Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать обоснованный анализ налогообложения граждан - индивидуальных предпринимателей для налоговых организации в Российской Федерации на основании Налогового законодательства.
В связи с вышеизложенной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность;
- провести анализ прав и обязанностей налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
- раскрыть сущность налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы предпринимательской деятельности
1.1. Основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность и ее преимущества
1.2. Постановка на учет в налоговых органах
Глава 2. Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью
2.1. Общая характеристика налоговых органов
2.2. Мероприятия налоговых органов по налоговому учету и налоговым проверкам
2.3. Обязанности и права налоговых органов при осуществлении мероприятий налогового контроля
2.4. Обязанности и права индивидуальных предпринимателей
Глава 3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
3.1. Три системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей
3.2. Налог на доходы физических лиц
3.3. Порядок определения доходов от предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Работа налоговых органов по обложению доходов граждан от предпринимательской деятельности.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

и налоговым проверкам

 

С введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), регламентирующей права и обязанности индивидуальных предпринимателей, НО в сфере налогообложения, прошло пять лет. За это время, кажется, возможно было изучить НК РФ в полном объеме, устранив все неясности и сомнения в его применении.

Налоговое реформирование в России существенным образом изменило взаимоотношения налоговых органов, налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений.

Налоговое администрирование основывается на государственном устройстве. Согласно Конституции, Российская Федерация – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов России. В ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся установление общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней (федерального, регионального и местного) и государственные внебюджетные фонды.

Однако, индивидуальные предприниматели, сталкиваясь при проведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля «например, выездной или камеральной налоговой проверки) с различными действиями НО, часто задают себе следующие вопросы:7

- вправе ли НО совершать те или иные действия (производить осмотр, арест имущества, выемку документов);

- необходимо ли выполнять решение (акт, письмо) НО;

- можно ли обжаловать его и т.д.?

Согласно подпункту 5 п.2 ст.1 НК РФ формы и методы налогового контроля устанавливаются настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль осуществляется только налоговыми органами и только в пределах предоставленных им полномочий.

При этом в ст.82, 103 НК РФ определены основные принципы осуществления налогового контроля, согласно которым в ходе налогового

контроля не допускаются причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении, а также сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

На основании положений главы 14 НК РФ налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в следующих формах:

- налоговый учет индивидуальных предпринимателей;

- налоговые проверки;

- налоговый контроль за расходами физических лиц.

Из вышеуказанных форм налогового контроля в отношении индивидуальных предпринимателей могут осуществляться только такие формы налогового контроля, как учет НП и налоговые проверки.

Налоговый учет индивидуальных предпринимателей является первоначальной формой налогового контроля.

Данная форма налогового контроля включает мероприятия по постановке индивидуальных предпринимателей - НП на налоговый учет и мероприятия по их снятию с налогового учета.

Мероприятия по постановке индивидуальных предпринимателей на налоговый учет и по их снятию с налогового учета осуществляются налоговыми органами на основании соответствующих заявлений индивидуальных предпринимателей, а также информации, представляемой уполномоченными лицами.

По общему правилу, мероприятия по постановке индивидуальных предпринимателей на налоговый учет и их снятию с налогового учета осуществляются в отношении НП, то есть индивидуальных предпринимателей, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

По результатам осуществления налоговым органом данной формы налогового контроля в случае выявления фактов совершения налогового правонарушения может быть принято решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 116 и 117 НК РФ. В случае выявления фактов совершения административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)8, должностное лицо НО вправе составить протокол об административном правонарушении.

Под налоговыми проверками понимаются мероприятия по осуществлению налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей, являющихся НП, плательщиками сборов, налоговыми агентами.

Под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая уполномоченными должностными лицами НО в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя НО по месту нахождения НО посредством проверки налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у НО. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления индивидуальным предпринимателем налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

На суммы доплат по налогам, выявленных по результатам камеральной налоговой проверки, индивидуальному предпринимателю выставляется налоговым органом требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Вместе с тем по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом в случае выявления фактов совершения налогового правонарушения может быть принято решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности (как правило, на основании ст. 119, 122, 123, 126 НК РФ). В случае выявления в ходе проведения камеральной налоговой проверки фактов совершения административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 15.5, частью первой ст. 15.6 КоАП РФ, должностные лица НО имеют также право составить протокол об административном правонарушении.

Под выездной налоговой проверкой подразумевается проверка, проводимая по одному или нескольким налогам уполномоченными должностными лицами НО на основании решения руководителя (заместителя руководителя) НО в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом.

Выездная налоговая проверка производится по месту нахождения индивидуального предпринимателя и, по общему правилу, не может продолжаться более двух месяцев. По результатам проведения налоговым органом выездной налоговой проверки в случае выявления сумм недоимок и недоплат) по налогам, сборам, индивидуальному предпринимателю могут быть начислены к уплате суммы налогов, сборов, пени.

По результатам проведения выездной налоговой проверки в случае заявления фактов совершения налогового правонарушения НО может также принять решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности (как правило, на основании ст. 122, 123, 126 НК РФ). При обнаружении в ходе выездной налоговой проверки фактов совершения административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 15.1, 15.5, частью первой ст. 15.6, ст. 15.11 КоАП РФ, должностные лица НО вправе составить протокол об административном правонарушении.

 

2.3. Обязанности и права налоговых органов при осуществлении

                            мероприятий налогового контроля

 

На основании п.1 ст.32 НК РФ на НО в рамках осуществления налогового контроля возложены следующие обязанности:

1) обязанность по соблюдению  законодательства о налогах и  сборах (подпункт 1 п.1 ст.32 НК РФ).

Вышеуказанная обязанность НО предполагает обязанность НО руководствоваться в своей деятельности НК РФ, Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации"9 и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Одновременно НО в своей деятельности по осуществлению налогового контроля должны выполнять требования Конституции Российской Федерации, являющейся на основании ст. 15 Конституции Российской Федерации актом прямого действия, положения которого не требуют дополнительного закрепления в законодательных актах;

2) обязанность по осуществлению  контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подпункт 2 п.1 ст.32 НК РФ);

3) обязанность по ведению в установленном порядке учета НП (подпункт 3 п.1 ст.32 НК РФ);

4) обязанность по проведению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию НП о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (подпункт 4 п.1 ст.32 НК РФ);

5) обязанность по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 5 п.1 ст. 32 настоящего Кодекса);

6) обязанность по соблюдению налоговой тайны (подпункт 6 п.1 ст.32 
НКРФ);

7) обязанность по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения НО, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора (подпункт 7 п.1 ст.32 НК РФ).

Данная обязанность НО определена также п.4 ст.100, л.4 и 5ст.101 НКРФ.

Несоблюдение налоговыми органами данной обязанности по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и (или) решения НО является основанием для отмены должностным лицом вышестоящего НО либо судом принятого налоговым органом решения; несоблюдение налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту налогового уведомления или требования об уплате налога и сбора в силу различных положений действующего законодательства фактически приводит к невозможности взыскания налоговым органом данных сумм налога, сбора, пени с индивидуального предпринимателя.10

НО несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (п.2 ст.32 НК РФ).

При рассмотрении обязанностей НО нельзя не принимать во внимание, что фактически реализация возложенных на НО обязанностей осуществляется через действия (бездействие) должностных лиц НО.

Должностными лицами НО являются работники НО, которые на основании положений действующего законодательства постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в рамках налоговых правоотношений.

Согласно положениям ст. 33 НК РФ должностные лица НО обязаны:

- действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности НО;

- корректно и внимательно относиться к НП, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

В соответствии со ст.31 НК РФ НО при осуществлении мероприятий налогового контроля имеют следующие права:

- право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (подпункт 1 п. 1 ст.31 НК РФ);

- право НО при проведении налоговых проверок истребовать у налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, предусмотрено частью четвертой ст.88, ст.93 ПК РФ;

- кроме того, право производить у индивидуальных предпринимателей проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке, предоставлено НО п.1 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации";11

- право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (подпункт 2 п.1 ст.31 настоящего Кодекса);

- право производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случае, если имеются достаточно веские основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подпункт 3 п.1 ст.31, ст.89, 94 НК РФ);

Информация о работе Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью