Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:25, курсовая работа
Актуальность выбранного направления исследований и его интерес с точки зрения практики связаны, прежде всего, с тем, что объем прибыли в определяющей степени зависит от суммы полученных доходов и суммы произведенных расходов. Поэтому изучение доходов и расходов, прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее динамику, занимает одно из центральных мест в анализе деятельности коммерческого банка.
В связи с этим целью данной работы является оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка. Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть экономическую сущность и классификацию доходов банка
2) рассмотреть состав и характеристику расходов
3) проанализировать структуру доходов и расходов конкретного коммерческого банка
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования доходов и расходов банков 5
1.1. Экономическая сущность и классификация доходов 5
1.2. Состав и характеристика расходов 10
Глава 2. Оценка уровня доходов и расходов ЗАО КБ «ФИА-БАНК» 18
2.1. Анализ динамики и структуры доходов банка 18
2.2. Оценка уровня расходов банка и формирование его финансовых результатов 23
Глава 3. Направления оптимизации финансовых результатов деятельности банка 30
Заключение 37
Библиографический список используемых источников 40
Приложения 42
В представленной таблице сгруппированы самые значимые налоговые доходы отдельно по косвенным и прямым налогам. Рассмотрим структуру этих групп. Среди прямых доходов наибольшую долю доходов приносит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В течение трех последовательных лет доля этого налога в общем объеме доходов колебалась в пределах от 14,4 до 17,43%. При этом единый социальный налог и налог на прибыль организаций приносят в федеральный бюджет менее 10% каждый. Это не удивительно, так как большая часть, например, ЕСН направляется в соответствующие государственные внебюджетные фонды.
Особое внимание привлекает группа косвенных налогов. Только поступления от них формируют немногим более 60% всего федерального бюджета. Незначительную роль играют акцизы (1-2%), однако НДС и таможенные пошлины составляют в структуре доходов больше почти треть каждый. Это огромные значения, но вместе с тем вполне объяснимые: основная функция НДС – фискальная, а внешнеэкономические связи России довольно широки как по экспорту, так и по импорту товаров. Данные факты, на мой взгляд, являются основными причинами столь высокой доли этих налогов в обще объеме доходов федерального бюджета: НДС – 24-29%, таможенные пошлины – 29-35%.
Теперь обратимся к рис. 2, на котором представлена диаграмма, отражающая динамику доли налоговых доходов федерального бюджета за три года. Каждый столбец означает группу налогов – прямые и косвенные налоги.
Рис. 2. Динамика доли налоговых доходов федерального бюджета
в 2005 – 2007 гг. (в % к общей величине доходов)
По рисунку можно отметить, что с течением времени доля косвенных налогов постепенно снижалась: в 2005 году она составляла 62,45%, в 2006 – 61,45%, а к концу 2007 снизилась до 60,65%. В то же время доля прямых налогов изменялась не направленно: в 2006 году она возросла на 1,33%, затем в 2007 году снизилась на 2,74% и составила 27,84%.
В связи с тем, что отчет об исполнении федерального бюджета за 2008 год еще не издан и не опубликован, проведем анализ структуры налоговых доходов по данным статистики Федеральной налоговой службы (Приложение 4). В табл. 6 представлена выдержка из статистических данных [36]. Таможенные пошлины здесь рассмотрены не будут, так как обязанности по их сбору возложены на таможенные органы.
Таблица 6
Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджет РФ
в 2008 году (млрд. руб.)
2008 год |
В % к 2007 году |
В % к общей сумме налогов и сборов | |
Налоги и сборы - всего |
4 078,7 |
108,8 |
100 |
из них: |
|||
1. Налог на прибыль организаций |
761,1 |
118,7 |
18,67 |
2. Единый социальный налог |
506,8 |
125,1 |
12,43 |
3. Налог на добавленную стоимость |
1038,7 |
72,9 |
25,47 |
4. Акцизы |
125,2 |
115,1 |
3,07 |
5. НДПИ |
1 604,7 |
142,9 |
39,34 |
Прочие налоги и сборы |
42,2 |
1,02 |
Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).
Поступления по сводной
группе акцизов в федеральный
бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей
и выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Среди других налогов поступления по акцизам
составляют лишь 3,07%. Налога на
добычу полезных ископаемых в
2008 году поступило в федеральный бюджет
1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу
нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа
горючего природного – 90,5 млрд. рублей;
на добычу газового конденсата из всех
видов месторождений – 8,4 млрд. рублей.
По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ
выросли на 42,9%. Данный налог занимает
значительно важное место, так как в структуре
налоговых доходов составляет 39,34%.
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.
Общий удельный вес налогов в структуре доходов федерального бюджета позволяет сделать вывод о том, что от научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений, по сути дела, зависит более 60% объема федерального бюджета [30]. Поэтому российские и зарубежные ученые и практики столь пристальное внимание уделяют исследованию актуальных проблем теории и реализации налоговых концепций.
2.2.
Динамика налоговых доходов
Особый интерес для меня представляет
сравнение доли общей суммы налоговых
доходов Российской Федерации и
моего города – Тольятти. Бюджеты
муниципальных образований
Рассмотрим структуру доходов бюджета города Тольятти за период 2005-2008 г.г. В табл. 7 представлены удельные веса поступлений по каждому налогу в городской бюджет в % к общему объему доходов [20-23].
Таблица 7
Структура доходов бюджета г.о. Тольятти на 2005-2008 гг.
(в % к общему объему доходов)
Наименование источника дохода |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
ДОХОДЫ ВСЕГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налог на доходы физических лиц |
36,61 |
34,95 |
41,18 |
49,94 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
3,43 |
3,79 |
3,56 |
3,79 |
Налог на имущество физических лиц |
0,14 |
0,51 |
0,42 |
0,63 |
Налог на имущество организаций |
- |
- |
0,52 |
0,33 |
Земельный налог |
13,52 |
9,03 |
12,02 |
10,31 |
Государственная пошлина |
0,33 |
0,93 |
1,04 |
1,14 |
Итого налоговые доходы |
54,03 |
49,21 |
58,74 |
66,14 |
Как следует из приведенных данных, налоговые доходы в среднем составляют около 50-65% доходов бюджета города. При этом значимость налоговых доходов в структуре бюджета меняется неравномерно: после 54,03% в 2005 г. их доля в 2006 г. упала на 4,82%, однако в 2007 г. взросла до 58,74%.
Наибольший объем среди
В бюджете Тольятти также особенностью является и значительный абсолютный рост параметров бюджета: сумма доходов с 2005 по 2007 г. увеличилась более чем в 1,2 раза — с 5,6 до 7 млрд. руб. Возможно, это происходит за счет сильного колебания доли безвозмездных поступлений (субвенций и субсидий от вышестоящих бюджетов). В то же время заметно возрастают только доля налогов на прибыль, доходы и доля безвозмездных поступлений при общем росте доходов городского бюджета, при этом удельный вес остальных доходов, в том числе поступлений по другим налогам, остается практически неизменным.
Далее рассмотрим подобную таблицу по федеральному бюджету (табл.8). В отличие от табл. 4, здесь мы можем увидеть общую налоговую нагрузку. Эта таблица составлена по тем же исходным данным, что и табл. 4, но рассчитаны суммарные показатели не по двум группам налогов, а по всей их совокупности.
Таблица 8
Структура доходов федерального бюджета на 2005-2007 г.г.
(в % к общему объему доходов)
№ п/п |
Наименование источника дохода |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Доходы всего |
100 |
100 |
100 | |
1 |
Налог на прибыль организаций |
7,36 |
8,12 |
8,24 |
2 |
ЕСН |
5,22 |
5,03 |
5,2 |
3 |
НДПИ |
16,67 |
17,43 |
14,4 |
4 |
НДС |
28,71 |
24,06 |
29,06 |
5 |
Акцизы |
2,09 |
1,76 |
1,74 |
6 |
Таможенные пошлины |
31,65 |
35,63 |
29,85 |
Итого налоговые доходы |
91,7 |
92,03 |
88,49 |
Итак, данную таблицу охарактеризуем
кратко, так как подробно эти данные
были рассмотрены выше. Сразу можно
отметить колоссально высокую долю
налоговых доходов в
Необходимо отметить, что, на мой
взгляд, структура налоговых доходов
в целом совпадает с
Итак, далее следует провести сравнительный анализ доли налоговых доходов в федеральном бюджете и бюджете г.о. Тольятти. Обратимся к рис. 3, на котором представлена динамика изменения доли налоговых доходов в рассматриваемых бюджетах.
Рис.3. Динамика доли налоговых доходов бюджетов России и г. Тольятти в 2005-2008 г.г.
Итак, на диаграмме первый ряд столбцов соответствует городскому бюджету, а дальний – федеральному. Значение доли налоговых доходов федерального бюджета в 2008 году не известно, поэтому это значение в расчет не принимается. Данные 2008 года по городу я все же включила в диаграмму, чтобы была возможность более наглядно изучить общую тенденцию.
Известно, что стабильных и недорогих источников дохода у федерального бюджета не так уж много, а безвозмездные поступления незначительны. Именно по этому, на мой взгляд, так велика доля налоговых доходов в бюджете нашей страны. Немаловажно также то, что в федеральный бюджет зачисляются самые основные и массовые налоги, которые приносят довольно большое количество средств. Получается, что налогоплательщики обеспечивают своими средствами около 90% государственных доходов.
Обратим же внимание на бюджет г.о. Тольятти. Доля налоговых доходов в нем в последние три года возрастала и в 2008 году составила 66,14%, что значительно ниже федерального уровня, в среднем в 1,7 раза. Однако это кажется удивительным лишь на первый взгляд. Если внимательно изучить количественные данные городского бюджета, то можно заметить следующее. Доля безвозмездных поступлений в бюджет города Тольятти в 2008 году составила почти 19%. К таким источникам относятся безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, которые включают:
Я считаю, что именно по причине того, что вышестоящие бюджеты осуществляют поддержку бюджета города, доля налоговых доходов намного ниже федерального уровня. Получается, что у города есть стабильный и довольно надежный источник дохода помимо налоговых поступлений. Нельзя сказать, что это несправедливо. Если изучить бюджетную статистику, можно отметить тот факт, что бюджеты РФ в основном принимаются с профицитом, в то время как бюджеты Самарской области и г.о. Тольятти – дефицитные.
Таким образом, можно сказать, что
доля налоговых поступлений в
бюджетах всех трех уровней довольно
высока, то есть все рассмотренные
бюджеты очень серьезно зависят
от величины уплаченных юридическими
и физическими лицами налогов. Именно
поэтому налоговая система