Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать обоснованный анализ налогообложения граждан - индивидуальных предпринимателей для налоговых организации в Российской Федерации на основании Налогового законодательства.
В связи с вышеизложенной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность;
- провести анализ прав и обязанностей налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
- раскрыть сущность налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы предпринимательской деятельности
1.1. Основные признаки, определяющие предпринимательскую деятельность и ее преимущества
1.2. Постановка на учет в налоговых органах
Глава 2. Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью
2.1. Общая характеристика налоговых органов
2.2. Мероприятия налоговых органов по налоговому учету и налоговым проверкам
2.3. Обязанности и права налоговых органов при осуществлении мероприятий налогового контроля
2.4. Обязанности и права индивидуальных предпринимателей
Глава 3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
3.1. Три системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей
3.2. Налог на доходы физических лиц
3.3. Порядок определения доходов от предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Работа налоговых органов по обложению доходов граждан от предпринимательской деятельности.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

- пунктом 7 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" НО предоставлено право изымать у индивидуальных предпринимателей документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных ОН, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания;

- право вызывать на основании письменного уведомления в НО НП, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подпункт 4 п.1 ст.31 НК РФ);

- право приостанавливать операции по счетам НП, 
плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество НП, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 5 п.1 ст.31, ст.76, 77 настоящего Кодекса).

Механизм и порядок приостановления операций по счетам НП, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках регламентирован ст.76 НК РФ.

- Право приостанавливать операции граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) НО и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, также предоставлено НО пунктом 2 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации";

- право осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом для извлечения дохода либо связанные с содержанием ОН независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику, плательщику сборов, налоговому агенту имущества (подпункт 6 п.1 ст.31, ст.89 НК РФ);

- должностное лицо НО, проводящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п.1 ст.92 НК РФ). Согласно части четвертой ст.89 НК РФ уполномоченные должностные лица НО, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом для извлечения дохода либо связанных с содержанием ОН, в установленном ст.92 НК РФ порядке;

- право обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием ОН независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения граждан предоставлено НО также пунктом 4 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

При этом согласно вышеназванной норме в случаях отказа граждан допустить должностных лиц НО к обследованию вышеуказанных помещений НО вправе определять налогооблагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью;

- право определять суммы налогов, подлежащие внесению индивидуальными предпринимателями в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у НО информации, а также данных об иных индивидуальных предпринимателях в случаях отказа индивидуального предпринимателя допустить должностных лиц НО к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием ОН, непредставления в течение более двух месяцев НО необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета ОН или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (подпункт 7 п.1 ст.31 НК РФ);

- право требовать от НП, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение вышеуказанных требований (подпункт 8 п.1 ст.31, ст.88 НК РФ).

- кроме того, имеет право требовать от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение закреплено за налоговыми органами пунктом 5 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

Право контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, предоставлено НО пунктом 2 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации";

- право взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (подпункт 9 п.1 ст.31 настоящего Кодекса). Данное право закреплено за налоговыми органами также пунктом 9 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации";

- право привлекать для проведения мероприятий налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (подпункт 12 п.1 ст.31, ст.95, 96, 97 НК РФ);

- право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения мероприятий налогового контроля (подпункт 13 п.1 ст.31, ст.90 НК РФ);

- право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Данное право закреплено за налоговыми органами и нормами Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

Перечень исков (заявлений), которые могут быть предъявлены к индивидуальным предпринимателям в арбитражные суды, установлен подпунктом 16 п. 1 ст.31 НК РФ и пунктом 11 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

Отдельными статьями НК РФ НО наделены и иными правами. Так, на основании ст.40 НК РФ НО при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Кроме того, Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" НО наделены следующими иными правами:12

1) право получать от граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения (п. 3 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

При этом пунктом 3 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" подчеркивается, что должностные лица НО обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

2) право выносить решения о привлечении индивидуальных предпринимателей к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном НК РФ (п.8 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

На основании положений ст.8 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", ст. 101, 101.1 НК РФ вышеуказанное право предоставлено только руководителям НО и их заместителям;

3) право возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (п. 10 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации");

4) право составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае выявления правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 15.1, 15.3, 15.5, частью первой ст. 15.6, ст. 15.11 КоАП РФ13;

5) право осуществлять рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности НО (ст.23.5 КоАПРФ);

6) право создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением (п. 13 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

 

      2.4. Обязанности и права индивидуальных предпринимателей

 

На основании п. 1 ст. 23 НК РФ на индивидуальных предпринимателей -НП, возложены следующие обязанности:

1) обязанность по уплате законно  установленных налогов и сборов  «подпункт 1 п.1 ст.23 НК РФ).

Подпункт 1 п.1 ст.23 НК РФ воспроизводит положения ст.57 Конституции Российской Федерации;

2) обязанность по постановке на учет в налоговых органах (подпункт 2 
п.1 ст.23 НК РФ).

Осуществляемые действия (представляемые документы) при постановке на учет в налоговых органах перечислены в ст.83, 84 НК РФ;

3) обязанность по ведению в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и ОН (подпункт 3 п.1 ст.23 НК РФ).

Обязанность по введению в установленном порядке учета доходов, 
расходов и ОН обусловлена тем, что на основе данных этого учета индивидуальными предпринимателями исчисляется налоговая база по налогам по итогам каждого налогового периода. Согласно ст.54 НК РФ НП - индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

4) обязанность по представлению в НО по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерской отчетности (подпункт 4 п.1 ст.23 НК РФ);

5) обязанность по представлению НО и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (подпункт 5 п.1 ст.23 настоящего Кодекса)14.

При проведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля индивидуальные предприниматели обязаны представлять должностным лицам данных органов документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Такими документами могут быть платежные поручения, квитанции к приходным и расходным кассовым ордерам, выписки банков, свидетельствующие об уплате налога;

6) обязанность по выполнению законных требований НО об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также по непрепятствованию законной деятельности должностных лиц НО при исполнении ими своих служебных обязанностей (подпункт 6 п.1 ст.23 НК РФ). Данной обязанности индивидуальных предпринимателей соответствует установленное подпунктом 11 п.1 ст.21 НК РФ право не выполнять неправомерные акты и требования НО и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

7) обязанность по предоставлению НО необходимой информации и документов в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ 
(подпункт 7 п.1 ст.23 настоящего Кодекса);

8) обязанность по обеспечению в течение четырех лет сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для счисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги (подпункт 8 п.1 ст.23 НК РФ);

Кроме того, на основании подпункта 9 п.1 ст.23 НК РФ индивидуальные предприниматели - НП, также обязаны нести иные, не указанные в ст.23 НК РФ обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

На основании п.3 ст.24 НК РФ на налоговых агентов возложены следующие обязанности:15

1) обязанность по правильному и своевременному исчислению, удержанию из средств, выплачиваемых НП, и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов (подпункт 1 п.З ст.24 НК РФ).

Данная обязанность индивидуальных предпринимателей - налоговых агентов обусловлена самим содержанием статуса налогового агента, то есть лица, на которого действующим законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

2) обязанность по сообщению в НО по месту своего учета в течение одного месяца письменно о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика (подпункт 2 п.З ст.24 НК РФ).

Пунктом 5 ст.226 НК РФ установлена обязанность налогового агента при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога сообщить в НО по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Под невозможностью удержать налог признаются, в частности, случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Установление вышеуказанной обязанности обусловлено необходимостью обеспечить поступление денежных средств в бюджеты внебюджетные фонды), поскольку при отсутствии возможности у налогового агента удержать, а следовательно, перечислить в бюджет сумму налога, НО на основании ст.46-48 НК РФ обязаны самостоятельно принимать меры по взысканию подлежащих внесению в бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов;

Информация о работе Права и обязанности налоговых органов и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью