Отличительные особенности налогообложения предприятия по упрощенной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:59, дипломная работа

Краткое описание

В течение всех семи лет применения установленной в 1995 году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в нее вносились изменения, дополнения, уточнялись отдельные ее положения, порядок и условия применения. Результатом такой работы явилось введение с 1 января 2003 года новой, измененной упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, сочетающей в себе основные положения ранее действовавшей системы и выработанные практикой нововведения.
Целью данной работы является исследование двух систем налогообложения: традиционной и упрощенной системы. Определение преимуществ и недостатков каждой из них, положительные либо отрицательные последствия замены ранее действовавшей системы на новую. А также выявление наиболее приемлемого для налогоплательщика порядка применения предоставленных налоговым законодательством РФ вариантов действующей упрощенной системы налогообложения.

Содержание

Введение
Глава I. Становление и развитие малого предпринимательства в России ……. 6
1.1. Понятия и признаки малого предпринимательства …………………. 6
1.2. Тенденции и особенности развития малого бизнеса в Российской Федерации ………………………….………………………………………. 7
1.3. Государственная политика в области развития малого бизнеса … .. 10
1.4. Налоговые и другие льготы …………………………………….…… 12
Глава II. Налогообложение малого бизнеса ……………………………………. 15
2.1. Сущность налогов и налогообложения ……………………………... 15
2.2. Традиционная система налогообложения……………………….. … 19
2.3. Упрощенная система налогообложения ……………………………. 29
Глава III. Сравнительный анализ традиционной и упрощенной системы налогообложения …………………………………………………………………. 53
3.1. Анализ налогообложения организации – общества с ограниченной ответственностью «Темп» ………………………………………………. 53
3.1.1. Общие условия ………………………………………………….….. 53
3.1.2. Сравнительный анализ упрощенной и традиционной системы налогообложения ООО «Темп» ………………………………………… 54
3.1.3. Расчет единого налога для организации, применяющей упрощенную систему налогообложения ………………………………… 57
Недостатки упрощенной системы налогообложения …………… 67
Негативные последствия при отказе от упрощенной системы налогообложения …………………………………………………. 71
Оценка эффективности перехода на упрощенную систему налогообложения ......……………………………………………… 74
Заключение ……………………………………………………………………….. 82
Список используемой литературы ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

0448937_BB416_diplomnaya_rabota_otlichitelnye_osobennosti_nalogooblozheniy.doc

— 516.50 Кб (Скачать файл)

Отметим, что если налогоплательщик не по своей воле нарушил ограничения  по упрощенной системе, то вопрос с  восстановлением сумм всех налогов, начислением пеней и штрафов представляется спорным. Например, на уплату ЕНВД или ЕСХН он может быть переведен в принудительном порядке законами субъектов РФ. Это, однако, неактуально, поскольку новые налоги могут вводиться регионами лишь с начала нового года. Зато актуален вопрос с изменениями в структуре капитала налогоплательщика — организации. Физические лица — собственники долей в организации вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, если только законодательством РФ на этот счет не установлено каких-либо ограничений. И нет никакой вины налогоплательщика — организации в том, что доля организаций в его капитале превысила 25% в результате продажи долей физическими лицами — прежними собственниками.

И, наконец, еще одно ограничение: если налогоплательщик потерял право на применение упрощенной системы (превышено ограничение по доходу или стоимости амортизируемого имущества) или добровольно отказался от нее (что, напомним, допускается только с начала нового календарного года), то он вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через два года.

 

3.4. Оценка  эффективности  перехода на упрощенную систему  налогообложения.

Целесообразность перехода на упрощенную систему налогообложения  определяется отраслевой принадлежностью  организации, ее рентабельностью, составом покупателей, целым рядом других факторов.

Но, учитывая перечисленные  выше преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения, уже можно  сделать вывод, что переход на упрощенную систему выгоден организациям торговли, общественного питания и организациям, оказывающим различные услуги населению, по следующим причинам:

— покупателями (клиентами), в основном, являются физические лица, не являющиеся плательщиками НДС;

— как правило, момент реализации совпадает с моментом оплаты.

Отметим, однако, что в  настоящее время целесообразность перехода на упрощенную систему организаций  как оптовой, так и розничной  торговли находится под большим  вопросом, если только они не согласны уплачивать налог на доход (фактически ту же выручку) по ставке 6% (фактически ставка будет меньше из-за зачета пенсионных взносов). Напомним еще раз, что основную статью расходов — стоимость покупных товаров — сотрудники МНС и Минфина России для них расходом не признают.

Следует также учесть, что большинство регионов, скорее всего, вновь переведет мелкие и средние организации розничной торговли и общепита с 2003 г. на уплату ЕНВД (на основании еще одной новой гл. 26.3 НК РФ), которым, таким образом, будет закрыт доступ к "упрощенке". Зато здесь открываются хорошие возможности использования упрощенной системы для их поставщиков:

проблема НДС для  переведенной на ЕНВД розницы и общепита станет неактуальной.

Кроме того, переход на упрощенную систему целесообразен  в том случае, когда   основную   массу   покупателей   составляют   индивидуальные предприниматели (организации), также применяющие упрощенную систему либо применяющие общий режим налогообложения, но освобожденные от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Для определения эффективности  перехода на упрощенную систему налогообложения с 2003 г. необходимо:

— рассчитать налоговые  обязательства при применении разных систем налогообложения на основе предполагаемых данных на 2003 г. либо на основе данных за 9 месяцев 2002 г., с учетом корректировок  на 2003 г.;

— оценить преимущества и недостатки упрощенной системы  с точки зрения специфики хозяйственной  деятельности.

Приведенный ниже пример рассчитан исходя из того, что при  переходе на упрощенную систему налогообложения  налогоплательщик цену реализации оставил на прежнем уровне. Между тем, как было сказано выше, рыночная ситуация может не позволить ему сделать это — в случае если его покупатели, в основном, являются плательщиками НДС, для их сохранения ему придется существенно снизить цену реализации, что отразится на его финансовом состоянии.

Рассмотрим оценку налоговых  обязательств при переходе на упрощенную систему

Организация занимается оказанием услуг. Данные о хозяйственной  деятельности (прогнозные данные на 2003 г.):

— выручка от реализации (поступления с учетом всех налогов) — 3 050 000 руб., в том числе НДС 500 000 руб., выручка от реализации услуг населению за наличный расчет — 1 050000руб., в том числе налог с продаж 50 000 руб. (1 000000х5%);

— затраты: материальные — 1 650 000 руб. (в том числе НДС 275 000 руб., стоимость без НДС - 1 375 000 руб.);

— на оплату труда — 500 000 руб.,

— ЕСН и страховые  взносы на пенсионное страхование — 178 000 руб. (ЕСН —500000х35,6%);

— страховые взносы — 500 000х14%, засчитываются в счет уплаты ЕСН, страхование от несчастных случаев не учитываем;

— прочие—200000руб.;

— среднегодовая стоимость  имущества — 400 000 руб. Соответственно, сумма налога на имущество предприятий  составит 8000 руб. (400 000х2%);

— в феврале 2003 г. планируется  приобрести 3 компьютера стоимостью 30 000 руб. каждый (итого 90 000 руб., включая НДС 15 000 руб.).

Установленный срок полезного  использования компьютеров — 4 года, таким образом, амортизация при  общем режиме налогообложения составила  бы 15 625 руб. (способ амортизации —  линейный, 75 000х1/48х 10 мес.), а в случае освобождения от уплаты НДС —18750 руб. (90 000х1/48х10 мес.).

Таблица 5

Величина налогов при  различных системах налогообложения

 

Общий режим налогообложения

Упрощенная система  налогообложения

Показатели

Организация является плательщиком НДС

Организация освобождена  от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ

Объект налогообложения  — доходы

Объект налогообложения  — доходы, уменьшенные на величину расходов

Доходы и расходы  в целях налогообложения

 

Доходы

2500000

3000000

3 050 000

3050000

Расходы (включая ЕСН, налог на имущество, страховые взносы на пенсионное страхование)

2 276 625 (1375000  +500000 + +200000+15625+ 178000 + 8000)

2 554 750 (1650000 + 500000+ 200000+18750+

+ 178000 ++8000)

0

2510000(1650000 + 500000 +

+ 200 000 +

90 000 +

+ 70000)

Налоги и взносы

 

 

НДС (к уплате в бюджет)

210000 (500000-275000-15000)

0

0

0

Налог с продаж

50000

50000

0

0

Налог на прибыль организаций

53610 (2 500 000 –

2 276 625) хх 24%

106860 (3 000 000 –

2 554 750) хх 24%

0

0

Страховые взносы

70000

70000

70000

70000

на обязательное

 

 

 

 

пенсионное

 

 

 

 

страхование

 

 

 

 

ЕСН (к уплате в

108000 (178000-

108000 (178000-

0

0

бюджет)

70000)

70000)

 

 

Налог на

8000

8000

0

0

имущество

 

 

 

 

Единый налог (к

0

0

113000(3050

81000 (3 050 000 -

уплате в бюджет)

 

 

000х6%-70 000)

2510000)хх15%

Итого налогов к

499610

342860

183000

151000

уплате в бюджет

 

 

 

 


 

Таким образом, при заданной структуре доходов и расходов упрощенная система налогообложения  более выгодна, чем общий режим налогообложения. При расчетах в вашем конкретном случае необходимо будет произвести расчеты, учитывающие дополнительно возможное снижение цены, сокращение затрат на ведение учетов, иные параметры.

Выбор объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов

Выгодность того или  иного объекта налогообложения  определяется структурой расходов налогоплательщика, а именно:

— удельным весом расходов, принимаемых для целей налогообложения, в общей сумме доходов;

— удельным весом расходов на оплату труда в общей сумме расходов (определяет сумму взносов на обязательное пенсионное страхование).

Очевидно, что организации, расходы которой составляют 1% от суммы доходов, выгодно выбрать  объектом налогообложения доходы. И, наоборот, организации, расходы которой составляют 99% от доходов, выгодно использовать в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Однако точно установить пограничную долю расходов, при которой  величина налоговых обязательств при  обоих вариантах одинакова, не представляется возможным, так как существует и второй фактор — величина взносов на обязательное пенсионное страхование. Поскольку величина указанных взносов уменьшает сумму налога в пределах 50%, то фактически налог составляет от 3 до 6% от суммы доходов (если объект налогообложения — доходы).

Таблица 6

Факторы, определяющие суммы  налога

Исходные данные

Объект налогообложения 

Доходы

Расходы

(принимаемые

при

налогообложении)

 

 

 

Доходы 

 

 

 

Доходы, уменьшенные на

величину расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговая база

Сумма налога

Налоговая база

Сумма

 

 

((налоговая базах

база

налога

 

 

х 6%) -взносы на

 

(налоговая

 

 

пенсионное

 

база х 15%)

 

 

страхование)

 

или

 

 

 

 

 

минимальн

 

 

 

 

 

ый налог

100

40

100

От 3 до 6

60

9

100

50

100

От 3 до 6

50

7,5

100

60

100

От 3 до 6

40

б

100

70

100

От 3 до 6

30

4,5

100

80

100

От 3 до 6

20

3

100

90

100

От 3 до б

10

1,5

100

>100

100

От 3 до б

100

1

(минимальный налог)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Единственным, что можно  однозначно утверждать, является следующее:

— если расходы, принимаемые  для целей налогообложения, составляют более 80% от суммы доходов, то в любом  случае выгоднее выбрать в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов;

— если расходы, принимаемые для целей налогообложения, составляют 60% или менее от суммы доходов, то в любом случае выгоднее выбрать в качестве объекта налогообложения доходы.

В случае если удельный вес  расходов составляет от 60 до 80%, то решение  следует принимать по результатам расчета, составленного на основе предполагаемых данных на 2003 г., либо на основе показателей за 9 месяцев 2002 г. с учетом корректировок на 2003 г. (аналогично примеру 2). Проиллюстрируем это на примере с удельным весом расходов 70%. Тогда выбор объекта налогообложения у нас будет зависеть от доли расходов на оплату труда.

Таким образом, в данном примере при соотношении доходы/расходы, равном 100/70, критическая для выбора варианта величина расходов на оплату труда — это 10,71- При ее превышении более выгоден вариант налогообложения дохода, при более низких затратах на персонал — вариант налогообложения дохода за вычетом расходов.

Если сумма налога приблизительно одинакова в обоих  расчетах, то в качестве объекта  налогообложения следует выбрать  доходы по следующим причинам:

— налогоплательщик освобождается  от обязанности вести налоговый  учет расходов;

    • значительно упрощаются налоговые расчеты при необходимости возврата к общему режиму налогообложения, а именно: налогоплательщику не придется доплачивать в бюджет сумму налога с разницы между расходами на приобретение основных средств, учтенными при исчислении единого налога, и амортизацией, рассчитанной в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.

Таблица 7

Изменение налоговой  базы в зависимости от расходов

Исходные данные

Объект налогообложения

 

Расходы на

оплату труда

Доходы (100)

 

Доходы,

уменьшенные на величину расходов(100-70)

 

Сумма

Базовая сумма

Итоговая сумма

Сумма налога

 

страховых

налога

налога

(налоговая базах

 

взносов

(налоговая базах

(базовая сумма

15%)

 

(расходы на

6%)

налога — сумма

 

 

оплату трудах

 

страховых

 

 

14%)

 

взносов (но не

 

 

 

 

более 3, то есть

 

 

 

 

50% от базовой))

 

1

0,14

6

5,86

4,5

5

0,7

6

5,3

4,5

10,71

1,5

6

4,5

4,5

20

2,8

6

3,2

4,5

30

4,2

6

3

4,5

40

5,6

6

3

4,5

Информация о работе Отличительные особенности налогообложения предприятия по упрощенной системе