Налогообложение прибыли предприятия: проблемы на современном этапе, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является комплексное исследование системы налогообложения по вопросу взимания налога на прибыль организаций на примере ООО «Монолит-Екб». Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
 рассмотреть теоретические основы взимания налога на прибыль в России, в частности историю возникновения и характеристику элементов данного налога;
 проанализировать действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в бюджеты различных уровней, рассмотреть механизм исчисления налога предприятием;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы налогообложения прибыли организаций………………....5
1.1 Сущность прибыли предприятия, ее формирование и использование……...……5
1.2 Экономическая сущность налога на прибыль организаций……………………...14
1.3 Роль налога на прибыль организаций в бюджетной системе РФ,………………….
доходов бюджета разных уровней…………………………………………………….20
1.4 Нормативно-правовая база исчисления и уплаты налога на прибыль организаций………………………………………………………………………………24
1.5 Характеристика Элементов налога на прибыль организаций……………………27
1.6 Налог на прибыль в развитых странах…………………………………………….33
2. Анализ действующего механизма исчисления и взимания налога на прибыль (На примере ООО «Монолит-Екб»)………………………………………………………..46
2.1 Краткая характеристика ООО «Монолит-Екб»……………………………………46
2.2 Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль организацией…………………48
2.3 Анализ динамики и структуры налоговых платежей объекта
исследования……………………………………………………………………………51
2.4 Влияние налоговых платежей на результаты деятельности предприятия……….57
3 Направления совершенствования исчисления и взимания налога на прибыль организаций в РФ…………………………………………………………………….…64
3.1 Пути совершенствования порядка исчисления и уплаты
налога на прибыль……………………………………………………………………….64
3.2 Оптимизация налогообложения прибыли ООО «Монолит-Екб»………………..72
Список используемых источников……………………………………………………..72
Заключение……………………………………………………………………………….75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом просто пример.docx

— 173.29 Кб (Скачать файл)

Таким образом, прибыль предприятия  характеризуется многообразием  обличий, в которых она выступает. Под общим понятием «прибыль» понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации используемых терминов. Такая систематизация, проведенная лишь по наиболее важным классификационным признакам, приведена в таблице 1.

Считаем необходимым отметить, что  в литературе не только выделяются разные виды прибыли, но и имеет место  и не устоявшийся понятийный аппарат  применительно к обозначению  прибыли, полученной от всех операций. Некоторые авторы определяют ее как  «балансовая» или «валовая», применяя второе понятие в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» имеет иное содержание. По нашему мнению, ее следует обозначать в соответствии с финансовой отчетностью как «прибыль до налогообложения».

 

Таблица 1 - Систематизация видов прибыли  предприятия по основным  классификационным  признакам

Признаки классификации прибыли  предприятия

Виды прибыли по соответствующим  признакам классификации

1.Источники формирования прибыли,  используемые в ее учете

а) Прибыль от реализации продукции

б) Прибыль от реализации имущества

в) Прибыль от прочих операций

2.Источники формирования прибыли  по основным видам деятельности  предприятия

а) Прибыль от операционной деятельности

б) Прибыль от инвестиционной деятельности

в) Прибыль от финансовой деятельности


 

Продолжение Таблицы 1 - Систематизация видов прибыли предприятия по основным  классификационным признакам

Признаки классификации прибыли  предприятия

Виды прибыли по соответствующим  признакам классификации

3.Состав элементов, формирующих прибыль

а) Маржинальная прибыль

б) Балансовая или валовая  прибыль

в) Чистая прибыль

4.Характер налогообложения прибыли

а) Налогооблагаемая прибыль

б) Прибыль не подлежащая налогообложению

5.Характер инфляционной «очистки» прибыли

а) Прибыль номинальная

б) Прибыль реальная

6.Рассматриваемый период формирования прибыли

а) Прибыль предшествующего периода

б) Прибыль отчетного периода

в) Прибыль планового периода (планируемая прибыль)

7.Регулярность формирования прибыли

а) Регулярно формируемая прибыль

б) Чрезвычайная прибыль

8.Характер использования прибыли

а) Капитализированная (нераспределенная) прибыль

б) Потребленная (распределенная) прибыль

9.Значение итогового результата хозяйствования

а) Положительная прибыль (соответственно прибыль в обычном ее понимании)

б) Отрицательная прибыль (убыток)


 

Со структурой отдельных видов  прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие «качество прибыли». В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности - операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением издержек и т.п., а низкое ее качество - ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях. Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других предприятий.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя  на вложенный капитал, характеризующий  его вознаграждение за риск осуществления  предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными  затратами в процессе осуществления  предпринимательской деятельности.

Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, финансовый ресурс развития бизнеса. Сущность рассматриваемой  экономической категории заключается  в том, что необходимый уровень  прибыли – это:

  • основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
  • главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
  • индикатор кредитоспособности организации;
  • главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
  • индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
  • гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В зависимости от положения предприятия  на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии предприятия, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Основная цель деятельности предприятия  находится в тесной связи с  жизненным циклом предприятия. На стадии его «рождения» главной целью выступает борьба за выживание, а основной задачей - выход на рынок (заявление о себе); на стадии «детства» - соответственно кратковременная прибыль при укреплении положения на рынке; в «юности» - ускоренный рост прибылей на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней зрелости» - постоянный рост объемов и освоение новых направлений деятельности (диверсификация деятельности); на стадии «зрелости» предприятие заботится о своем имидже (когда возможны скидки с цены и другие меры, привлекающие покупателей к данному предприятию) и сбалансированном росте всех показателей, на стадии «старения» - обеспечение сохранения завоеванных позиций и стабильности работы; на стадии «выживания» - поиск новых идей, способствующих омолаживанию предприятия. Оценка жизненных циклов предприятия с позиции прибыльности показывает, что оно должно за период с рождения до зрелости обеспечить достижение максимальной прибыли, а это в свою очередь создаст предпосылки для его возрождения на новом витке развития.

Максимальная прибыль является основной целевой установкой для  коммерческого предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной прибыли предполагает стремление к максимальному увеличению прибыли в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы определенный уровень издержек не был повышен, к обеспечению ликвидности, т. е. к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. С позиции экономической теории, максимальная прибыль достигается при таком объеме деятельности, когда предельный доход равен предельным издержкам .

Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту прибыли (при  использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших  целей развития предприятия.

Обоснование целевого размера прибыли  предприятия включает:

  • определение объема товарооборота, при котором возможно получение целевой прибыли;
  • разработка ценовой политики и стратегии;
  • формирование ассортиментной политики (определение оптимальной товарно-групповой структуры, соответствующей спросу населения и обеспечивающей достижение избранной цели;
  • формирование ресурсной политики (товарное обеспечение, трудовые, материальные и финансовые ресурсы);
  • управление валовыми доходами;
  • использование возможностей эффективного размещения денег;
  • управление издержками обращения;
  • оценка соответствия возможностей получения прибыли ее целевой величине.

В практике работы коммерческого предприятия  имеются большие резервы роста  прибыли, имеющих характер традиционных (рост товарооборота, снижение издержек производства и обращения и другие). В современных же условиях необходимо и возможно использовать для наращивания прибыли не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются:

  • формирование коммерческого ассортимента с учетом рентабельности товаров;
  • новая философия взаимоотношений с контрагентами;
  • использование возможностей рисковой деятельности;
  • инновационная политика;
  • оптимальные масштабы предприятия;
  • использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;
  • акционирование;
  • выгодное размещение денежных ресурсов и др.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального  функционирования организации в  рыночной экономике. Систематический  недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности  и рискованности бизнеса –  одной из главных внутренних причин банкротства.

Главная цель управления прибылью –  максимизация благосостояния собственников  в текущем и перспективном  периоде. Это означает:

  • обеспечение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
  • обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
  • обеспечение высокого качества формируемой прибыли;
  • обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;
  • обеспечение достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;
  • обеспечение роста рыночной стоимости организации;
  • обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Таким образом, из вышесказанного можно  сделать вывод, что в настоящее  время значение прибыли велико. Именно поэтому в условиях формирования экономики смешанного типа, коренной ломки сложившихся стереотипов  и представлений о мотивации  труда, становления новых подходов к категории собственности в  особенности возрастает актуальность вопроса о сущности прибыли.

 

 

1.2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

 

Налог на прибыль организации является одним из видов прямых налогов. Он относится к числу федеральных  налогов. Так как этот налог относится  к федеральным, то его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Но отдельные вопросы налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

Налог на прибыль представляет собой  форму изъятия части чистого  дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный  бюджет и в бюджеты субъектов  РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль  являются российские организации и  иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.

После определения себестоимости  и корректировки затрат для целей  налогообложения определяется прибыль, являющаяся объектом налогообложения. Это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), другого  имущества предприятия и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Объект налогообложения должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики. С ним законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены статьей 284 Налогового Кодекса РФ.

«Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации» [3]. В отношении отдельных видов доходов налоговым законодательством установлены специальные налоговые ставки.

Налоговые ставки на доходы иностранных  организаций, не связанные с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, устанавливаются  в размере 20% - со всех доходов, кроме  доходов от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов  или других подвижных транспортных средств или контейнеров в  связи с осуществлением международных  перевозок (для таких доходов  установлена ставка в размере 10%), а также кроме доходов по дивидендам и по операциям с отдельными видами долговых обязательств. Налоговые ставки, применяемые к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов и определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, могут быть установлены в размере 0%, 9%, 15%. Сумма налога, исчисленная по данным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет. Ставка для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), на период 2004−2012 годов установлена в размере 0%, на период с 2013-2015 годов установлена в размере 18%, при этом, от 18% - 3% зачисляется в федеральный бюджет, а 15% в бюджеты субъектов Российской Федерации. «Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%».

Информация о работе Налогообложение прибыли предприятия: проблемы на современном этапе, пути решения