Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

2) декларацию по плате  за загрязнение окружающей среды. 

Юридические лица - производители  сельскохозяйственной продукции, применяющие  специальный налоговый режим, представляют расчет по индивидуальному подоходному  налогу, удерживаемому у источника  выплаты, отчетность по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды и расчет по социальным отчислениям  в Государственный фонд социального  страхования в следующие сроки:

1) по суммам, исчисленным  за период с 1 января до 1 октября  текущего налогового периода, - в  срок не позднее 15 октября; 

2) по суммам, исчисленным  за период с 1 октября по 31 декабря, - не позднее 15 марта налогового  периода, следующего за отчетным.

 

 

Примечание - по данным МФ РК за 2009-2012гг

Рисунок 3.Анализ поступлений единого земельного налога.

 

 Анализируя  поступления   для плательщиков  Единого земельного  налога наблюдается рост в  государственном бюджете земельного  налога.  Это связано с ростом  рыночной цены на земли сельскохозяйственного  назначения. В 2011  году  растет  рыночная оценка земли  578  до 818, 2012 – 820 млн.тг.

 

Примечание - по данным МФ РК за 2009-2011гг

Рисунок 4. Изменение рыночной цены на земли сельскохозяйственного назначения

 

 

В анализируемом периоде  с 2009 – 2011 год наблюдается повышение  с 2009 по 2010 года с 13022 до 13467. И снижение в 2011 году и составляет 12977, в 2012 году рыночная цена на земли сельскохозяйственного назначения поднялись до 13243 тенге.

По видам деятельности, на которые распространяется данный специальный налоговый режим, исчисление, уплата и представление налоговой  отчетности по налогам и другим обязательным платежам, не включенным в расчет стоимости  патента и не указанным в настоящей  статье, производится в общеустановленном  порядке.

Нужно создать систему  платного землепользования и доведение  размеров платы за землю до оптимального уровня. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

3.1  Совершенствование  земельных отношений  и  землепользования в Республике Казахстан

 

        В  результате  осуществления земельной  реформы в аграрном секторе  созданы правовые, экономические  и социальные условия для функционирования  различных форм хозяйствования  на земле, формирования рынка  земли и права землепользования. Земля признана объектом недвижимости.

       Вместе  с тем, проблемным остается  эффективное использование и  охрана земельных ресурсов, на  что было нацелено осуществление  земельной реформы. С начала  проведения реформы утрачены  отдельные элементы рационального  использования земель: из сельскохозяйственного  оборота выведено и переведено  в запас значительное количество  сельскохозяйственных угодий (свыше  80 млн. га) [17], многими хозяйствами  не используется плодородная  пашня и переведена в залежь, а также практически прекращены  работы по разработке проектов  внутрихозяйственного землеустройства,  составлению проектов и схем  рационального использования земель.

       20 июня 2003 года был принят новый нормативно-правовой акт, регулирующий земельные отношения, Земельный кодекс Республики Казахстан. К позитивным моментам можно отнести то, что ряд конкретных аспектов земельных отношений, ранее регулировавшихся нормативными актами, теперь непосредственно представлены в самом кодексе. По мнению наших экономистов, однако имеются некоторые положения, нуждающиеся в существенной доработке. В частности, наблюдается недостаточная последовательность рыночным принципам регулирования земельных отношений. Главное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, кодекс расширяет границы права частной собственности, за счет включения в сферу его действия земель сельскохозяйственного назначения.

        С  другой стороны, значительно ослаблены  гарантии его эффективного функционирования  и защиты. Проанализировав ряд  основных положений кодекса, можно  увидеть, что независимо от  вложений собственника и рыночной  конъюнктуры, предполагается выплачивать  только фиксированную компенсацию,  равную цене выкупа земли у  государства. При выходе собственника  из гражданства Казахстана земельный  участок подлежит возврату в  собственность государства или  переоформляется в аренду на  срок до десяти лет, и только  в случае отказа властей выкупить  землю допускают ее продажу  другому гражданину. По мнению  наших экономистов, указанная  норма абсолютно неверная и  социально несправедливая.

       На сегодняшний  день государство приняло ряд   государственных программ, в частности,  была принята Государственная  агропродовольственная программа, региональная программа по институциональному развитию сельского хозяйства, программа поддержки страхования сельскохозяйственного производства от стихийных бедствий природного характера и опасных эпизоотий, программы по управлению земельными ресурсами. Расходы из республиканского бюджета на поддержку сельского хозяйства в нашей республике в 2005 году составляли не менее 1,8% к валовому внутреннему продукту, в том числе  сумма господдержки из республиканского бюджета в пересчете на одно сельхозформирование 2500 долларов США, в расчете на 1 га пашни – 15,9 долларов США, однако этого недостаточно для выравнивания преимуществ отечественной сельскохозяйственной продукции по сравнению с импортными аналогами [18]. Уровень господдержки сельхозпроизводства из республиканского бюджета сегодня равен 22 млрд. тенге, а с учетом косвенного субсидирования он составляет 81 млрд. тенге. Это выше по сравнению с прошлыми годами в абсолютных показателях на 15,4%.

       Дальнейшее  развитие земельной реформы должно  быть направлено на создание  необходимых условий для эффективного  и рационального использования  сельскохозяйственных угодий, сохранение  и повышение плодородия почвы.  В этих целях необходимо дальнейшее  совершенствование законодательной  и нормативно-правовой базы по  развитию земельных отношений,  основанных на защите права  собственности и права землепользования, требованиях эффективного использования  и охраны земель в рыночных  условиях. Кроме того, необходимо  введение норм земельного права,  усиливающих государственный контроль  за  использованием земли по  назначению, ограничения максимальных  размеров земельных участков, находящихся  в частной собственности физических  и юридических лиц.

       Меры  по эффективному использованию  земельных ресурсов должны включать:

-разработку прогнозов  и программ республиканских и  региональных схем использования  и охраны земельных ресурсов;

-внутрихозяйственное землеустройство  хозяйствующих субъектов и обустройство  земель сельских населенных пунктов:

-оптимизацию площади  пахотных земель;[19]

-природно-сельскохозяйственное  и ценовое зонирование земельного  фонда;

-обеспечение страны видами  съемок, карт, геодезическими данными;

-выполнение работ по  землеустройству, земельному кадастру, цифровому картографированию, мониторингу  и оценке земель, почвенным и  геоботаническим изысканиям в  соответствии с государственными  программами и заявками юридических  лиц и граждан.

      Углубление  земельной реформы и развитие  рынка должно быть направлено  на развитие оборота земли,  создание инфраструктуры рынка  путем персонификации земельных  участков, налаживания системы учета,  перехода на аукционный и конкурсный  принципы перераспределения земельных  участков. Одной из мер, способствующих  формированию и развитию земельных  отношений, является ипотечное  кредитование земли.

       Использование  земли в качестве гаранта возврата  кредитов – один из основополагающих  принципов рыночной экономики.  Земля – наибольшая ценность  для работников села, поэтому  наличие права ее залога –  важный стимул для развития  сельскохозяйственного производства. Мировой опыт свидетельствует,  что фермеры закладывают свою  землю под кредиты для оплаты  текущих производственных затрат, покупки техники и нередко  покупки дополнительной земли.

       Залог  земли не является простой  ссудой, а выступает обеспечением  заложенного права собственности  на нее, переданной кредитору  как гарантия того, что все  обязательства по кредиту со  стороны должника будут выполнены.  В Казахстане потребность в  залоговых операциях с землей  достаточно велика. Это обосновывается  тяжелым финансовым положением  сельскохозяйственных предприятий,  которые в настоящее время  находятся на стадии становления  и развития в условиях складывающихся  рыночных отношений. Подавляющее  большинство из них не имеют  ни денежных, ни материальных  средств.

        Существующая  система кредитования из-за высоких  процентов превратилось в невозвратное, не целевое финансирование. Аграрная  отрасль превратилась в неэффективный  объект финансирования. Выходом  из этой кризисной ситуации  может быть – льготное государственное  кредитование, товарный кредит под  будущий урожай, лизинговые операции, привлечение негосударственных  средств в агропромышленное производство. Однако эти формы приемлемы  для немногих благоприятных в  финансовом отношении хозяйств. В основной же массе сельскохозяйственные  предприятия не имеют возможность  использовать эти системы из-за  отсутствия гарантийных  обязательств.  Залог земли, из-за отсутствия  соответствующих методических рекомендаций, не получает должного развития  необходимо разработать и внедрить  на практике предложения по  созданию ипотечного страхового  фонда, определению цены и залоговой  стоимости земли под кредит, порядку  распоряжения землей в случае  не возврата кредита, а также  купле-продаже земли и прав  пользования на землю, поступающую  в распоряжение банковских структур.[20]

      Оживлению  процесса ипотеки должны способствовать  банковские структуры, которым  предоставлены широкие права  и свобода в поисках клиентов, изучении кредитоспособности, принятии  мер по погашению долгов и  убытков. Создание условий для  активного развития кредитования  под залог земли позволит лучше  использовать потенциальные возможности  коллективных сельскохозяйственных  предприятий, создаст условия  для укрепления предпринимательства  в лице формирующихся крестьянских  хозяйств.

      Решение  этой проблемы немного ускорилось  бы с созданием в банках  специального подразделения или  отдела, через который можно проводить  все операции с землей и  правом землепользования, оперативно  определять цену и залоговую  стоимость земли под кредит, порядок  распоряжения землей в случае  не возврата кредита, купли-продажи  земли и прав пользования, образовывать  специальные фонды землепользователей, контролировать инвестиции, вкладываемые в сельское хозяйство.

         Важной функцией государства  является установление системы  научно обоснованного землепользования. Действующая система платежей  на землю регулируется Земельным  и Налоговым кодексами, ими  установлены земельные платежи  в составе местных налогов.  Размер земельных платежей определяется  в абсолютных размерах, и в  рамках допуска законом дифференцируется  органами местной власти. Централизованный  макроэкономический подход к  установлению средних значений  земельного налога не способен  объективно выявить рентный подход, получаемый от использования  земли.          Основа  земельного налогообложения –  наличие земельного кадастра, составными  частями которого должны быть  количественный учет земель, качественная  характеристика почв и стоимостная  оценка земель.

         Налогоплательщики страны в основном  располагают количественными и  качественными показателями земель, но данная методика имеет, по  мнению экономистов-ученых, ряд устаревших  моментов, в частности:

-она выполнялась во  многом на устаревших материалах  почвенного обследования, в результате  антропогенного воздействия многие  почвы изменили свои качественные  характеристики и после повторного  обследования их оценочные показатели  варьируют в лучшую или худшую  сторону;

-существенный недостаток  выполненного этапа оценки земель  состоит еще в том, что она  выполнялась в масштабах землепользований  крупных хозяйств и не отражает  экономической ценности отдельных  земельных участков, на базе которых  сформированы крестьянские (фермерские) хозяйства, кооперативы.

         Рыночные условия хозяйствования  требуют углубления, уточнения и  изменения ряда методических  положений экономической оценки  земель, в частности нужно систематизировать  объекты оценки (почвенная разность, агропочвенная группа, поле, севооборот, землепользование предприятия); совершенствовать  информационную базу для исчисления  оценочных показателей; последовательно  детализировать оценку земель, то  есть переход к оценке отдельных  земельных участков и землепользований  новых агроформирований.

         Правильно установленный земельный  налог – это не только важная  часть в структуре цены на  землю, но и не менее значимая  составляющая себестоимости сельскохозяйственной  продукции. От величины данных  издержек зависит и доход, и  уплата других налогов, а значит  поступления в бюджет. От оптимального  установленного земельного налога  и цены на землю, может начисляться  и пенсия собственника земли,  если, например, он по достижении  старости передаст свой земельный  участок государству. 

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан