Внедрение технологии
массовой, конвейерной обработки
документов привело к созданию
в структуре инспекции подразделения
по обслуживанию техники, сетей
и программного обеспечения, перераспределению
функций между другими подразделениями
с целью оптимизации их взаимодействия
на базе информационных технологий.
Рост уровня информатизации - необходимое
условие для развития этих
процессов, ибо нельзя обрабатывать
существующий в инспекциях объем
документации без вычислительной техники.
Отдел является
самостоятельным структурным подразделением
инспекции, подчиняющимся руководителю
или заместителю руководителя
инспекции в соответствии с
распределением обязанностей между
ними. Отдел занимается обособленным
направлением работы инспекции,
но в то же время информационно
и технологически связан с
другими подразделениями инспекции.
Административно
отдел подчиняется руководителю
инспекции, а методически - соответствующему
отделу в региональном управлении
ФНС России.
Руководство отделом
осуществляет начальник отдела,
назначаемый и освобождаемый
от должности приказом руководителя
инспекции по согласованию с
региональным управлением ФНС
России. Назначение и освобождение
от должности специалистов отдела
производится приказом руководителя
инспекции по согласованию с
начальником отдела.
На должности
начальника отдела и специалистов
назначаются лица, отвечающие требованиям,
предъявляемым к лицам, замещающим
соответствующие государственные
должности по уровню образования
и стажу работы по экономическим
специальностям.
Для четкого
определения задач, функций, прав
и обязанностей отдела существует
положение об отделе. Это положение
разрабатывается при создании
отдела, как правило, на основе
типового положения об отделе
соответствующего профиля, доводимого
региональным управлением ФНС,
и уточняется по мере необходимости.
Утверждает положение об отделе
руководитель инспекции.
Минимально допустимая
численность отдела составляет 5
человек. Если в составе инспекции
по тем или иным причинам
невозможно выделить отдел такой
численности, то создается один
отдел, занимающийся несколькими
направлениями работы, но с численностью
не менее 5 человек.
Все подразделения,
входящие в состав инспекции,
одинаково необходимы для ее
нормальной работы. В то же
время, различные отделы по-разному
участвуют в процессе сбора
налогов.
В зависимости
от характера участия, отделы
делятся на две категории -
основные и обеспечивающие.
Основные отделы
непосредственно участвуют в
работе по сбору налогов. К
ним относятся подразделения,
осуществляющие учет налогоплательщиков,
налоговые проверки, ведение лицевых
счетов, взыскание недоимки и
т.п.
Обеспечивающие
отделы не участвуют непосредственно
в сборе налогов, но создают
условия для нормальной работы
основных отделов. К обеспечивающим
подразделениям относятся отдел
кадров, отдел финансово-хозяйственного
обеспечения, общий отдел, отдел
информатизации и электронного
ввода данных, подразделение по
обеспечению режима и безопасности
и т.п. Как правило, к сотрудникам
обеспечивающих отделов предъявляются
несколько более низкие требования
по образованию и опыту работы,
в этих отделах несколько более
низкий уровень оплаты труда,
и, как следствие этого, более
высокая текучесть кадров. В то
же время, эффективная деятельность
основных отделов возможна лишь
при нормальной работе обеспечивающих
подразделений.
Инспекция решает поставленные
перед ней задачи во взаимодействии
с территориальными органами других
федеральных органов исполнительной
власти, органами государственной власти
субъекта Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
Основными задачами
инспекции являются:
1. Контроль за соблюдением налогового
законодательства, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты государственных
налогов, сборов и других платежей, установленных
законодательством Российской Федерации
и законодательством региона.
2 .Обеспечение поступления
налогов, сборов и других обязательных
платежей в соответствующие бюджеты и
государственные внебюджетные фонды.
3. Контроль за соблюдением требований
Закона Российской Федерации от 18.06.93 (ред.
от 30.12.2001) 5215-1 "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов
с населением" и условий работы с денежной
наличностью.
Инспекция в
соответствии с возложенными
на нее задачами осуществляет
следующие основные функции:
1. Осуществляет контроль
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах и обеспечивает поступление налогов,
сборов в соответствующие бюджеты и государственные
внебюджетные фонды.
2. Обеспечивает своевременный
и полный учет налогоплательщиков.
3. Контролирует своевременность
представления в налоговый орган
налоговых деклараций и иных
сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля, а также
проверяет их достоверность в
части правильности определения
объектов налогообложения и исчисления
налогов и сборов.
4. Проводит разъяснительную
работу по применению законодательства
о налогах и сборах, а также
принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов,
бесплатно информирует налогоплательщиков
о действующих налогах и сборах,
представляет формы установленной
отчетности и разъясняет порядок
их заполнения, дает разъяснения
о порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов.
5. Осуществляет возврат
или зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм
налогов, сборов и других обязательных
платежей, пеней и штрафов.
6. Взыскивает в установленном
порядке недоимки и пени по
налогам и сборам, предъявляет
в суды общей юрисдикции и
арбитражные суды иски о взыскании
налоговых санкций с лиц, допустивших
нарушения законодательства о
налогах и сборах.
7. Проводит совместно
с правоохранительными и контролирующими
органами мероприятия по контролю
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах.
8. Направляет, в установленном
порядке, материалы в правоохранительные
органы для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела
при выявлении обстоятельств,
позволяющих предполагать совершение
нарушения законодательства о
налогах и сборах, содержащего
признаки преступления.
9. Привлекает к административной
ответственности должностных лиц
предприятий, учреждений, организаций,
а также граждан, совершивших
административные правонарушения -
нарушения законодательства о
налогах и сборах.
10. Ведет в установленном
порядке учет контрольно-кассовых
машин налогоплательщиков. Осуществляет
работу по контролю за их применением
при осуществлении денежных расчетов
с населением, а также работу по контролю
за соблюдением условий работы с денежной
наличностью. Принимает решения о применении
штрафных санкций к налогоплательщикам
в случае нарушения ими Закона Российской
Федерации "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов
с населением", условий работы с денежной
наличностью или порядка ведения кассовых
операций.
11. Ведет оперативно-бухгалтерский
учет (по каждому плательщику
и виду платежа) сумм налогов,
сборов и других обязательных
платежей, подлежащих уплате и
фактически поступивших в бюджет,
а также сумм пени, налоговых
санкций и административных штрафов.
12. Осуществляет работу
по учету, оценке и реализации
конфискованного имущества и
имущества, перешедшего по праву
наследования к государству.
13. Составляет, анализирует
и представляет в управление
ФНС России по региону налоговую
отчетность, а территориальным органам
казначейства ежемесячные сведения
о фактически поступивших суммах
налогов, сборов и других платежей
в бюджет.
14. Анализирует отчетные,
статистические данные и результаты
налоговых проверок, подготавливает
на их основе предложения в
управление ФНС России по региону
о разработке приказов, инструкций,
методических указаний и других
документов по применению действующего
законодательства о налогах и
сборах, а также предложения по
его совершенствованию и предупреждению
правонарушений.
15. Осуществляет контроль
за поступлением в бюджет сумм, полученных
от приватизации государственной и муниципальной
собственности, дивидендов по акциям,
принадлежащим государству, и арендной
платы от сдачи в аренду государственного
и муниципального имущества.
16. Информирует соответствующие
органы исполнительной власти
и местного самоуправления о
выявленных нарушениях законодательства
о налогах и сборах.
17. Проводит работу по
подбору и расстановке кадров
работников инспекции и осуществляет
мероприятия по их профессиональной
подготовке, переподготовке и повышению
квалификации.
18. Привлекает в соответствии
с действующим законодательством
к дисциплинарной ответственности
должностных лиц инспекции за
нарушения, допущенные ими в
работе, если за эти нарушения
не предусмотрена административная
или уголовная ответственность;
19. Создает базы данных
в порядке, определяемом управлением
ФНС России по региону.
20. Осуществляет меры по
внедрению информационных систем,
автоматизированных рабочих мест
и других средств автоматизации
и компьютеризации работы инспекции.
21. Осуществляет управление
находящимся в ее ведении государственным
имуществом.
22. Ведет делопроизводство,
учет поступающей корреспонденции
и бланков документов строгой
отчетности.
23. Осуществляет иные функции,
предусмотренные Налоговым кодексом
Российской Федерации, иными федеральными
законами и другими нормативными
правовыми актами.
В целях выполнения,
возложенных на нее задач и осуществления
функций инспекция имеет права.
- требовать от налогоплательщика
или налогового агента документы
по формам, установленным государственными
органами и органами местного
самоуправления, служащие основаниями
для исчисления и уплаты (удержания
и перечисления) налогов, а также
пояснения и документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления)
налогов.
- проводить в установленном
порядке налоговые и иные контрольные
проверки.
- производить выемку документов
при проведении налоговых проверок
у налогоплательщика или налогового
агента, свидетельствующих о совершении
налоговых правонарушений, в случаях,
когда есть достаточные основания
полагать, что эти документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены.
- вызывать на основании
письменного уведомления налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых
агентов для дачи пояснений
в связи с уплатой (удержанием
и перечислением) ими налогов
либо в связи с налоговой
проверкой, а также в иных
случаях, связанных с исполнением
ими законодательства о налогах
и сборах.
- приостанавливать в установленном
порядке операции по счетам
налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов
в банках и налагать арест
на имущество налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых
агентов.
- осматривать (обследовать)
любые используемые налогоплательщиком
для извлечения дохода либо
связанные с содержанием объектов
налогообложения независимо от
места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные
помещения и территории, проводить
в установленном порядке инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику
имущества.
- определять суммы налогов,
подлежащие внесению налогоплательщиками
в бюджет, расчетным путем на
основании имеющейся информации
о налогоплательщике, а также
данных об иных аналогичных
налогоплательщиках в случаях
отказа налогоплательщика допустить
должностных лиц инспекции к
осмотру (обследованию) производственных,
складских, торговых и иных
помещений и территорий, используемых
налогоплательщиком для извлечения
дохода либо связанных с содержанием
объектов налогообложения, непредставления
в течение более двух месяцев
налоговому органу необходимых для расчета
налогов документов, отсутствия учета
доходов и расходов, учета объектов налогообложения
или ведения учета с нарушением установленного
порядка, приведшего к невозможности исчислить
налоги.