Особенности проведения налоговых проверок по НДС в отношении отдельных операций и видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является совокупность правовых норм и методов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность по проведению проверок по налогу на добавленную стоимость.
Целью курсовой работы является проведение контрольных мероприятий в отношении ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие», и выявление нарушений действующего законодательства:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты организации проведения налоговых проверок по НДС, уплачиваемых организациями торговли………………….………….….5
1.1 Понятие и содержание налогового контроля, формы и методы его проведения………………………………………………………………….…5
1.2 Особенности исчисления и уплаты НДС организациями торговли……..10
1.3 Порядок ведения бухгалтерского учета по НДС и оформления первичных документов…...…………………………………………………………………..12
2 Организация и проведение налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, уплачиваемые организациями торговли………………………………………………………...18
2.1 Методика проведения камеральной налоговой проверки по НДС ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие»…………………………….….18
2.2 Особенности проведения выездной налоговой проверки по НДС ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие»………………………………..24
2.3 Оформление результатов налоговой проверки. Арбитражная практика разрешения налоговых споров по НДС.……………………………34
3 Направления повышения эффективности осуществления налогового контроля по НДС в отношении организаций торговли …………….37
Заключение……………………………………………………………………...44
Список использованных источников………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 101.02 Кб (Скачать файл)

Из протокола допроса  свидетеля – главного бухгалтера Чуриловой Аллы Николаевны от 05.03.2012 №91 установлено, что в 2010-2011 годах  бухгалтерские документы постоянно  изымались на проверку и небыли возвращены, сетевой сервер был изъят, потом  вышел из строя новый сервер, в  результате этого документы пришлось длительно восстанавливать вручную. Поэтому при формировании книги  продаж за 3 квартал 2011 года ошибочно не была включена счет-фактура № 1631 от 23.09.2011 на сумму 6 000 000 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость 915 254 рублей, за автотранспортные услуги, оказанные ЗАО «Ассоль-А». В карточке взаиморасчетов между ЗАО «Ассоль-А» и ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» эта сумма была отражена.

В результате, в нарушение  пункта 1 статьи 146 Кодекса и пункта 2 статьи 153 Кодекса, ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» занижена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет за 3 квартал 2011 года, что привело к неполной уплате налога в размере 915 254 рублей.

Нарушение подтверждается документами, представленными ЗАО «Ассоль-А» в результате проведения мероприятий налогового контроля, протоколом допроса главного бухгалтера ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» от 20.01.2011 №91, книгой продаж и декларацией за 3 квартал 2011 года ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие».

Данные нарушения отмечены в Акте камеральной налоговой проверки №12-32/453 от 28 апреля 2012 года. (Приложение В)

Акт камеральной налоговой  проверки отправлен на рассмотрение в юридический отдел, где от 10 мая 2012 года, по результатам его рассмотрения подготовлена форма решения о привлечении ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» к ответственности за налоговое правонарушение.

11 мая 2012 года данное решение подписано руководителем (Приложение Г) и отправлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении. На основании нарушений выявленных в ходе проведения камеральной проверки было принято решение о необходимости включить ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» в план выездных налоговых проверок. (Приложение Д)

 

 

2.2 Особенности  проведения выездной налоговой  проверки по НДС ОАО «Оренбургское  хлебоприемное предприятие»

 

 

Основной и наиболее эффективной  формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, цель которых:

1) выявление и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

2) предупреждение налоговых  правонарушений.

В отличие от камеральной  проверки выездная проверка содержит большой арсенал методов контроля.

В процессе проведения выездной налоговой проверки осуществляется прежде всего проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.[1]

Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел в соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ и п. 33 ст. 11 Закона РФ от 18.04.91 г. N 1026-1 "О милиции".

Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика  на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое оформляется в соответствии с Порядком назначения выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом МНС России от 08.10.99 г. N АП-3-16/318

В случае если у налогоплательщика  нет возможности предоставить помещение  для проведения проверки, она может  проходить по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый  орган по месту нахождения организации  или по месту жительства физического  лица, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 89 НК РФ.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать  следующие сведения:

- полное и сокращенное  наименования либо фамилию, имя,  отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то  есть налоги, правильность исчисления  и уплаты которых подлежат  проверке;

- периоды, за которые  проводится проверка;

- должности, фамилии и  инициалы сотрудников налогового  органа, которым поручается проведение  проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой  проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.[10]

Методика  проведения выездной налоговой проверки может состоять из следующих этапов:

– подготовка к проведению выездной налоговой  проверки;

– проведение выездной налоговой проверки;

– оформление акта выездной налоговой проверки;

– подписание акта и вручение его налогоплательщику;

– рассмотрение материалов проверки и принятие решения  по ним;

– принятие решения по окончании проверки.

Каждый из этапов включает целый комплекс мероприятий и  процессуальных действий, регламентированных Налоговым Кодексом РФ. Таким образом, проверка, по сути, начинается задолго  до момента принятия решения о  ее проведении и вручения данного  решения налогоплательщику.[11]

 При подготовке к  проведению выездной налоговой  проверки осуществляется углубленная  предпроверочная подготовка с целью определения перспективных направлений проверки и разработки на этой основе оптимальной стратегии проверки. Данный этап позволяет обеспечить рациональное комбинированное использование всех форм налогового контроля. При проведении предпроверочного анализа имеющейся информации оценивается предполагаемый объем работы и, исходя из этого, определяются количественный и персональный состав проверяющих, необходимость привлечения к проверкам сотрудников налоговых органов, основные вопросы проверки, период проверки, методы проведения проверок, необходимость проведения встречных проверок и т.д.

Предпроверочный анализ производится в налоговой инспекции в следующей последовательности:

– изучаются учредительные  документы проверяемой организации (устав, документы о ее регистрации, список филиалов и дочерних компаний);

– устанавливаются взаимозависимые  лица по отношению к проверяемой  организации;

– рассматривается вся  налоговая и бухгалтерская отчетность за период, включенный в план проверки, приказ об учетной политике.

В процессе этой работы проверяется  взаимоувязка налоговых баз, показанных в налоговых декларациях по различным налогам, изучаются результаты камеральных проверок и камерального анализа, что дает возможность налоговому инспектору взять на заметку предполагаемые нарушения. Особое внимание уделяется находящимся в делах налогоплательщика спискам дебиторов и кредиторов и соответствующим суммам задолженностей. При установлении значительных сумм дебиторской задолженности иногородним налогоплательщикам целесообразно сделать запросы в налоговые инспекции о проведении встречных проверок с целью подтверждения указанных сумм.

При возникновении вопросов в процессе предпроверочного анализа по изучению указанной выше информации следует сделать конкретизированные запросы в указанные ниже органы по проверяемой организации.

По завершении предпроверочного анализа составляется программа выездной налоговой проверки, в которой определяется круг проверяемых вопросов. Программа выездной налоговой проверки утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.

Планирование выездных налоговых  проверок – это процесс, построенный  на отборе налогоплательщиков для проведения таких проверок по критериям риска  совершения налогового правонарушения. В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для  проведения выездных налоговых проверок Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан  на качественном и всестороннем анализе  всей информации, которой располагают  налоговые органы, и определении  на ее основе «зон риска» совершения налоговых  правонарушений.

Для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых  проверок используется:

– информация, полученная в  рамках проведения камеральных налоговых  проверок;

– информация, полученная в  рамках анализа финансово-хозяйственной  деятельности;

– сведения из досье налогоплательщика.

Так согласно приказу ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» условно все действующие сегодня критерии можно разделить на следующие группы:

1) критерии оценки рисков  по отраслевому принципу;

2) критерии оценки деятельности  налогоплательщиков по показателям  бухгалтерской и налоговой отчетности;

3) критерии оценки приближения  расчетных показателей к предельным  значениям;

4) критерии, характеризующие  взаимодействие налогоплательщика  с налоговыми органами;

5) критерии, отражающие особенности  функционирования и ведения налогоплательщиком  финансово-хозяйственной деятельности.

Сами  же Критерии для самостоятельной  оценки риска назначения выездной налоговой  проверки следующие.

1. Налоговая  нагрузка ниже среднеотраслевой (по виду деятельности).

2. Отражение  в отчетности убытков на протяжении  нескольких налоговых периодов (в  течение двух и более лет).

3. Отражение  в налоговой отчетности значительных  сумм вычетов по НДС.

4. Опережающий  темп роста расходов над темпом  роста доходов от реализации.

5. Выплата  среднемесячной зарплаты на одного  работника ниже среднего уровня  по виду экономической деятельности  в субъекте РФ.

6. Неоднократное  приближение к предельному значению  величин показателей, предоставляющих  право применять спецрежимы.

7. Отражение  индивидуальным предпринимателем  суммы расхода, максимально приближенной  к сумме его дохода, полученного  за календарный год.

8. Построение  финансово-хозяйственной деятельности  на основе заключения договоров  с контрагентами-перекупщиками или  посредниками («цепочки контрагентов»)  без наличия разумных экономических  или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление  пояснений на уведомление инспекции  о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное  снятие с учета и постановка  на учет в инспекциях в связи  с изменением местонахождения  («миграция» между инспекциями).

11. Значительное  отклонение уровня рентабельности  по данным бухучета от уровня  рентабельности для данной сферы  деятельности по данным статистики.

12. Ведение  хозяйственной деятельности с  высоким налоговым риском.

ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» попала в план выездных налоговых проверок так как в предыдущем налоговом периоде были обнаружены ошибки в правильности исчисления налоговой базы, которые были обнаружены в результате камеральной налоговой проверки.

В начале любой выездной налоговой проверки руководителю проверяемой организации  или частному предпринимателю предъявляются  служебное удостоверение и решение  руководителя о проведении выездной налоговой проверки для ознакомления и подписи. В случае если налогоплательщик отказывается от подписи на решении  о проведении проверки, проверяющий  производит запись об отказе от подписи. Если должностные лица налоговых  органов не допускаются на территорию или в помещение, используемые для  предпринимательской деятельности, руководитель проверяющей группы составляет соответствующий акт, который подписывается  налогоплательщиком; если налогоплательщик от подписи отказался, делается соответствующая  запись. При этом НК РФ предусмотрено, что налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком, в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Следующий этап предполагает проведение проверки правильности и  полноты начисления налогооблагаемой базы. В соответствии со ст.54 НК РФ налогоплательщики организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, следовательно, для того чтобы на время выездной налоговой проверки обеспечить правильность и полноту исчисления налоговой базы организации, необходимо последовательно изучить отражение бухгалтером финансово-хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, проверить соответствие данных бухгалтерского учета отчетным данным и завершить подсчетом налоговой базы по проверяемым налогам и учетом выявленных нарушений.

Информация о работе Особенности проведения налоговых проверок по НДС в отношении отдельных операций и видов деятельности