Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

При введении в 90-е гг. НДС  немало было высказываний о том, должен ли этот налог действовать наряду с прямыми подоходными налогами, или новый налог должен полностью  заменить прежние, применяемые с  начала столетия подоходные налоги. Мнения были одинаково твердыми, однако одно из них отстаивало простые и низкие налоги, а другое -защищало увеличивающееся  перераспределение. Как мы видим  сегодня, второе мнение победило, выдвинув в качестве последнего аргумента  возрастающие потребности бюджетов.

Налоги и налоговая  политика -мощный ресурсный фактор, т.е. находящийся в руках государства  инструмент непосредственного воздействия  на экономику и в то же время - механизм обратной связи государства  с хозяйствующими субъектами. Вот  почему, в зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную безопасность, либо, напротив, - источника повышенного для него риска, либо даже угрозы.

Концептуальное изменение  фискальной политики государства в  переходной экономике должно осуществляться в комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного регулирования и, прежде всего, в  области денежно-кредитного регулирования, индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы, приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции. Если предприниматель знает, что  в случае нахождения им способа заработать больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается  или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее  налогообложение.

Одним из основополагающих принципов налоговой политики государств является то, что налоги должны быть по возможности минимальными. Как  писал Л. Эрхард: «..надо признать весьма справедливым пожелания, как всех граждан, так и хозяйственных кругов, направленные на снижение налогового бремени» И  далее он отмечал, что если «табилизации расходов, и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко  себе представить и вычислить  какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно  добиться настоящего и реалистичного  решения угнетающей всех нас налоговой  проблемы» 

Во всем мире государственная  поддержка малого бизнеса, а также  стимулирование отечественных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления льгот. При этом -это не простое  снижение налоговой ставки, а мероприятия, которые реально могли бы стимулировать  развитие этих хозяйствующих субъектов.

Применение налоговых  льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок налога. Необходимо применять для рентабельных и  сверх рентабельных предприятий  понижающий коэффициент ставки налога - 10% и 25% соответственно. Практика показала, что большинство посреднических и торговых предприятий в этих льготах не нуждаются.

Среди налоговых льгот, используемых во многих странах *полное освобождение от налогов или отсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в  условиях роста цен может быть равнозначно полному или хотя бы частичному освобождению от налога).

Сама по себе данная льгота, предполагая отсрочку налоговых  платежей, должна была в конечном итоге  дать положительный эффект, но ею, как  правило, пользовались для уклонения  от налогов.

При выборе пути реформ необходимо должным образом оценить действующую  налоговую систему. Говоря о принципе одноразового налогообложения надо упомянуть о двух типах налогов, которыми облагается сразу вновь созданная стоимость. Первый тип - налог на добавленную стоимость, которым облагается вновь созданная стоимость на этапе потребления и второй тип -подоходные налоги, которыми облагается вновь созданная стоимость на этапе получения доходов. Прямые подоходные налоги в любое конкретное время превосходят НДС на размер накопления. Однако в долговременной перспективе различия между объектами, облагаемыми этими налогами, исчезают, ибо накопления делаются, чтобы позже их можно было потребить.

Введение единого совокупного  налога более привлекательно для  предприятий, и более «дешевле» Конечно, государство может недополучить определенные налоговые поступления, но в последующем за счет ввода в действие предприятий -производителей товаров эти "убытки" государства восполняются сполна. Не подняв производства в Республике Казахстан, нам не стоит надеяться на пополнение бюджета.

Построение налоговой  системы в Казахстане зависит  в первую очередь, от того как в  конечном счете будут распределены функции управления между республиканскими органами. Однако меры социального  налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно  встраиваться в общую налоговую  систему и строится в зависимости  от выбранных приоритетов политики республики. Однако, несмотря на определенные достижения налоговую систему еще  долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые  изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение

 

Экономическое содержание земельного налога заключается в том, что  он является формой изъятия государством части средств хозяйствующих  субъектов и физических лиц в  виде платы за землю, т.е. является экономической  формой реализации государственной  собственности на землю.

Использование земли в  Казахстане является платным. Рыночные преобразования в области земельных  отношений в республике получили отражение в законе «О земле», законах  республики Казахстан о земельной  реформе, о крестьянском хозяйстве.

Согласно Закону «О земле» земля находится в собственности  государства, а также в частной  собственности на определенных законом  основаниях, условиях и пределах. Правом ее распределения наделены представительные и распределительные органы всех уровней в пределах своих полномочий. 
Земельный налог введен с 1992 года.

Его цель – обеспечение  экономическими методами рационального  использования земель  и формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории.

С развитием земельных  отношений в современных условиях повышается роль экономического регулирования  с целью достижения рационального  использования земельных ресурсов. При построении системы налогообложения  земли основной акцент приходится на величину изъятия дифференциальной ренты. Она возникает в относительно благоприятных условиях производства при реализации сельскохозяйственной продукции. На основе приведенного материала  дипломной работы выявлены преимущества и недостатки различных существующих методических подходов по определению  величины и изъятия земельной  ренты. Наиболее приемлемым вариантом  из них является методика, согласно которой расчет ренты ведется  по двум составляющим: дополнительному  доходу, связанному с приростом продукции, и экономии затрат, полученной за счет рентных факторов, по отношению к  замыкающим условиям.

      Анализ  налогообложения земли выявил, что  в развитых рыночных государствах  мира сложилась устойчивая система  взимания и перераспределения  доходов от землепользования. Земельные  участки рассматриваются как  совокупный элемент недвижимости, собственники которой облагаются  имущественным налогом. Он исчисляется  в процентах от налогооблагаемой  базы, в качестве которой выступает  суммарная стоимость объектов  недвижимости. На практике различные  условия организации налогообложения  дают возможность выбора совместного  или раздельного налогообложения  земель и возведенных на них  зданий, определения базы налогообложения  и установления ставок с учетом  дифференциации категорий плательщиков.

       Принципы  налогообложения земли в современном  Казахстане складывались при  отсутствии рыночного оборота  земельных участков, который практически  и сейчас не развит. Поэтому  есть смысл изучить эту проблему, внедрить методические разработки  по экономической оценке земель. В основу действующего земельного  налога был положен уровень  естественного плодородия почв, измеряемый баллом бонитета. Баллам  бонитета в данном случае придано  слишком большое, и как считают  отечественные экономисты, не свойственное  им значение. Бонитировка почв  по их естественным свойствам  не заменяет экономической оценки  земли и имеет вспомогательное  значение. Поэтому уровень налогообложения,  установленный действующим законодательством,  далеко не всегда соответствует  реальной ценности земель. Из-за  этого система платного землепользования  не выполняет свои главные  функции – фискальную и стимулирующую  эффективное использование земельных  ресурсов.

        В  работе приводится анализ действующей  системы налогообложения, который  показал, что назрела необходимость  в разработке новых методических  подходов по определению величины  земельного налога. В основу определения  ставок земельного налога на  земли сельскохозяйственного назначения  предлагается назначить величину  реализуемой дифференциальной ренты,  обусловленная конкретными параметрами  рентообразующих факторов: качеством  земли, местоположением земельных  участков. Это очень трудоемкий  процесс, поэтому необходимо государственное  участие в разработке оценки  земли.     Если рассмотреть  зарубежный опыт по исчислению  земельного налога, то может будет  наиболее эффективным применение  в нашей практике механизм  взимания налога на основе  кадастровой стоимости земельных  участков, который позволит выровнять  имущественное положение различных  категорий плательщиков, улучшить  экологическую ситуацию и создать  благоприятные условия для проживания, иметь важный стимул формирования  рынка земли, улучшить систему  объектов недвижимости, совершенствовать  системы оценки, укрепить государственные  гарантии прав собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Список использованной литературы

 

  1.   Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года №442-II( с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.01.2013г.)
  2. Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года от 10 декабря 2008 года № 99-IV» Оналогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ( с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.03.2013г.)
  3.   Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения» // Казахстанская правда, 2011 год, 4 декабря;
    1.       Закон «О республиканском бюджете» на 2009-2012 годы
    1.       Социальные экономические проблемы налоговой системы РК в   современных условиях// Вестник КЭУ.– 2012. – №2. – С.65-67
  1.            Земельный кодекс Республики Казахстан // Казахстанская правда, 2010, 26 июня.
    1.      Налоговый кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 2012 года
  1.           Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан, 1992-2006гг., №12
  1.            Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан, 2007-2010, №12
  2.            Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан, 2011-2012, №4
  3.           Поздняков Б.Н. Налоги в Казахстане / Б.Н. Поздняков // Эко. – 2009. - № 1. – С. 179-186.
  4.   Зенец Н. Земельный налог в сельском хозяйстве // Вопросы экономики, 1997, №8;
  5.   Сабирова А.И., Грирорюк В.А. Земельные отношения В Республике Казахстан: анализ, рекомендации, Алматы, 2009 год;
  6.   Кулакова Т.А. Аренда земли, рентные платежи, методы перераспределения рентных доходов в зарубежных странах, Москва, 1995 год;
  7.    Налоги: Учебное пособие /под ред. Черника Д.Г., Москва: Финансы и статистика, 1999 год;
  8.   Пасхавер Б.И., Лойко П.Ф.  Рентные  отношения  в рыночной экономике, Киев, 1991 г.;
  9.   Налоги и налогообложение / под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина, Москва: Финансы, ЮНИТИ, 1998 год;
  10. Худяков В.П.  Налоговое право. Алматы, 2005 год
  11. Малышонок В.П. Развитие аренды земли и арендных отношений в РК//Земельные ресурсы Казахстана, 2010 год, №5;
  12. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане, Алматы: Лем, 2002 год;
  13. Экономика крестьянского (фермерского) хозяйства // Петренко И.Я., Исмуратов С.Б., Алматы: Кайнар,2010 год;
  14. Цена на землю и проблемы исчисления земельной экоренты // Казахстанская правда, 19 мая, 2009
  15. У.Кожантаева Налоги и тревоги: политическая экономика и экономическая политика. // Деловая неделя от 10 марта 2009 года.
  16. Жумадилова Ж. Методы совершенствования налогового контроля// Вестник налоговой службы Республики Казахстан - № 5 (57), май 2008 г. – с. 15-16.
  17.        Шыныбеков Д.А. Финансовые основы местного управления: проблемы формирования доходов // Каржы-каражат, №2, 2007 г., с.41
  18. Репин Поправки в Налоговый кодекс. // Деловой Казахстан №6, 10 марта 2009 года
  19. Официальный сайт www.nalog.kz

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан