Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Исторические  аспекты налогообложения земельным  налогом

 

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной  организации начальной формой налогообложения  можно назвать жертвоприношения. 
Простейшей, исторически более ранней формой налогообложения  явились прямые налоги, т. е. Налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Однако первыми видами денежных платежей граждан явились не прямые налоги, а пошлины, т.е. плата за услуги, доставляемые государством отдельным гражданам. Налоги как таковые использовались в качестве чрезвычайной меры. Более того, обложение налогами собственных подданных, считалось сначала оскорбительным , напоминая дань с покоренных народов,  и не совместимым со званием свободного гражданина.

Закладывая основы государства  в Древней Греции в VII - IV вв. до н.э., представители знати  ввели налоги на доходы в размере одной десятой  или одной двадцатой части  доходов. Однако, имелось серьезное  противодействие налогообложению. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые  полноправные граждане полагали их унизительными  для себя. В Риме и его колониях в IV-III вв. до н.э. вводились коммунальные налоги, величина которых зависела от размеров состояния граждан в  число которых входило и количество и качество земельных участков. Определение  суммы налогов проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами, которым граждане Рима делали клятвенное заявление о своем имущественном  состоянии и семейном положении (своеобразное декларирование доходов) [1].

Поскольку налоги вносились  деньгами, они уже выполняли не только фискальную функцию, но и играли роль своеобразного стимулятора  развития хозяйства, так как население  было вынуждено производить излишки  продукции для продажи. Таким  образом, происходило расширение  товарно-денежных  отношений,  углублялся   процесс разделения труда.

Первые упоминания о взимании дани в истории налогообложения  в России относятся к эпохе  князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и  варягам. Ею облагались даже первые русские  князья.

В Киевской Руси единицами  обложения считались "дым" (количество печей в каждом хозяйстве), орудия для пахоты и количество пашни. 
Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам в Англии, по гуфам в Германии, по сохам в России.

В XII - XIII вв. широкое распространение  получил натуральный оброк - разновидность  феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк  означал обусловленную договором  найма аренду, т.е. срочное или  бессрочное пользование недвижимым имуществом. Иногда оброком называли плату государству за предоставленное  частному лицу право пользоваться казенной землей, различными угодьями.

Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству этот способ изменяют: земли разделяют  по их плодородию. Так, в Древней  Руси различались соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и  долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли. 
Таким образом, со второй половины XIV в. налоги преимущественно взимались с "сохи", ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог. Земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также по социальному положению налогоплательщика.

С образованием Московского  государства в России земельные  отношения поднимаются на более  высокий уровень развития с одновременным  их усложнением. Для определения  окладов податей и их раскладки  в Московском государстве использовалось огромное разнообразие единиц обложения, по мнению ученых, объяснявшееся только отсутствием полной унификации налоговых  норм.

Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги. Подворное обложение между отдельными посадами и общинами - более простое по сравнению с посошным - позволило определить четкие критерии распределения обязанностей по уплате податей, существенно снизить произвол и взяточничество при учете налогоплательщиков и распределении налогового бремени.

Крупнейшим сводом законов  российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения, стало Соборное уложение 1649 г. (до него основными юридическими актами в России являлись царские судебники 1497 и 1550 гг., представлявшие собой свод постановлений преимущественно процедурного характера) [5].

В Соборном уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и  уплату разного рода податей.

Важной вехой в развитии земельного налога стали реформы  Петра I. В основе его политики лежал  принцип усиления тяжести налогообложения  путем увеличения числа и объема налогов. Реформа закрепляет право  дворян самим ведать раскладкой и  сбором налогов со своих крепостных, что стало модификацией старинного оброчного принципа. Подушная система, введенная Петром I, несмотря на ее существенные недостатки, отвечала в целом социально-экономическим  условиям феодальной России, позволила  ликвидировать дефицит средств  в бюджете огромной страны. Налоги стали мощным орудием государственной  политики.

Отмена крепостного права, начало земельной реформы, попытки  правительства решить крестьянский и земельный вопросы дали новый  виток развитию земельного и податного  законодательства. Манифест и Положение  от 19.02.1861 (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали  отмену крепостной зависимости, установив  право крестьян на земельный надел  и порядок осуществления выкупных платежей за него. 
Был издан ряд указов императора о прямых податях и поземельных сборах, многочисленные разъяснения Министерства финансов, государственных имуществ и внутренних дел о порядке взимания сборов. В период с 1865 по 1879 г. было принято более 300 различных документов о государственных и земских повинностях.

Несмотря на то что документы  принимались в столице и централизованно  спускались земствам, они имели возможность регулировать оклады податей и распределять их в соответствии с утвержденными правительством размерами для губерний и областей. В ходе проводившихся реформ происходит становление и четкое выделение земельного налога, возрастает его роль, увеличиваются поступления в государственный бюджет доходов от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 г. В проекте о замене подушной подати подворным налогом и поземельной податью, составленной особой комиссией, обосновывались положительные моменты таких действий, отмечалось, что земля, представляя "...собою капитал известной ценности, может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности".

Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю  четверть XIX в. Объяснялось это несколькими  причинами:

- заметным ростом числа  крестьян - собственников земли,  а также арендаторов;

- уравнением в статусе  удельных, государственных и помещичьих  крестьян и объединением их  в сословие крестьян с единой  юрисдикцией, т.е. расширением  числа налогоплательщиков;

- раскладочным характером  налога, увеличением оклада. 
После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги правительства РСФСР были направлены на отмену ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом "О социализации земли" (1918 г.) и декретом от 30.10.1918 о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог. Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект - земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности.

В 1953 году состоялась коренная реформа  сельскохозяйственного налога, в  которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог  стали исчислять по твердым ставкам  с площади земельного участка.

С 1972 г. сельхозналогом стали облагаться только выделенные в законном порядке участки. Что же касается других, самовольно используемых участков, то в соответствии с "Положением о государственном контроле за использованием земель", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 года, они должны были изыматься, а виновные лица привлекаться к ответственности.

Указ Президиума ВС СССР о сельскохозяйственном налоге от 1 января 1984 г. внес изменения в сельскохозяйственный налог. Сельхозналог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды[6].

Своеобразная система налогообложения  на территории дореволюционного Казахстана складывалась столетиями. Казахи в  основном занимались скотоводством  и частично земледелием. Налоги они  платили в основном в натуральной  форме. Находясь под двойным гнетом чужеземных феодалов и казахской  феодальной знати, которые отбирали основную часть урожая и скота  в виде налогов, казахское население  попадало в еще большую кабалу. Такая система вела к неравномерности  обложения, к росту неплатежей со стороны плательщиков, накоплению хронических  недоимок, что выражалось в социальной напряженности. Мощный налоговый пресс  в условиях систематических злоупотреблений  феодально-родовой верхушки был  одной из причин экономической отсталости богатого по своим природным ресурсам и другим потенциальным возможностям региона.

   Основными видами налогов являлись:

  • Зякет – земельная рента или двадцатая часть скота;
  • Ушур – десятая часть урожая в земледельческих райлнах;
  • Согым – добровольные подношения своему феодалу скотом, сбор наиболее упитанного скота, предназначенного для осеннего забоя;
  • Ханлык – судебная пошлина в размере одной десятой суммы судебного иска;
  • Ясырь – военная добыча во время феодальных войн;
  • Саун – «родовая помощь», выражающаяся в отдаче скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом, возвращать этот скот с приплодом;
  • Харадж – две трети урожая;
  • Кун – плата в семикратном размере родственникам убитого султана или хаджи;
  • Аип – штраф в девять скотин за нанесение  обиды султану или ходже словом, за побои – 27 голов.
  • Барымта – захват скота ответчика или его родственников за неуплату куна или штрафа.
  • Айбана – изобличенный в воровстве возвращает украденное, увеличенное в 27 раз.
  • Кибиточная подать – плата за проживание за пределами орды на внутренних землях
  • Акциз – плата за пропуск скота за линию на казачьи земли и многие другие.

В Казахстане  вначале налоги взимались в натуральной форме, затем постепенно перешли в форму денежную.  Налоги как инструмент финансовой политики особое значение имеют в преобразовании  основ экономических и производственных отношений[7].

 

 

2   Современное состояние налогообложения земельным налогом   в  

      Республике Казахстан

 

2.1 Действующий  механизм исчисления земельного  налога.

 

  Плательщиками земельного  налога являются физические и  юридические лица, имеющие объекты  обложения:

1) на праве собственности;

2) на праве постоянного  землепользования;

3) на праве первичного  безвозмездного временного землепользования.

 По решению юридического  лица его структурные подразделения  рассматриваются в качестве плательщиков  земельного налога (далее - юридические  лица).[8]

 Не являются плательщиками земельного налога:

1) плательщики единого  земельного налога по земельным  участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется  специальный налоговый режим  для крестьянских или фермерских  хозяйств;

2) государственные учреждения;

3) государственные предприятия  исправительных учреждений уполномоченного  государственного органа в сфере  исполнения уголовных наказаний;

4) участники Великой Отечественной  войны и приравненные к ним  лица, лица, награжденные орденами  и медалями бывшего Союза ССР  за самоотверженный труд и  безупречную воинскую службу  в тылу в годы Великой Отечественной  войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с  22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года  и не награжденные орденами  и медалями бывшего Союза ССР  за самоотверженный труд и  безупречную воинскую службу  в тылу в годы Великой Отечественной  войны, инвалиды, а также один  из родителей инвалида с детства  по:

--  земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том  числе строениями и сооружениями  при нем;   придомовым земельным  участкам;    земельным участкам, предоставленным для ведения  личного домашнего (подсобного) хозяйства,  садоводства и дачного строительства,  включая земли, занятые под  постройки;    земельным участкам, занятым под гаражи;

5) многодетные матери, удостоенные  звания «Мать-героиня», награжденные  подвеской «Алтын алқа», по:

--земельным участкам, занятым  жилищным фондом, в том числе  строениями и сооружениями при  нем;     придомовым земельным  участкам;

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан