе налогообложения); по деятельности - организация общественного питания в ресторане «Черчилль» также неправомерно уплачивался ЕНВД (по результатам проверки установлено, что общая площадь зала обслуживания посетителей превысила допустимые для ЕНВД 150 кв. м); неуплата НДФЛ с дохода, в виде материальной выгоды от сдачи в аренду нежилых помещений взаимозависимым лицам по ценам значительно ниже, чем «чужим» лицам.

Общая сумма доначисленных предпринимателю налоговых платежей (с учетом пени и штрафных санкций) составила более 24 млн. рублей.

Предприниматель, не согласившись с  выводами проверяющих, обжаловал решение налогового органа в суд. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил правомерность выводов налогового органа и в феврале 2011 года предприниматель добровольно уплатил в бюджет сумму, доначисленную по результатам проверки.

Внедрение современных информационных технологий даст возможность налоговым  органам перейти на более качественный уровень взаимоотношений с налогоплательщиками, усилит авторитет налоговых органов  среди населения. Это позволит повысить полноту и своевременность поступления  налоговых доходов в бюджеты  Российской Федерации при сокращении затрат на администрирование поступлений, повышении информированности администраторов  доходов о состоянии задолженности  по каждому плательщику. Четко организованная система налогового администрирования  позволит обеспечить модернизацию и  устойчивые сбалансированные темпы  экономического роста, что необходимо в условиях инновационного развития экономики.

 

2.3. Анализ факторов, влияющих на результаты налогового администрирования.

В связи с переходом  России к рыночной экономике и  интеграцией в международное  экономическое сообщество возникла необходимость радикальной перестройки  налоговых отношений путем проведения налоговой реформы, направленной на создание эффективной налоговой  системы, развитие экономики и увеличение валового внутреннего продукта. В  настоящее время уже проведены  основные мероприятия по совершенствованию  налоговой системы, заключающиеся  в ее упрощении, повышении экономической  обоснованности взимания налогов и  сборов, снижении налоговой нагрузки на экономику. На протяжении нескольких лет в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в качестве основной проблемы, требующей решения в области  налоговой реформы, указывается  недостаточно эффективное реформирование налогового администрирования. Именно по этой причине при проведении реформ, направленных на повышение эффективности  налогового администрирования, ежегодно ставятся схожие по своему содержанию задачи. Такой акцент делается в  связи со стремлением вывести  систему налогового администрирования  на качественно новый уровень - уровень  развитых стран.

Эффективная налоговая система (включающая как основные элементы налогообложения, так и процедуры  налогового администрирования) должна соответствовать следующим основным требованиям:

- учитывая, что за счет  налоговых поступлений формируется  более 70% доходов бюджетной системы  РФ, налоговая система должна  обеспечивать устойчивое формирование  бюджетных доходов, необходимых  для исполнения расходных обязательств  РФ, ее субъектов и муниципальных  образований, а также осуществление  ФНС и ее территориальными  органами функций главного администратора  доходов соответствующих бюджетов;

- уровень и структура  налоговой нагрузки не должны  ухудшать условия экономического  роста, искажать условия конкуренции,  препятствовать притоку инвестиций;

- администрирование налоговых  платежей должно исходить из  минимизации связанных с ним  издержек бизнеса за счет совершенствования  налогового учета и отчетности, устранения неопределенности, пробелов  и внутренних противоречий налогового  законодательства, повышения прозрачности  и упрощения процедур взаимодействия  налогоплательщиков с налоговыми  органами.

На современном этапе  экономического развития налоговое  администрирование в зависимости  от его целей и задач, определенных государственной политикой в  области налоговых отношений, в  основном рассматривается в качестве потенциального резерва снижения налоговой  нагрузки, основы повышения собираемости налогов, а также основы развития международных экономических процессов. Эти показатели отражают содержание понятия "налоговое администрирование".

Важность процесса налогового администрирования обусловлена  тем фактом, что администрирование  является составной частью процесса управления.

Уровень собираемости налогов  является индикатором качества функционирования системы налогового администрирования. В свою очередь, налоговое администрирование  служит основой для повышения  собираемости налогов.

Согласно данным, приведенным  ФНС России, средний уровень собираемости налоговых доходов в федеральный  бюджет в течение 2001 - 2002 гг. составлял 90%, в 2003 г. - 95,4%. За последние четыре года данный показатель повысился до 96 - 98%, что выше, чем во многих странах  Евросоюза. Принципиальное отличие  в том, что в развитых странах  собираемость налогов рассчитывается как доля фактических поступлений  налогов в величине налоговой  базы, установленной косвенным методом. Что касается России, то под уровнем  собираемости понимают отношение фактических  налоговых поступлений к максимальной сумме налоговых поступлений, складывающейся из фактических налоговых поступлений, а также совокупной задолженности по налоговым платежам.

На уровень налоговых  поступлений в некоторой степени  влияют не только общеэкономические  факторы, но и качество налогового администрирования, в особенности меры, принимаемые  налоговыми органами в отношении  обеспечения налоговых поступлений  в бюджетную систему.

Целый ряд функций и  процедур налогового администрирования  реализован за счет разработанной и  утвержденной Правительством РФ Федеральной  целевой программы "Развитие налоговых  органов", благодаря которой:

- создан Единый государственный  реестр юридических лиц;

- внедрены современные  информационные технологии и  электронный документооборот;

- введены углубленные  камеральные проверки;

- осуществлена модернизация  структуры налоговых органов.

Еще одним показательным моментом, свидетельствующим о повышении уровня профессиональности и результативности работы налоговых органов является сокращение размера уменьшенных по решению судов сумм, доначисленных налоговиками в результате проведения ВНП, почти в два раза. Так, в 2012 году в результате проведения ВНП доначислено 315 млрд рублей, а размер уменьшенных по решению судов платежей составил всего 42,5 млрд. рублей (что на 37 млрд. рублей меньше, чем в 2011 году).

Безусловно, статистика, особенно в руках государства, вещь ненадежная, но все же она является определенного  рода «маячком», сигнализирующим о  наметившихся тенденциях. А именно - налоговая служба больше не гонится  за количеством, а сконцентрировалась на качестве ВНП.

Что же позволяет добиваться более высокой эффективности  проверок? На официальном языке это  звучит так: «общее количество проверок сократилось..., что обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок...».

Переводя на «русский», это  значит, что налоговики наконец научились пользоваться тем нешуточным массивом информационных средств, созданных техническим «гением» прогресса.

Большая часть работы (70-80 %), необходимой для налогового контроля, теперь проводится именно в процессе предпроверочного анализа. Налоговый аналитик с помощью специальных технологий и инструментов собирает и обобщает всю информацию о налогоплательщике. Что позволяет налоговому органу еще до назначения ВНП составить максимально полную картину о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и обнаружить так называемые «проблемные места», дающие основание полагать о совершении субъектом налогового правонарушения и применении различных схем ухода от уплаты налогов.

Более того, как раз результаты предварительной аналитической  работы (во многом роботизированной) и  становятся основанием для проверки «удачливого» налогоплательщика.

Наш многолетний опыт консультирования клиентов по вопросам взаимоотношений  с налоговыми органами показал, что  до сих пор среди представителей бизнеса бытует мнение о том, что  выездная налоговая проверка проводится только раз в три года и не чаще. В действительности же ВНП может  и не назначаться годами, а может  быть назначена и в течение 1 года с момента регистрации компании. Ключевым моментом здесь является уверенность налогового органа в возможности выявления нарушений у конкретного налогоплательщика и доначислении ему существенной (!) суммы налога (минимальная сумма налога для юр.лиц - более 1 млн.руб).

К 2013 году запущены в эксплуатацию более 20 программных комплексов для отбора кандидатов на проверку, среди которых:

- ЭОД - местный уровень  (налоговая отчетность контрагента  в режиме онлайн);

- FIRA-Pro (база для анализа юридической и владельческой структуры бизнеса);

- ПК "Визуальный анализ  информации" (робот выводит в  графическом виде картинку структуры  бизнеса, доходов собственников  на основе формальной и неформальной  информации);

а также "Однодневка", "Схемы", "Досье рисков" и т.д....

Как происходит отбор «кандидата»  на ВНП. Ежеквартально в ЭОДе выбираются организации по 12-ти критериям риска (в среднем на одну районную инспекцию областного центра приходится 2 – 3 тыс. таких организаций). Из этого списка в предварительный план для ВНП, в первую очередь, автоматически включаются крупнейшие налогоплательщики, не проверявшиеся более 2 лет, а также налогоплательщики с выручкой свыше 100 млн рублей.

На втором этапе налогоплательщики  «просеиваются» уже более тщательно: с помощью программных средств  и баз данных выявляются так называемые «анонимные» контрагенты («неблагополучные»  организации с «номинальными» директорами  и учредителями), запрашиваются в  электронном формате выписки  по подозрительным налогоплательщикам из банков (особенно тщательно проверяются  разовые сделки от 1 млн рублей , для того чтобы размер доначислений был значительным), запрашиваются сведения об IP и MAC адресах устройств, получавших доступ к управлению счетом компании и ее контрагентов и т.д.

Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников. Например, в  FIRA-Pro удобно сконцентрированы базы данных по предприятиям, по отдельным отраслям деятельности, информация из банков, данные Росстата, ЕГРЮЛ, аналитика по трансфертному ценообразованию и другие полезные сведения.

Инспектор может легко  провести экспресс-оценку рисков конкретного  налогооплательщика, в автоматическом режиме выявить аффилированные с ним структуры и связи с «недобросовестными» поставщиками, сравнить показатели деятельности и объем отчислений налогоплательщика с компаниями-аналогами в том же регионе. Специальный сервис Solver позволяет, опять же в автоматическом режиме, нарисовать схемы взаимодействия с контрагентами и смежными структурами.

Для визуализации схем уклонения  от уплаты налогов также часто  используется программный комплекс ВАИ (Визуальный анализ информации). Он позволяет визуально отобразить взаимосвязи (в том числе неформальные) между компаниями, их учредителями и руководителями (к примеру, на предмет  взаимозависимости), финансовыми потоками (кто и кому платит), вплоть до “физиков”, через которых проходит “обналичка”

Таким образом, еще до проверки у фискалов имеется вся информация не только о вашей компании (или  группе компаний), но и обо всех “подозрительных” контрагентах и ваших взаимоотношениях с ними. Причем многое из этого они  получают в автоматизированном режиме, не вступая в длительную переписку  со смежными структурами и самим  налогоплательщиком, что должно заставить  хозяйствующих субъектов более  грамотно и детально подходить к  формированию своей налоговой политики, отказываясь от агрессивного налогового планирования.

Функция организации в  налоговом администрировании, благодаря  которой обеспечены эффективный  контроль за уплатой налогов, повышение уровня их собираемости, предупреждение неплатежей, пресечение случаев ухода от налогообложения и улучшение работы налоговых органов, в целом проявляется в построении организационной структуры налоговых органов, в создании механизма координации их работы. Указанные действия направлены на достижение организационного единства в деятельности всех звеньев налоговых органов и их взаимодействие с правоохранительными и другими контролирующими органами, а также с органами государственного управления и налогоплательщиками.

Информация о работе Налоговое администрирование: его содержание, функции задачи; проблемы совершенствования