2) декларацию по плате
за загрязнение окружающей среды.
Юридические лица - производители
сельскохозяйственной продукции, применяющие
специальный налоговый режим, представляют
расчет по индивидуальному подоходному
налогу, удерживаемому у источника
выплаты, отчетность по обязательным пенсионным
взносам в накопительные пенсионные
фонды и расчет по социальным отчислениям
в Государственный фонд социального
страхования в следующие сроки:
1) по суммам, исчисленным
за период с 1 января до 1 октября
текущего налогового периода, - в
срок не позднее 15 октября;
2) по суммам, исчисленным
за период с 1 октября по 31 декабря,
- не позднее 15 марта налогового
периода, следующего за отчетным.
Примечание - по данным МФ РК
за 2009-2012гг
Рисунок 3.Анализ поступлений
единого земельного налога.
Анализируя поступления
для плательщиков Единого земельного
налога наблюдается рост в
государственном бюджете земельного
налога. Это связано с ростом
рыночной цены на земли сельскохозяйственного
назначения. В 2011 году растет
рыночная оценка земли 578 до
818, 2012 – 820 млн.тг.
Примечание - по данным МФ РК
за 2009-2011гг
Рисунок 4. Изменение рыночной
цены на земли сельскохозяйственного
назначения
В анализируемом периоде
с 2009 – 2011 год наблюдается повышение
с 2009 по 2010 года с 13022 до 13467. И снижение
в 2011 году и составляет 12977, в 2012 году рыночная
цена на земли сельскохозяйственного
назначения поднялись до 13243 тенге.
По видам деятельности,
на которые распространяется данный
специальный налоговый режим, исчисление,
уплата и представление налоговой
отчетности по налогам и другим обязательным
платежам, не включенным в расчет стоимости
патента и не указанным в настоящей
статье, производится в общеустановленном
порядке.
Нужно создать систему
платного землепользования и доведение
размеров платы за землю до оптимального
уровня.
3 Перспективы развития
и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан
3.1 Совершенствование
земельных отношений и землепользования
в Республике Казахстан
В
результате осуществления земельной
реформы в аграрном секторе
созданы правовые, экономические
и социальные условия для функционирования
различных форм хозяйствования
на земле, формирования рынка
земли и права землепользования.
Земля признана объектом недвижимости.
Вместе
с тем, проблемным остается
эффективное использование и
охрана земельных ресурсов, на
что было нацелено осуществление
земельной реформы. С начала
проведения реформы утрачены
отдельные элементы рационального
использования земель: из сельскохозяйственного
оборота выведено и переведено
в запас значительное количество
сельскохозяйственных угодий (свыше
80 млн. га) [17], многими хозяйствами
не используется плодородная
пашня и переведена в залежь,
а также практически прекращены
работы по разработке проектов
внутрихозяйственного землеустройства,
составлению проектов и схем
рационального использования земель.
20 июня
2003 года был принят новый нормативно-правовой
акт, регулирующий земельные отношения,
Земельный кодекс Республики Казахстан.
К позитивным моментам можно отнести то,
что ряд конкретных аспектов земельных
отношений, ранее регулировавшихся нормативными
актами, теперь непосредственно представлены
в самом кодексе. По мнению наших экономистов,
однако имеются некоторые положения, нуждающиеся
в существенной доработке. В частности,
наблюдается недостаточная последовательность
рыночным принципам регулирования земельных
отношений. Главное противоречие заключается
в том, что, с одной стороны, кодекс расширяет
границы права частной собственности,
за счет включения в сферу его действия
земель сельскохозяйственного назначения.
С
другой стороны, значительно ослаблены
гарантии его эффективного функционирования
и защиты. Проанализировав ряд
основных положений кодекса, можно
увидеть, что независимо от
вложений собственника и рыночной
конъюнктуры, предполагается выплачивать
только фиксированную компенсацию,
равную цене выкупа земли у
государства. При выходе собственника
из гражданства Казахстана земельный
участок подлежит возврату в
собственность государства или
переоформляется в аренду на
срок до десяти лет, и только
в случае отказа властей выкупить
землю допускают ее продажу
другому гражданину. По мнению
наших экономистов, указанная
норма абсолютно неверная и
социально несправедливая.
На сегодняшний
день государство приняло ряд
государственных программ, в частности,
была принята Государственная
агропродовольственная программа,
региональная программа по институциональному
развитию сельского хозяйства, программа
поддержки страхования сельскохозяйственного
производства от стихийных бедствий природного
характера и опасных эпизоотий, программы
по управлению земельными ресурсами. Расходы
из республиканского бюджета на поддержку
сельского хозяйства в нашей республике
в 2005 году составляли не менее 1,8% к валовому
внутреннему продукту, в том числе
сумма господдержки из республиканского
бюджета в пересчете на одно сельхозформирование
2500 долларов США, в расчете на 1 га пашни
– 15,9 долларов США, однако этого недостаточно
для выравнивания преимуществ отечественной
сельскохозяйственной продукции по сравнению
с импортными аналогами [18]. Уровень господдержки
сельхозпроизводства из республиканского
бюджета сегодня равен 22 млрд. тенге, а
с учетом косвенного субсидирования он
составляет 81 млрд. тенге. Это выше по сравнению
с прошлыми годами в абсолютных показателях
на 15,4%.
Дальнейшее
развитие земельной реформы должно
быть направлено на создание
необходимых условий для эффективного
и рационального использования
сельскохозяйственных угодий, сохранение
и повышение плодородия почвы.
В этих целях необходимо дальнейшее
совершенствование законодательной
и нормативно-правовой базы по
развитию земельных отношений,
основанных на защите права
собственности и права землепользования,
требованиях эффективного использования
и охраны земель в рыночных
условиях. Кроме того, необходимо
введение норм земельного права,
усиливающих государственный контроль
за использованием земли по
назначению, ограничения максимальных
размеров земельных участков, находящихся
в частной собственности физических
и юридических лиц.
Меры
по эффективному использованию
земельных ресурсов должны включать:
-разработку прогнозов
и программ республиканских и
региональных схем использования
и охраны земельных ресурсов;
-внутрихозяйственное землеустройство
хозяйствующих субъектов и обустройство
земель сельских населенных пунктов:
-оптимизацию площади
пахотных земель;[19]
-природно-сельскохозяйственное
и ценовое зонирование земельного
фонда;
-обеспечение страны видами
съемок, карт, геодезическими данными;
-выполнение работ по
землеустройству, земельному кадастру,
цифровому картографированию, мониторингу
и оценке земель, почвенным и
геоботаническим изысканиям в
соответствии с государственными
программами и заявками юридических
лиц и граждан.
Углубление
земельной реформы и развитие
рынка должно быть направлено
на развитие оборота земли,
создание инфраструктуры рынка
путем персонификации земельных
участков, налаживания системы учета,
перехода на аукционный и конкурсный
принципы перераспределения земельных
участков. Одной из мер, способствующих
формированию и развитию земельных
отношений, является ипотечное
кредитование земли.
Использование
земли в качестве гаранта возврата
кредитов – один из основополагающих
принципов рыночной экономики.
Земля – наибольшая ценность
для работников села, поэтому
наличие права ее залога –
важный стимул для развития
сельскохозяйственного производства.
Мировой опыт свидетельствует,
что фермеры закладывают свою
землю под кредиты для оплаты
текущих производственных затрат,
покупки техники и нередко
покупки дополнительной земли.
Залог
земли не является простой
ссудой, а выступает обеспечением
заложенного права собственности
на нее, переданной кредитору
как гарантия того, что все
обязательства по кредиту со
стороны должника будут выполнены.
В Казахстане потребность в
залоговых операциях с землей
достаточно велика. Это обосновывается
тяжелым финансовым положением
сельскохозяйственных предприятий,
которые в настоящее время
находятся на стадии становления
и развития в условиях складывающихся
рыночных отношений. Подавляющее
большинство из них не имеют
ни денежных, ни материальных
средств.
Существующая
система кредитования из-за высоких
процентов превратилось в невозвратное,
не целевое финансирование. Аграрная
отрасль превратилась в неэффективный
объект финансирования. Выходом
из этой кризисной ситуации
может быть – льготное государственное
кредитование, товарный кредит под
будущий урожай, лизинговые операции,
привлечение негосударственных
средств в агропромышленное производство.
Однако эти формы приемлемы
для немногих благоприятных в
финансовом отношении хозяйств.
В основной же массе сельскохозяйственные
предприятия не имеют возможность
использовать эти системы из-за
отсутствия гарантийных обязательств.
Залог земли, из-за отсутствия
соответствующих методических рекомендаций,
не получает должного развития
необходимо разработать и внедрить
на практике предложения по
созданию ипотечного страхового
фонда, определению цены и залоговой
стоимости земли под кредит, порядку
распоряжения землей в случае
не возврата кредита, а также
купле-продаже земли и прав
пользования на землю, поступающую
в распоряжение банковских структур.[20]
Оживлению
процесса ипотеки должны способствовать
банковские структуры, которым
предоставлены широкие права
и свобода в поисках клиентов,
изучении кредитоспособности, принятии
мер по погашению долгов и
убытков. Создание условий для
активного развития кредитования
под залог земли позволит лучше
использовать потенциальные возможности
коллективных сельскохозяйственных
предприятий, создаст условия
для укрепления предпринимательства
в лице формирующихся крестьянских
хозяйств.
Решение
этой проблемы немного ускорилось
бы с созданием в банках
специального подразделения или
отдела, через который можно проводить
все операции с землей и
правом землепользования, оперативно
определять цену и залоговую
стоимость земли под кредит, порядок
распоряжения землей в случае
не возврата кредита, купли-продажи
земли и прав пользования, образовывать
специальные фонды землепользователей,
контролировать инвестиции, вкладываемые
в сельское хозяйство.
Важной функцией государства
является установление системы
научно обоснованного землепользования.
Действующая система платежей
на землю регулируется Земельным
и Налоговым кодексами, ими
установлены земельные платежи
в составе местных налогов.
Размер земельных платежей определяется
в абсолютных размерах, и в
рамках допуска законом дифференцируется
органами местной власти. Централизованный
макроэкономический подход к
установлению средних значений
земельного налога не способен
объективно выявить рентный подход,
получаемый от использования
земли. Основа
земельного налогообложения –
наличие земельного кадастра, составными
частями которого должны быть
количественный учет земель, качественная
характеристика почв и стоимостная
оценка земель.
Налогоплательщики страны в основном
располагают количественными и
качественными показателями земель,
но данная методика имеет, по
мнению экономистов-ученых, ряд устаревших
моментов, в частности:
-она выполнялась во
многом на устаревших материалах
почвенного обследования, в результате
антропогенного воздействия многие
почвы изменили свои качественные
характеристики и после повторного
обследования их оценочные показатели
варьируют в лучшую или худшую
сторону;
-существенный недостаток
выполненного этапа оценки земель
состоит еще в том, что она
выполнялась в масштабах землепользований
крупных хозяйств и не отражает
экономической ценности отдельных
земельных участков, на базе которых
сформированы крестьянские (фермерские)
хозяйства, кооперативы.
Рыночные условия хозяйствования
требуют углубления, уточнения и
изменения ряда методических
положений экономической оценки
земель, в частности нужно систематизировать
объекты оценки (почвенная разность,
агропочвенная группа, поле, севооборот,
землепользование предприятия); совершенствовать
информационную базу для исчисления
оценочных показателей; последовательно
детализировать оценку земель, то
есть переход к оценке отдельных
земельных участков и землепользований
новых агроформирований.
Правильно установленный земельный
налог – это не только важная
часть в структуре цены на
землю, но и не менее значимая
составляющая себестоимости сельскохозяйственной
продукции. От величины данных
издержек зависит и доход, и
уплата других налогов, а значит
поступления в бюджет. От оптимального
установленного земельного налога
и цены на землю, может начисляться
и пенсия собственника земли,
если, например, он по достижении
старости передаст свой земельный
участок государству.