Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:59, курсовая работа
Снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием и неопределенностью трактовки налогового законодательства, направлено на улучшение качества налогового администрирования, которое не должно препятствовать развитию предпринимательской деятельности. Такие меры должны способствовать увеличению доли налогоплательщиков, положительно оценивающих работу налоговых органов, повышению качества, ускорению и упрощению налоговых процедур, общему повышению "комфортности" налоговой системы.
Введение
ГЛАВА 1. Основы налогового администрирования в Российской Федерации.
1.1. Понятие и сущность налогового администрирования в Российской Федерации, функции налогового администрирования
1.3. Анализ методов оценки деятельности налоговых органов.
ГЛАВА 2. Характеристика проблемных вопросов налогового администрирования
2.1. Меры государственной политики, направленные на решение проблемных вопросов налогового администрирования.
2.2. Оценка эффективности применения современных технологий в работе налоговых органов.
2.3. Анализ факторов, влияющих на результаты налогового администрирования.
ГЛАВА 3. Пути совершенствования процедур налогового администрирования.
3.1. Использование новых технологий для целей налогового администрирования.
3.2. Построение эффективных взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Заключение
Литература
ГЛАВА 3. Пути совершенствования процедур налогового администрирования.
3.1. Использование новых
технологий для целей
Сбор и обработка информации о налогоплательщиках, поступающей из различных источников, ложится в основу формирования информационных ресурсов (источников) налоговых органов.
Сведения из информационных ресурсов (источников), а также результаты проведенного на основании имеющейся информации анализа используются налоговыми органами при осуществлении контрольной работы, в первую очередь для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок и проведения предпроверочного анализа.
Для повышения эффективности процедур налогового администрирования налоговыми органами применяются следующие способы обработки информации:
- Анализ соотношения риск - доходность.
В случае с выбором объекта для проведения выездной налоговой проверки с использованием данного способа может анализироваться соотношение объема потенциальных доначислений налогоплательщику по результатам проверки и вероятность выявления нарушения и защиты позиции налоговых органов в суде.
- Регрессионный анализ.
Позволяет на основе простого
алгоритма рассчитать показатели, необходимые
пользователю, например вероятность
ведения хозяйственной
- Нейросетевой анализ.
Нейросетевой анализ не делает никакого исходного предположения о форме связи между факторами и зависимой переменной, у нее нет четкого алгоритма классификации. Методы с использованием нейросетевых информационных технологий начинали внедряться в США. Они основаны на обучении нейронной сети путем загрузки в нее накопленных данных о показателях бухгалтерской и налоговой отчетностей налогоплательщика и результатах налоговых проверок. Обученная сеть может использоваться для отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки, например, на основании критерия вероятных доначислений налогов.
Кластерный анализ.
Используется для
Необходимость применения кластеризации обусловлена прежде всего наличием качественных различий между налогоплательщиками. При этом имеется возможность объединять налогоплательщиков в однородные группы. Причем добиться однородности группы можно по масштабу и виду деятельности налогоплательщиков, по стажу на рынке, другим признакам.
Профайлинг.
Это важнейший метод профилактики применения налогоплательщиками схем уклонения от налогообложения. В основе данного метода лежит поиск соотношения основных критериев для составления профайла налогоплательщика.
Профайлинг позволяет налоговым органам выявить зависимость между информацией из определенных источников, а также определить, насколько налогоплательщик (либо событие неуплаты налога) связан с определенными информационными характеристиками или моделью нарушения.
Метод позволяет определить
основные критерии для составления
набора характеристик
Одним из резервов повышения
качества контрольной работы является
более эффективное
3.2. Построение эффективных
взаимоотношений между
Использование горизонтального мониторинга широко практикуется в странах Европы (Великобритании, Нидерландах, Ирландии), но в российской практике является новым механизмом взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом, основанным на доверии, который впервые на практике реализован в конце 2012 г. подписанием Соглашений о расширенном горизонтальном взаимодействии (Соглашение) между ФНС России и компаниями - крупнейшими налогоплательщиками.
Горизонтальный мониторинг
- это осуществление налоговым
органом процедуры отслеживания
и анализа налоговых рисков по
финансово-хозяйственным
В рамках заключенных двусторонних соглашений налоговый орган будет осуществлять мониторинг финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков в режиме реального времени, а компании получат возможность заранее согласовывать свою позицию по вопросам налогообложения с ФНС России.
Основная цель соглашений – взаимодействие и информационный обмен, направленный на соблюдение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах, а также повышение предсказуемости налогового регулирования и качества администрирования налогоплательщиков.
Горизонтальный мониторинг предусматривает полное раскрытие информации о своей деятельности со стороны налогоплательщиков, что позволяет налоговым органам осуществлять налоговый контроль на постоянной основе. В случаях, когда имеются спорные вопросы по налогообложению сделок, компании могут предоставить информацию о совершенных или предполагаемых трансакциях для получения разъяснения по данному вопросу, и в дальнейшем скорректировать свою налоговую политику.
Такой механизм выгоден налогоплательщикам, утверждают в ФНС, «так как позволяет во многих случаях снизить налоговые риски за счет повышения предсказуемости налогового регулирования, уменьшить неопределенность, возникающую в процессе толкования и применения налогового законодательства».
Как отметили представители компаний — крупнейших налогоплательщиков, процедура заключения соглашения о горизонтальном мониторинге предполагает высокую степень открытости налогоплательщика для налоговых органов, прозрачность заключаемых сделок и готовность налогоплательщика к конструктивному профессиональному диалогу с налоговыми органами.
Горизонтальный мониторинг — новый способ расширенного информационного взаимодействия налоговой службы с налогоплательщиком, основанный на доверии. Этот сценарий контроля предусматривает организацию совместной работы налогоплательщика и налогового органа, в процессе которой первый в режиме онлайн сообщает второму обо всех своих налоговых рисках, как бы советуется во избежание ошибок и их следствия — штрафных санкций. Горизонтальный мониторинг может быть введен только с согласия предприятия и оформлен заключением специального соглашения. Предполагается, что применение метода горизонтального мониторинга также поможет сократить издержки на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и перераспределить ресурсы налоговиков для усиления контроля в отношении недобросовестных.
Горизонтальный мониторинг один из способов досудебного урегулирования споров, призван не устранить конфликт, а не допустить его, то есть работает на опережение, так как позволяет урегулировать все сложные вопросы еще до подачи декларации. В результате налоговая служба сможет разумно доверять добросовестному налогоплательщику, экономить на проведении проверок и анализов его деятельности, высвободив силы и средства для контроля за недобросовестным. В настоящее время ФНС России заключила соглашение о горизонтальном мониторинге с пятью крупнейшими российскими компаниями, но это только начало.
Например, горизонтальный анализ впервые на практике реализован в конце 2012 года подписанием «Соглашений о расширенном горизонтальном взаимодействии» (Соглашение) между ФНС России и компаниями - крупнейшими налогоплательщиками, в число которых вошло и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС.
В рамках подписанного
Стороны договорились о прекращении
производства по арбитражному спору, который
начался в конце 2011 года после
завершения МИФНС выездной налоговой
проверки ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» за
период 2008 – 2009 года. Заключение мирового
соглашения в рамках горизонтального
мониторинга стало возможным
благодаря активному участию
обеих сторон в процедурах и стремлению
иметь открытые и доверительные
отношения между налоговым
Например, 26 марта 2013 года соглашение о горизонтальном мониторинге подписала компания «Северсталь». Ранее проверки, проводимые налоговым органом заканчивалась доначислением налогов на миллиарды рублей, но в результате компания платила от 6 до 7 миллионов. Акты налогового органа оспаривались в суде. То есть каждая проверка — это много лишних процессуальных действий. В результате руководство предприятия справедливо посчитало, что компания создавалась не для ухода от налогов, скрывать ей нечего, поэтому постоянное информационное взаимодействие с налоговой службой пойдет только на пользу.
Раньше процесс общения компании с налоговой инспекцией занимал много времени. Теперь все операции можно посмотреть в реальном времени. Теперь, налоговый орган понимает, какая деловая цель была у компании при проведении тех или иных операций, почему те или иные сделки отражены именно таким образом. Это позволяет значительно снизить управленческие расходы.
С момента заключения соглашения представители компании и межрайонной налоговой инспекции вместе собирались три раза. Все вопросы в основном решаются по мобильному телефону и электронной почте. Реализацию соглашения регламентирует протокол информационного взаимодействия, в соответствии с которым и строится вся работа:
Введенный совсем недавно горизонтальный мониторинг как качественно новый уровень взаимодействия с налоговой службой уже дал свои результаты. Недавно ОАО «Северсталь» получило акт выездной проверки, которая проводится раз в два год, доначисления по ее результатам составили значительно меньшую сумму, чем обычно. То есть налоговые инспекторы уже не включили в акт доначисления, которые компания оспорила бы в судебном порядке. Поэтому уже сейчас специалисты по налогообложению «Северстали» отмечают, что увеличение налоговой нагрузки не произошло, а трудозатраты и связанные с ними расходы значительно снизились. По мнению представителей компаний, опробовавших новую систему взаимодействия, в дальнейшем следует закрепить норму о горизонтальном мониторинге в Налоговом кодексе, выделить в системе ФНС отдельную структуру, занимающуюся этим направлением, повысить культуру коммуникаций
На VII Всероссийском налоговом конгрессе, прошедшем 30–31 мая 2013 года в Москве отмечалось, налоговой службой уже несколько лет как взят курс на сближение с налогоплательщиком, создание простой и понятной системы администрирования, воспитание налоговой культуры у населения. В настоящее время значительно упрощены все налоговые процедуры: регистрация нового бизнеса, подача деклараций, уплата налогов.
Важным шагом на пути к взаимопониманию, конструктивному сотрудничеству и обеспечению обратной связи стало создание сайта ФНС, на котором сейчас работает 35 онлайн - сервисов. Например, сервис «Заплати налоги» создан как точка входа, с которой можно перейти по ссылке на все сервисы официального сайта ФНС России, которые позволяют сформировать платежный документ и осуществить оплату в режиме онлайн через один из банков-партнеров, заключивших соглашение с ФНС России.
Навигационные возможности сервиса позволяют перейти по ссылке на существующие сервисы.
Модернизирован и процесс контроля. Напрмер, разработаны и опубликованы на сайте 12 критериев, определяющих степень вероятности допущения налоговых нарушений. Этот риск-анализ позволяет не проверять добросовестного налогоплательщика. Предприятие же, обратившись к критериям, самостоятельно может оценить, насколько возможна налоговая проверка.
Кроме того, в 2011 налоговой службой введена процедура досудебного разрешения споров, которая позволяет урегулировать разногласия с налогоплательщиками без судебного разбирательства.
Так, во многих налоговых инспекциях уже созданы отделы, которые так и называются: досудебное урегулирование налоговых споров. Налоговые инспекции сейчас стремятся рассмотреть у себя все возникающие жалобы налогоплательщиков, поскольку судебные тяжбы портят их статистику достижений и в случае проигрыша увеличивают расход бюджетных средств на судебные издержки. За трату лишних средств из бюджета они несут полноценную ответственность.