Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:59, дипломная работа
В течение всех семи лет применения установленной в 1995 году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в нее вносились изменения, дополнения, уточнялись отдельные ее положения, порядок и условия применения. Результатом такой работы явилось введение с 1 января 2003 года новой, измененной упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, сочетающей в себе основные положения ранее действовавшей системы и выработанные практикой нововведения.
Целью данной работы является исследование двух систем налогообложения: традиционной и упрощенной системы. Определение преимуществ и недостатков каждой из них, положительные либо отрицательные последствия замены ранее действовавшей системы на новую. А также выявление наиболее приемлемого для налогоплательщика порядка применения предоставленных налоговым законодательством РФ вариантов действующей упрощенной системы налогообложения.
Введение
Глава I. Становление и развитие малого предпринимательства в России ……. 6
1.1. Понятия и признаки малого предпринимательства …………………. 6
1.2. Тенденции и особенности развития малого бизнеса в Российской Федерации ………………………….………………………………………. 7
1.3. Государственная политика в области развития малого бизнеса … .. 10
1.4. Налоговые и другие льготы …………………………………….…… 12
Глава II. Налогообложение малого бизнеса ……………………………………. 15
2.1. Сущность налогов и налогообложения ……………………………... 15
2.2. Традиционная система налогообложения……………………….. … 19
2.3. Упрощенная система налогообложения ……………………………. 29
Глава III. Сравнительный анализ традиционной и упрощенной системы налогообложения …………………………………………………………………. 53
3.1. Анализ налогообложения организации – общества с ограниченной ответственностью «Темп» ………………………………………………. 53
3.1.1. Общие условия ………………………………………………….….. 53
3.1.2. Сравнительный анализ упрощенной и традиционной системы налогообложения ООО «Темп» ………………………………………… 54
3.1.3. Расчет единого налога для организации, применяющей упрощенную систему налогообложения ………………………………… 57
Недостатки упрощенной системы налогообложения …………… 67
Негативные последствия при отказе от упрощенной системы налогообложения …………………………………………………. 71
Оценка эффективности перехода на упрощенную систему налогообложения ......……………………………………………… 74
Заключение ……………………………………………………………………….. 82
Список используемой литературы ……………………………………………
При увеличении некоторых расходов, за исключением расходов по заработной плате, при объекте налогообложения в виде доходов сумма подлежащего к уплате налога окажется в 1,75 раз меньше, чем в случае, если 000 «Темп» при тех же показателях выберет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Увеличение расходов по заработной плате при объекте налогообложения в виде доходов приведет к тому, что сумма подлежащего к уплате налога окажется в 4 раза меньше, чем в случае, если 000 «Темп» при тех же показателях выберет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Из этого следует, что при достаточно больших расходах по заработной плате 000 «Темп» при применяемом им в настоящее время режиме налогообложения (объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов) заплатит налога в четыре раза больше, чем если оно выбрало в качестве объекта налогообложения доходы.
Увеличение прочих расходов также привело к результату, подтверждающему вывод о целесообразности применения 000 «Темп» в качестве объекта налогообложения доходов.
Эксперимент с расчетом суммы налога, который 000 «Темп» уплатило бы при выборе в качестве объекта налогообложения доходов показал, что 000 «Темп» выбрало не самый экономичный вариант налогообложения.
С объектом налогообложения в виде дохода 000 «Темп» заплатило бы в 2,19 раза меньше единого налога, чем заплатило его по итогам 1 квартала 2003 года с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Расчет суммы налога при увеличившихся расходах также привело к результату, подтверждающему вывод о целесообразности применения 000 «Темп» в качестве объекта налогообложения доходов.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Поэтому, несмотря на полученные результаты произведенного анализа и расчетов, 000 «Темп» не может быть рекомендовано изменить налогооблагаемую базу и выбрать в качестве объекта налогообложения доходы.
3.2. Недостатки упрощенной системы налогообложения
При использовании упрощенной
системы налогообложения
Так как поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, то он не включает НДС в цену, и, следовательно, покупатель не может принять соответствующую сумму налога к вычету. Между тем, покупателем — плательщиком НДС сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и налоговыми вычетами, определенными в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ. То есть при сохранении прибыли продавца покупателям — плательщикам НДС выгоднее работать с теми продавцами, которые применяют общий режим налогообложения.
Проанализируем оценку влияния НДС на формирование цены товара
Организация-поставщик является производителем товара. При переходе на упрощенную систему поставщик намерен сохранить уровень прибыли. Структура затрат поставщика - материальные затраты -1200 тыс. руб., в том числе НДС 200 тыс. руб. Покупатель - организация оптовой торговли применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС. В целях упрощения примера предположим, что иные затраты у поставщика и издержки обращения у покупателя отсутствуют.
Таблица 4
Оценка влияния НДС на формирование цены товара
|
Сумма, тыс. руб. | |
Показатели |
Поставщик является плательщиком НДС |
Поставщик применяет упрощенную систему налогообложения, то есть не является плательщиком НДС |
|
Поставщик |
|
Себестоимость товара |
1000 |
1200 |
Прибыль |
200 |
200 |
Цена реализации без НДС |
1200 |
1400 |
НДС |
240 |
— |
Цена реализации с НДС |
1440 |
1400 |
|
Покупатель |
|
Материальные затраты |
1200 |
1400 |
Прибыль |
100 |
100 |
Цена реализации без НДС |
1300 |
1500 |
НДС |
260 |
300 |
Цена реализации с НДС |
1560 |
1800 |
Очевидно, что покупателю в данном случае значительно выгоднее работать с поставщиком — плательщиком НДС, поскольку не нужно повышать цену последующей реализации товара для сохранения прежней прибыли.
Необходимость доплаты сумм единого налога и соответствующей суммы пени при реализации объектов основных средств
У организаций, применяющих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, может возникнуть следующая сложность.
В целом порядок учета расходов на приобретение основных средств представляется очень выгодным. Напомним, что в отношении основных средств, приобретенных до 01.01.2003, действуют следующие правила:
— остаточная стоимость ОС со сроком полезного использования до 3 лет включительно списывается в течение одного года применения упрощенной системы;
— со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно: в течение первого года — 50% стоимости, второго года — 30% стоимости, третьего года — оставшиеся 20%;
— со сроком полезной) использования свыше 15 лет — в течение 10 лет применения упрощенной системы равными долями.
Иными словами, налогоплательщики со значительной стоимостью основных средств в первые годы применения упрощенной системы, скорее всего, будут уплачивать лишь минимальный налог по ставке 1% от доходов: основную массу фондов у них, по данным Госкомстата, составляют ОС со сроком полезного использования до 15 лет, остаточная стоимость которых будет полностью включена в состав расходов.
А по объектам основных средств, приобретенным в период применения упрощенной системы налогообложения, их стоимость сразу (на дату ввода в эксплуатацию) полностью включается в состав расходов. Однако в случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения) налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений гл. 25 НК РФ с уплатой пени.
Следует отметить, что конкретный порядок пересчета налоговой базы гл. 26.2 не определен и нуждается в аргументированных разъяснениях. Логично предположить, что имеется в виду восстановление ранее списанной в расходы стоимости основных средств и начисление за весь срок эксплуатации амортизационных отчислений по правилам гл. 25 НК РФ. Отметим, однако, что в перечне расходов, принимаемых для целей налогообложения, отсутствует амортизация ОС.
Включение в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков
Следует отметить, что положения гл. 26.2 НК РФ не позволяют однозначно определить, подлежат ли включению в налоговую базу суммы авансовых платежей полученных от покупателей (заказчиков).
С одной стороны, в соответствии со ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признаётся день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). С другой стороны, положения гл. 26.2 НК РФ и содержащиеся в ней ссылки на статьи 249 и 250 НК РФ не позволяют определить, является ли вообще авансовый платеж доходом.
Но, учитывая положения подл. 1 п. I ст. 346.25 НК РФ, который регламентирует порядок перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему, этот вопрос можно решить следующим образом. Согласно данному подпункту на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы авансов от покупателей и заказчиков, полученные в период применения общего режима налогообложения и не погашенные на дату перехода. На основании этого можно сделать вывод, что суммы авансовых платежей, полученные от покупателей (заказчиков), следует включать в налоговую базу на дату зачисления в кассу или на расчетный счет.
Более того, хотя авансы полученные включаются в состав доходов, авансы выданные в состав расходов не включаются, так как расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Такой вывод можно сделать на основании подл. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ: при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений организации признают расходы, осуществленные в период после перехода на общий режим налогообложения, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.
Наконец, так как для целей исчисления единого налога принимаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы, по нашему мнению, затратами следует признать стоимость ресурсов, потребленных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), а также осуществлении внереализационных операций. То есть стоимость оплаченных материалов не может быть включена в состав расходов до момента их отпуска в производство (на общехозяйственные или иные нужды).
В то же время следует отметить, что при применении упрощенной системы с полученного аванса в бюджет уплачивается 15% или 6% (в зависимости от выбранного объекта налогообложения), в то время как при общем режиме налогообложения авансы облагаются НДС по ставке (20/120 или 10/110), что превышает сумму единого налога.
Таким образом, включение сумм авансовых платежей в налоговую базу по единому налогу не обязательно приведет к увеличению налоговых платежей по сравнению с общим режимом налогообложения. Однако данный вывод не распространяется на налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, но освобожденных от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НКРФ.
3.3. Негативные последствия при отказе от упрощенной системы налогообложения.
Налогоплательщик, применяющий
упрощенную систему
Но возможен переход на общий режим и в принудительном порядке, так как помимо ограничений по переходу на упрощенную систему гл. 26.2 установлены и ограничения по ее применению. Если по итогам налогового (отчетного) периода (то есть года или квартала):
— доход налогоплательщика
(организации или
— или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика —организации, превысит 100 млн. руб., то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. То есть налогоплательщики будут обязаны в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных предпринимателей, уплачивать налог на прибыль (на доходы) и все иные налоги, от которых они были освобождены ранее, причем с начала квартала, в котором они допустили превышение (исключение сделано для авансовых платежей). Примечательно, что НК РФ установил обязанность сообщать налоговому органу только о превышении ограничения по доходу, но не стоимости амортизируемого имущества.
При этом по самым проблемным налогам — НДС и налогу с продаж — у Минфина России имеется следующая позиция: в отношении уже реализованных товаров (работ, услуг) эти налоги подлежат восстановлению и уплате в бюджет за счет собственных средств аналогично порядку в отношении налогоплательщиков, утративших право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ. Учитывая сказанное, налогоплательщику, применяющему упрощенную систему, придется внимательно следить за этими показателями и при вероятном превышении ограничений либо переводить обороты в другую организацию, либо начинать предъявлять к оплате своим покупателям суммы косвенных налогов и уплачивать их в бюджет на общих основаниях еще до потери права на применение упрощенной системы.
Однако самые большие проблемы будут подстерегать налогоплательщиков, если они отклонятся в период применения упрощенной системы от иных условий, перечисленных в ст. 346.12 НК РФ, например, создадут филиал, займутся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, или их штат превысит 100 человек, или доля непосредственного участия других организаций превысит 25% НК РФ прямо не предусмотрен в этих случаях обязательный переход на общую систему. Минфин России полагает, что в этом случае "налогоплательщик в принципе не вправе применять упрощенную систему налогообложения и обязан уплатить все суммы налогов (с начислением пени и штрафов), подлежащих уплате в соответствии с общим режимом налогообложения с начала налогового периода", то есть календарного года, а не в льготном порядке — с начала квартала. Очевидно, что принудительный перевод на общую систему "задним числом" с начала года для налогоплательщиков будет просто разорительным. То же самое ожидает и тех налогоплательщиков, при проверке которых налоговый орган выяснит, что они не соблюдали ограничения ст. 346.12 НК РФ еще при переходе на упрощенную систему, то есть на 1 января 2003 г.
Информация о работе Отличительные особенности налогообложения предприятия по упрощенной системе